Чаадаев идея и историческая судьба его Философических писем.
Курсовая по предмету:
"Философия"
Название работы:
"Чаадаев идея и историческая судьба его Философических писем."
Автор работы: Елена
Страниц: 25 шт.
Год:2012
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
1. Чаадаев: идея и историческая судьба его «Философических писем»
Попытки осознания особенности развития российского народа, российского государства, делались очень давно. Такими были и формула: «Москва третий Рим», и мнение Ивана Грозного, и «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, некоторые декабристские разработки, например «Русская правда» Пестеля или другие конституционные проекты. Документами российского национального самосознания были собственное исторические исследования XVIII - XIX ст., Например «История государства Российского» Карамзина. Но конституция России, выдвинутая в «Философических письмах» является первым в истории российского общественного мнения документом российского национального самосознания, в котором осмысленно ведется разговор в широком философско-историческом контексте [3,45]. Но именно П.Чаадаев, в работах которого в обобщающей форме, выявляя целый ряд исторических закономерностей, мы можем проследить их сопоставление с российской действительностью и историей, что подвергает в связи с этим и ту и другую острой критике - совсем нетрадиционной.
И в этом смысле «Философические письма» являются произведением, в самом деле, новаторским, делают эпоху.
Кто же такой был – Петр Чаадаев, человек, известный в первую очередь своей дружбой с великим поэтом – Александром Пушкиным? Будущий философ родился в старинной зажиточной дворянской семье. В 1808-1811 учился в Московском университете, был дружен с А.С. Грибоедовым, будущими декабристами Н. И. Тургеневым, И. Д. Якушкиным [2,23]. Во время Отечественной войны 1812 г. принимал участие в Бородинской битве, ходил в штыковую атаку при Кульме, был награжден российским орденом св. Анны и прусским Железным крестом. В 1814 в Кракове был принят к масонскую ложу. В 1816 был переведен к лейб-гвардии Гусарский полк, расквартированный в Царском Селе. В доме Н. Н. Карамзина Чаадаев познакомился с А. С. Пушкиным, на которого оказал огромное влияние. Не считая моральным продолжать службу после наказания близких друзей из восставшего в 1820 г. Семеновского полка, Чаадаев отказался от блестящей карьеры и в 1821 вышел в отставку. Вступив в общество декабристов, участия в его делах не принимал [2,51] . Когда декабристы выступили против царя, Чаадаев был за границей. Еще в 1823 году он отправился в трехлетнее путешествие. Петр Яковлевич посетил Англию, Францию, Италию, Швейцарию, Германию. В Карлсбаде он встречался с немецким философом Шеллингом. На родину Чаадаев вернулся лишь осенью 1626 года, когда его друзья-декабристы были осуждены. Поражение декабристского движения передовая общественность переживала очень глубоко. У Чаадаева для этого были и причины личного характера. С осени 1826 года Чаадаев живет в имении тетки в Дмитровском уезде. Пять лет продолжается его затворническая жизнь, наполненная напряженной мыслительной работой. Его позиция в тот период очень хорошо иллюстрируется содержанием письма к Вяземскому: «Неужто надобно непременно делать дела, чтобы делать дело? Конечно, можно делать и то и другое, но из этого не следует, чтобы мысль... не могла быть вещь очень дельная Настанет время, она явится и там» [10,85]. В это время он познакомился с Екатериной Дмитриевной Паниной. Екатерина Дмитриевна выделялась в глазах Чаадаева из толпы беспокойством духа и развитостью ума, умением находить «прелесть в познании и в величавых эмоциях созерцания». Надо только, думал он, наполнить эти свойства существенным содержанием, ибо молодая женщина не заглядывает в Евангелие, не ходит в церковь и вообще пребывает в полном религиозном неведении. Тогда и многие тяжелые для нее проблемы повернутся к ней другой стороной. И Чаадаев посоветовал Екатерине Дмитриевне, говоря словами его первого философического письма, «облечься в одежду смирения, которая так к лицу вашему полу», «что «скорее всего, умиротворит ваш взволнованный дух и прольет тихую отраду в ваше существование» [10,107].
Содержание работы
Введение 3
1. Чаадаев: идея и историческая судьба его «Философических писем» 4
2. Будущее России по «Философическим письмам» 16
3. Значение «Философических писем» 21
Заключение 24
Список литературы 26
Использованная литература
- Вебер Альфред. История европейской философии / И.А. Линниченко (пер. со 2-го фр. изд), Вл.В. Подвысоцкий (пер. со 2-го фр. изд). - Изд.2-е - М.: URSS. ЛКИ, 2007. - X, 409с.
- Галактионов А.А Никандров Л.Ф. Русская философия IX - XIX ст. Л: ЛДУ 1989.
- Евлампиев Игорь Иванович. История русской философии: Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Высшая школа, 2002. - 584с.
- История философии в кратком изложении / И.И. Богута (пер). - М.: Мысль, 2008. - 590с.
- Зеньковский В.В. История русской философии. Т. 1. Ч. 1. Л., 1991.
- Лазарев В.В. Чаадаев М.: Юридическая , 1986.
- Лосский Н.О. История русской философии/ Пер. с англ. – М.: Советский писатель, 1991. – С. 50-55.
- Рашковский Е.Б., Хорос В.Г. Проблема «Запад - Россия – Восток» в философском наследии П.Я. Чаадаева// Восток–Запад. Исследования. Переводы. Публикации. Вып. 3. - М.: Наука, 1988. - С. 110–142.
- Чаадаев П. Я. Полное собрание сочинений Т.1. Г. Вид. Наука 1991.
- Чаадаев П. Я. Статьи и письма. - М., 1989.
- Чернышевский Н.Г.. Статьи, исследования и материалы. - Саратов: Изд-во Саратовского госуниверситета. - 1987 - Вып. 10.
- Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2009. – С. 278-299.
- Шеррер Ю. Неославянофильство и германофобия // Вопросы философии. 1989. № 9. С. 84-96.