Философские проблемы познания
Курсовая по предмету:
"Философия"
Название работы:
"Философские проблемы познания"
Автор работы: Юлия
Страниц: 29 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение.
Познание — «философская категория, описывающая процесс построения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково-символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и др. людьми в ходе синтеза различных контекстов опыта» .
Всякая философская концепция познания несет в себе отпечаток содержания всего философского учения в целом. Выделяют, таким образом, эволюционное, трансценденталистское, аналитическое, феноменологическое, герменевтическое, психоаналитическое, марксистское, и другие трактовки познания, производные от соответствующих философских учений.
Помимо философских, имеют место и специально-научные концепции познания — психологическая, нейрофизиологическая, лингвистическая, социологическая, логическая, информационная, синергетическая, часто выступающие в единстве с некоторыми философскими учениями. За пределами науки и философии не заканчивается рефлексия о познании.
Повседневное словоупотребление стихийно формирует обыденное понимание познания; в религии и теологии идет речь о способах и формах познания Бога; магия и оккультные науки стремятся разработать методы познания таинственных субстанций, астральных влияний, демонических сил. В истории философии и науки существует устойчивая тенденция включения элементов вненаучных представлений о познании в философско-научные концепции.
Философские проблемы познания составляют предмет теории познания, или гносеологии. “Гносеология” – слово греческого происхождения (гнозис – знание и логос – слово, учение). Теория познания отвечает на вопросы, что такое познание, каковы его основные формы, каковы закономерности перехода от незнания к знанию, что такое субъект и объект познания, какова структура познавательного процесса, что такое истина и каков ее критерий, а так же на многие другие. В философию термин “теория познания” ввел шотландский философ Дж. Феррьер в 1854 г .
Содержание работы
Введение
3
Глава 1. Проблема познания в философии: субъект и объект познания
1.1. Аргументы В.Г. Ф. Гегеля в пользу всесилия человеческого разума 4
7
Глава 2. Формы чувственного и рационального познания, их единство в познавательной деятельности 10
Глава 3. Методы научного познания 13
4. Истина и ее критерии 19
4.1. Корреспондентская, когерентная и прагматическая теории истины
4.2. Неклассические концепции истины 20
23
Заключение 25
Список использованной литературы 29
Использованная литература
- Новая философская энциклопедия под ред. В. С. Степина. Т. 1-4. М., 2000-2001.
- Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.
- Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. К., 1997.
- Смирнов И., Титов В. Философия: Учебник для студентов высших учебных заведений. М., 1998.
- Чудинов Э. М. Природа научной истины. М., 1977.
- Швырев В. С. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. М., 1988.