Сверхчеловек и последний человек концепции Ф.Ницше и тенденции
Курсовая по предмету:
"Философия"
Название работы:
"Сверхчеловек и последний человек концепции Ф.Ницше и тенденции"
Автор работы: Сергей Лебедев
Страниц: 24 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Фридрих Ницше (1844-1900) - один из самых блестящих и спорных мыслителей европейской философии . Время, в которое жил Фридрих Ницше, было очень сложным: Германия переживала болезненный процесс объединения, проводимый жесткой рукой Бисмарка, ломались столетиями накопленные стереотипы, нормы, правила, которые были так привычны, приятны и ценны немецкой душе и которые так хотелось сохранить. Немецкая интеллигенция, прекрасно образованная, воспитанная цветом европейской культуры - сонмом великих поэтов, философов и музыкантов, больше всего желала плодотворного развития идей и традиций самой передовой в то время в Европе немецкой культуры и лишь очень немногие видели необходимость радикальных перемен.
Мне кажется одним из них был Фридрих Ницше.
Главной позитивной ценностью нравственного учения Ницше, без сомнения, является идея возвышения человека.
Я думаю, что никто до и после Ницше с такой прозорливостью не смог предвидеть всю опасность общества маленьких, серых, покорных людей.
Это неприятие социальной системы, построенной либо на безмерном подчинении какой-либо одной идеологии, либо на принципах утилитаризма и прагматизма, где обесценено главное - личность, ее индивидуальность и неповторимость. Это идея возвышения человека, преодоление всего мелочного, обыденного, незначительного для жизни. Многие категории нравственного учения Ницше вошли в философско-этическую науку и в наш обыденный язык: "переоценка ценностей", "Сверхчеловек", то есть "которых слишком много"; "человеческое, слишком человеческое"; мораль "по ту сторону добра и зла".
Становление концепций Ницше
Фридрих Ницше родился 15 октября 1844 года в Реккене, Саксония. Жизнь Ницше была проста. Отец его был протестантским пастором, и Ницше получил очень религиозное воспитание. Он учился в университете на классическом и филологическом отделениях настолько блестяще, что в 1869 году, еще до получения степени, ему предложили быть профессором филологии в Базеле; это место он принял. Он никогда не обладал хорошим здоровьем и после периодических отпусков по болезни был вынужден в 1879 году уйти в отставку. После этого Ницше жил в Швейцарии и Италии. В 1888 году он сошел с ума и в таком состоянии пребывал до самой смерти. Ницше страстно любил Вагнера, но поссорился с ним после написания оперы «Парсифаль», которая показалась Ницше слишком христианской и полной самоотречения. После ссоры он жестоко ругал Вагнера и даже дошел до того, что обвинил Вагнера в том, что он еврей. Однако общее мировоззрение Ницше оставалось очень схожим с мировоззрением Вагнера, которое отразилось в его музыкальном цикле «Кольцо Нибелунгов». Сверхчеловек Ницше во всем сильно напоминает Зигфрида, за исключением того, что он знает греческий язык .
Рано проявивший необычайную одаренность в поэзии и музыке, филолог по образованию, в двадцать пять лет он получил место профессора филологии в университете Базеля. Его считали надеждой немецкой филологии. Великий Рихард Вагнер был его другом, хотя между ними было тридцать лет разницы. Его книги великолепны с точки зрения языка, увлекательны для чтения и полны потрясающих по новизне идей. И тем не менее практически все они были встречены в штыки как критикой, так и читающей публикой, прижизненная слава Ницше носила скандальный характер. Очевидно, дело было именно в его идеях .
Поворотным моментом в становлении концепций Ницше стало прочтение им книги малоизвестного в те годы Артура Шопенгауэра "Мир как Воля и Представление". "Я понял его, как если бы он писал для меня", - так скажет Ницше о своем учителе. Несомненно, в Шопенгауэре его привлекла идея Воли, которая, по определению автора, есть внутренняя сущность субъекта, для которого мир есть объект созерцания - Представление. Воля также оказывается у Шопенгауэра внутренней сущностью всех сил, созидающих мир. Все есть в своей сущности воля, она лишь объективируется временем и пространством, становясь волей к жизни (термин, мимо которого Ницше пройти не мог). Нисходя по ступеням объективации (пространство и время, платоновские идеи, силы природы, всякая деятельность человека), Воля предстает объективному познанию лишь в виде объектов, определенных этими ступенями объективации. Именно их рассматривает мышление и потому в своей сущности Воля остается для него непознаваемой .
Содержание работы
Введение 3
Становление концепций Ницше 4
Учение о человеке и культуре 11
Идеал человека - сверхчеловек 18
Заключение 23
Литература 24
Использованная литература
- Блинников Л.В. Великие философы. Словарь – справочник. М.,1999. – 560 С.
- Галеви Даниэль. Жизнь Фр.Ницше. – 457 С.
- Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия: проблемы нравственной философии. - М:Мол.Гвардия,1987.-317с.
- Краткая философская энциклопедия. "Прогресс", 1994 – 503 С.
- Ницше Ф. По ту сторону добра и зла; к генеалогии морали.
- А. Николаева, Е. Воронцова, В. Вейнштока. - Мн.:Беларусь,1992. - 204 С.
- Ницше Ф. Сочинение в 2 т. /Пер. с нем; Под ред.К.Сваскян.-М:Мысль,1990.
- Фридрих Ницше. Сочинения в 2-х томах. "Мысль" 1990.
- Ясперс К. Ницше и христианство. М.: Медиум., 1994. 209 С.
- Радугин А.А. Философия. - М.: Центр, 1997. 171 С.
- Виндельбанд В. История древней философии. - СПб., 1993.
- Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. – М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2000. 333 С.
- Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций. Учебное пособие – Брянск: Курсив, 2000. С. 402