Философия
Контрольная по предмету:
"Философия"
Название работы:
"Философия"
Автор работы: Соловьёв Александр
Страниц: 24 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
1. Какие вы знаете функции философии?
Непосредственной целью науки является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Философия всегда в той или иной степени выполняла по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации ее результатов. Философию объединяет с наукой также и стремление к теоретической форме построения знания, к логической доказательности, обоснованности и аргументированности своих выводов.
Философия в современном мире имеет немало значимых для человека функций. Важнейшей функцией философии является теоретико-познавательная, на основе которой происходит формирование в сознании человека и общества определенной картины мира. Вторая функция философии заключается в формировании убеждений человека. Убеждения составляют основу философской культуры. Они представляют собой единство рационального, эмоционального и волевого отношения человека к миру. Философии присуща и познавательная функция. Она выявляет законы познания и логику изменения знаний как результата развития общества. В философии всегда присутствует аксиологическая (оценочная) функция. Философствование всегда связано с оценкой существующего с созданием таких систем ценностей, которые отражают интересы разных общественных сил.
2. Что такое философский монизм в толковании проблемы бытия?
В качестве систематизирующей идеи ФКМ выступает понятие бытия. В философии нет более фундаментальной проблемы, чем выяснение сущности бытия. С самого начала становления философии мыслители пытались уяснить смысл всего существующего, и в настоящее время эта проблема остается одной из главных в философии.
Необходимо различать: 1) обыденный смысл понятия «бытия», совпадающий с такими понятиями, как «существовать», «быть», «есть», «находиться в наличии», где фиксируется факт существования какого-то явления, предмета, процесса, и 2) сугубо философский смысл категории «бытия».
Со времен античности в философии различают «бытие» и «сущее». Под «сущим» понимают совокупность вещей и процессов, бесконечно многообразных в своих проявлениях, с которыми сталкивается человек при первых же попытках понять самого себя и окружающую его действительность. При этом возникают вопросы:
— Что представляет собой окружающая человека действительность?
— Что обеспечивает ее многообразное существование?
— Как и откуда все произошло?
— Что или кто движет миром?
— Что или кто является причиной существования мира вообще?
Поиски ответов на эти вопросы и отразились в различных трактовках категории «бытие». Бытие – есть начало, «чистое» существование, не имеющее причины. Оно начало, причина самого себя, самодостаточная, ни к чему не сводимая, ни из чего не выводимая, обеспечивающая миру порядок, стабильность и развитие. Бытие – это то, что обеспечивает существование. Бытие — это последнее, о чем еще можно спрашивать. Но последнее не может быть определено традиционным способом, ибо определять что-либо можно, только используя в качестве основы сравнение, сопоставление, что-то другое, находящееся позади определяемого, более общее, более глубокое. Но последнее таково, что за ним уже ничего не стоит, оно сущность самого себя.
Первую философскую концепцию бытия выдвинули досократики, однако уже в древнеиндийских и древнекитайских источниках возникновение которых относят к началу первого тысячелетия до н.э., встречаются, нередко противоречащие друг другу идеи о первоначале мира. Так, в Ведах и Упанишадах развиваются представления о целостной духовной субстанции, о бессмертии индивидуальной души и отрицающие их рассуждения о естественных началах сущего – огне, воздухе, воде, свете, пространстве и времени. В древнекитайской философии первоосновы мира образующие все многообразие действительности именуются стихиями (вода, земля, дерево, металл, огонь). Античные мыслители стремились найти одну первопричину всего сущего (вода - у Фалеса, воздух - у Анаксимена, «апейрон» - у Анаксимандра, огонь - у Гераклита, атомы у Демокрита и Левкиппа, и т.д.), при этом они подчеркивали изменчивую природу вещей. Практически все более или менее известные философы этого периода прямо или косвенно анализировали проблему бытия, соотнося ее с вечным и совершенным космосом (космоцентризм), в подавляющем большинстве отождествляя бытие с проявлениями или свойствами предметно-чувственного мира.
Заслуга выделения категории «бытия» как предмета философского анализа принадлежит Пармениду, он же, в отличие от всех предыдущих философов, обосновал неизменную сущность истинного бытия. Бытие едино, неделимо, совершенно неизменно и неподвижно. Оно не возникало и не может погибнуть, ибо помимо него ничего нет и быть не может, оно похоже «на глыбу совершенно круглого шара».
Значительный вклад в трактовку бытия внес Платон, выделяя "истинное бытие" - мир «чистых идей», и противопоставляя его "чувственному бытию". Платон впервые структурировал бытие, включив в него все сущее.
Содержание работы
1. Какие вы знаете функции философии? 3
2. Что такое философский монизм в толковании проблемы бытия? 3
3. В чем суть теоцентристского понимания человека? 6
4. Что такое эмпиризм в гносеологии? 7
5. Чем законы природы отличаются от законов общества? 8
6. В чем заключается предмет исследования философии права? 8
7. В чем смысл спора между номиналистами и реалистами в средневековой философии? 9
8. Как вы понимаете выражение : \"Философия - это жизнь, а жизнь - это философия\"? 9
9. Представитель какого из ниже перечисленных направлений и почему мог сравнивать человека с машиной (объективный идеализм, метафизический материализм, экзистенциализм)? 10
10. Почему Гераклита называют одним из первых античных диалектиков? 11
Список литературы 13
Использованная литература
- Введение в философию: В 2 т. М., 1990.
- Гусейнов А. А. Великие моралисты. М., Республика, 1995.
- Ильин И. А. Философия и жизнь. М., 1993.
- История философии в кратком изложении, М., 1991, в пер. И.И. Богута.
- На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. Философия и мировоззрение. М., 1990.
- Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М.: Центр, 1997.
- Розенталь М. Философский словарь. — М., Издательство политической литературы, 1975.
- Спиркин А. Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 1999.
- Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений. — М.: 1958. Т. 18.
- Философия. Учебник для вузов. 1995.
- Философия: учебник для высших учебных заведений. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999.
- Философский словарь. / под ред. И.Т. Фролова.5е изд. - М.: Политиздат, 1986.
- Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
- Ясперс Карл. Общая психопатология/ пер. с нем. - М.: Практика,