Современная цивилизация и проблема прогресса
Курсовая по предмету:
"Философия"
Название работы:
"Современная цивилизация и проблема прогресса"
Автор работы: александр лобан
Страниц: 32 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Актуальность работы. Современный этап цивилизационного развития аккумулирует весь исторический опыт, накопленный человечеством, разнообразные пути и формы его общественного развития и позволяет сквозь призму «истории человечества в целом» понять место, направлен-ность и смысл исторических событий, специфику и роль отдельных цивилизаций в мировом историческом процессе, его целостность и взаимозависимость.
Научно-исследовательская значимость работы состоит в анализе исторических взглядов исследователей на проблему развития цивилизации, потому что человеческая история как целое не может быть понята вне понимания частей, т. е. отдельных ее фрагментов, признания уникальности цивилизации, а также постоянного сопоставле¬ния исторической целостности с узловыми моментами развития человеческой цивилизации.
Практическая значимость работы связана с необходимостью осмысления интереснейших и сложнейших проблем жизни че¬ловека, общества, культуры, о взаимодействии коэволюционных составляющих прогресса цивилизации, важности глубокого понимания гумани¬тарных проблем и необходимости их всестороннего изу¬чения.
Задачи исследования:
Определить понятие цивилизации;
Рассмотреть типологию цивилизаций в исторической динамике;
Изучить особенности типологии современных цивилизаций;
Определить понятие процесса и его критериев в развитий современных цивилизаций;
Обозначить проблемы прогресса современной цивилизации.
Методологические принципы исследования:
1) принцип детерминизма (все социальные явления причинно обусловлены, между ними существует всеобщая закономерная связь);
2) принцип объективности (личная позиция исследователя не должна влиять на результаты проводимого им исследования, выводы должны делаться только на основе фактических данных);
3) принцип развития (изучение явлений социальной сферы должно проводиться в их развитии, т.е. отражение этих явлений не должно носить застывший характер)
В исследовательской работе рассматривается круг вопросов, связанных с определением сущности понятий цивилизации и прогресса, определяются типы цивилизаций и критерии общественного прогресса, анализируются проблемы прогресса в современной цивилизации.
§1. Подходы к определению цивилизации и ее типологии
1.1. Понятие «цивилизации», неоднозначность трактования
Термин «цивилизация» (от лат. Civilis гражданский, государственный) исполь¬зуется в различных смыслах [2, с. 324]. Во-первых, как историческая ступень в развитии человече¬ства, которая началась после варварства и характеризуется обра¬зованием классов, государства, урбанизацией и возникновением письменности. В такой интерпретации термин «цивилизация» и служит для противопоставления собственно социальной фор¬мы организации жизни общества кровнородственным, есте¬ственно сложившимся формам. В современной литературе тер¬мин «цивилизация» сохраняет свой первоначальный смысл как антитеза варварству. Во-вторых, понятие цивилизации исполь¬зуется как характеристика целостности всех культур, их обще¬человеческое единство («мировая цивилизация», «цивилизован¬ный образ жизни» и т.п.). В-третьих, как синоним термина «материальная культура»: то, что дает комфорт, удобство, пре¬доставляемое техникой (жилище, бытовая техника, транспорт и связь, обслуживание и т.п.) В-четвертых, как характеристика единства исторического процесса. Это понятие служит в каче¬стве критерия сравнительной оценки определенных этапов ис¬тории в связи с развитием общественного богатства. Развитие общества в этом случае характеризуется понятиями «цивилизо¬ванность», «низшая ступень развития цивилизации», «общий уровень цивилизации», «промежуточные стадии цивилизации». Но названное понимание цивилизации не является достаточ¬ным, поскольку отсутствует критерий, позволяющий опреде¬лить уровень, степень или стадию ее развития. В середине XVIII в. понятие цивилизации использовалось как оппозиция «естественному» состоянию человека, а в качестве критерия прогресса цивилизации утверждалась идея общественного блага в ее различных модификациях. Кант усматривал различие меж¬ду цивилизацией и культурой. Шпенглер абсолютизировал это различие, определив цивилизацию как момент в развитии куль¬туры. На анализе огромного фактического материала он пришел к выводу, что в истории человечества существовало и существует множество самобытных и эквивалентных по значимости куль¬тур, каждая из которых завершает пройденный ею жизненный цикл стадией омертвления, которую Шпенглер называет циви¬лизацией. Подобно живым организмам, цивилизации пережи-вают все возрасты человека: «У каждой имеется свое детство, юность, возмужалость и старость» [2, с. 324].
Содержание работы
Введение
§1. Подходы к определению цивилизации и ее типологии . 3
1.1. Понятие «цивилизации», неоднозначность трактования 5
1.2. Типы цивилизаций в исторической динамике . 9
1.3. Типы современных цивилизаций . 13
§2. Прогресс и современная цивилизация .. 18
2.2. Критерии общественного прогресса 20
2.3. Проблемы прогресса в современной цивилизации 22
Заключение . 30
Список литературы 31
Использованная литература
- Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации.- М. Владос, 1994. 336 с.
- Бучило И.Ф. Чумаков А.Н. Философия: учебное пособие. М.: ПЕРСЭ, 2001. 447 с.
- Введение в философию. Учеб. пособие для вузов. Изд. 4. М., 2004.
- Гриненко Г.В. История философии: Учебник. М: Юрайт-Пресс, 2004.
- Малькова Т.П. Фролова М.А. Введение в социальную философию. М: Международная педагогическая академия, 1995. 192 с.
- Мир философии: Книга для чтения в 2-х ч. М., 1991
- Невлева И.М. Философия. М.: Изд-во РДЛ, 2002. 448 с.
- Крапивенский С.Б. Социальная философия. М.: Владос, 1998, 416 с.
- Философия: Учебник для вузов. Отв. ред. В.Н.Кохановский. Ростов н/Д, 1995.
- Яскевич Я.С. Социальная философия: антиномии чел. бытия. Мн., РИВШ, 2005. 420 с.