Религиозная философия В.С.Соловьева
Реферат по предмету:
"Философия"
Название работы:
"Религиозная философия В.С.Соловьева "
Автор работы: Юлия
Страниц: 15 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Актуальность данной темы определяется тем, что миросозерцание В. Соловьева является ключом, с помощью которого можно осмыслить атмосферу напряженной духовной жизни России на переломе ХIХ-ХХ столетий. Сейчас, в условиях духовного возрождения России, возникла настоятельная необходимость возвращать незаслуженно забытые имена выдающихся мыслителей. Не может по-настоящему жить и творить народ, не знающий своих духовных вождей, тем более таких, которые по масштабу дарования стояли на уровне с крупнейшими учеными и мыслителями западной и восточной философии.
Владимир Соловьев – выдающийся русский мыслитель второй половины ХIХ в., заложивший основы русской религиозной философии. В его жилах билась кровь проповедника, публициста, оратора, литературного критика, поэта, человека, преданного изысканным духовным интересам.
Миросозерцание В. Соловьева представляет собой своеобразный синтез славянофильских и западнических воззрений, послуживших отправной точкой для развития целого периода русской религиозной мысли – русского религиозного Ренессанса, который по глубине проникновения в тайны мироздания превосходил самые смелые взлеты европейской мысли
Вне контекста идей, сформулированных В. Соловьевым (его метафизики, софиологии, эсхатологии), не может быть в полной мере понято творчество Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Л.П. Карсавина, братьев Е.Н. и С.Н. Трубецких, П.А. Флоренского, С.Л. Франка и др.
Творчество Соловьева по праву занимало одно из центральных мест в истории общественной мысли России ХIХ в. Однако его наследие в силу известных причин долгое время находилось на периферии общественного сознания и если упоминалось, то главным образом в негативном плане, как «богоискательское» увлечение разочарованной российской интеллигенции. Почти единственным объективным источником представлений о В. Соловьеве можно назвать книгу старейшего русского философа А.Ф. Лосева «Владимир Соловьев».
Творческое наследие В. Соловьева настолько многогранно, что его с одинаковым правом можно назвать философом и религиозным мыслителем, ярким публицистом и поэтом, исследователем социально-исторических проблем и проблем права. Особое место в его научных трудах занимают социально-политические идеи.
В 80-х годах ХIХ в. В. Соловьев активно разрабатывает и популяризирует теократическую концепцию. Теократический идеал общественного устройства рассматривался им как совершенно необходимый для дальнейшего существования всего человечества.
Первое представление о философской системе В.С. Соловьева можно составить по его основным трудам: «Оправдание добра» (1897); «Теоретическая философия» (1899); «Три разговора» (1900); «Жизненная драма Платона» (1898); «Чтение о Богочеловечестве» (1899); «Смысл любви» (1894).
В этих работах В.С. Соловьев попытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино вопросы религиозной и социальной жизни человека. Основой такого мировоззрения, по замыслу философа, должно стать христианство. Исходной и основной во всей философии В.С. Соловьева является идея положительного всеединства и мировой гармонии.
Цель данной работы – дать общую характеристику религиозной философии В.С. Соловьева.
Объектом исследования является русский философ В.С. Соловьев.
Предмет исследования – теократическая концепция В.С. Соловьева.
Содержание работы
Содержание
Введение 3
1. Концепции бытия и познания 5
2. Национализм и принцип христианского самопожертвования 8
3. Этическая и эстетическая концепция 11
Заключение 15
Список использованной литературы 16
Использованная литература
- Список использованной литературы
- Амелина Е.М. Проблема общественного прогресса в русской религиозной философии начала ХХ века//Социально-гуманитарные знания. – 1999. – №4. – С. 238-257.
- Булгакова И.Я. Проблемы свободы выбора добра и зла в русской религиозной философии конца ХIХ – начала ХХ в.//Социально-гуманитарные знания. – 1998. – №5. – С. 267-270.
- Данильян О.Г., Тараненко В.М. Философия. – М.: Эксмо, 2005. – 512 с.
- Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х томах. Т. 2. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 544 с.
- Золкин А.Л. Философия. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 590 с.
- Лешкевич Т.Г. Философия: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 315 с.
- Попов Л.А. В.С. Соловьев о нравственном потенциале государства//Социально-гуманитарные знания. – 1997. – №6. – С. 156-163.
- Соловьев В.С. Об упадке средневекового миросозерцания. Избранное. – М.: Советская Россия, 1990. – 320 с.
- Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 1999. – 816 с.
- Философия/Под ред. В.П. Кохановского. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 576 с.
- Философия/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 622 с.
- Чуркина И.В. В.С. Соловьев и Й.Ю. Штросмайер об объединении церквей//Вопросы истории. – 1993. – №6. – С. 143-148.