Проблема бытия в истории философии
Контрольная по предмету:
"Философия"
Название работы:
"Проблема бытия в истории философии"
Автор работы: Валерий
Страниц: 17 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Актуальность проблемы, связанной с основным вопросом философии, на сегодняшний день стоит чрезвычайно остро: смена мировоззренческих установок, изменение образа жизни, новое формирование культуру, иной научный подход, проблемы цивилизации и т.д. Отношение сознания к бытию - основа всех проблем в мировоззрении человека. На протяжении тысячелетий, начиная с тех времен, когда человек начал задумываться о том, как он видит мир, и до сегодняшнего дня, менялось представление человека о сознании и его отношении к бытию, и как следствие, менялись наука, культура, политика, общественная жизнь.
В этой связи наша задача заново переосмыслить философские понятия, связанные с основным вопросом философии: бытие, сознание, язык. При исследовании этих вопросов предлагается использовать не только привычные для науки логические методы, но также и ассоциативные, которые в равной мере свойственны сознания, и поэтому без учета одного из способов, выводы будут не соответствовать реальности, если вообще можно говорить о такой категории. «Реальность это, прежде всего то, что представляет человек о бытии, но это не есть сама реальность, то есть объективное бытие, к которому апеллирует наука, так как бытие гораздо многограннее, если можно так выразиться, чем познающее его сознание» . Сознание способно воспринимать лишь доступное ему, и все иные методы науки, которые проникают за грань человеческого восприятия, также существуют в сознании человека и формулируются только в зависимости от субъективных причин и целей. «Чистота» научного познания, таким образом, становится чрезвычайно иллюзорной категорией, потому что все научные факты проходят через сознание и осмысливаются в мышление, и полученные выводы являются чисто субъективным продуктом. Для сознания неважно научный факт или факт повседневности им осознается, все приобретает субъективный оттенок, так как оно прежде всего постигает самого себя. Рассмотрение факта субъективности, как научной необходимости, было предложено еще в XIX в. О. Шпенглером в «Закате Европы», где наряду с научным, а значит логическим методом, присутствовало и субъективное познание, основанное на ассоциациях. Эти два предложенных метода, как считает Шпенглер, применимы ко всем отраслям науки, так как они оба свойственны сознанию, и поэтому ни одни из них нельзя рассматривать вне связи с другим.
В связи с предложенными методами исследования категории бытия выступает в совершенно ином свете, и им свойственны гораздо более глобальные и тесные взаимосвязи, чем те, которым им приписывает современная наука. Таким образом, сознания в контексте постижения бытия становится единственным реальным способом восприятия бытия, так как в нем происходит осмысление и создание категорий бытия. А бытие выступает как некоторый катализатор, побуждающий сознание к осмыслению. Бытие сообщает субъекту через сознание образы, которые условно можно считать «первоязыком». Сознание транслирует и переводит эти образы субъекту. Осознанные образы становятся образами субъекта и его языком, «вторичным» по отношению к языку бытия.
Однако наиболее полным исследование современной концепции бытия может быть только при условии к обращению к истории этой проблемы в философии.
Цель настоящей работы исследование быия в истории философии.
1. Бытиё как проблема философии
1.1 Общий анализ основных концепций бытия
Первичной интуицией в плане осмысления феномена социального бытия большинство ученых считать изначальное представление о первооснове мира, первоначалах всего сущего. Бытие воспринимается человеком через призму его языка, который мы назвали «вторичным». Этот «вторичный» язык определяет структуру бытия, под которую человек подстраивается, определяет свои цели, свое отношение к этому и т.д. Аксиомы, сформированные субъектом, относительно закономерностей бытия существуют как ценностные установки субъекта. А значит, прослеживается связь с этикой. Именно эти этические установки формируют отношение к бытию. А из этого отношения исходит субъект в своих исследования и рассмотрении отдельных фактов бытия, формируя более полную картину бытия. Таким образом, можно предположить, что картина бытия, сформированная субъектом, есть факт его собственной личности, точнее того, что под ней принято понимать. Возможно, следует предположить, что осознавая бытие, субъект познает себя, формирует самого себя, обнаруживая, таким образом, факт своего существования.
Следовательно, любое научное познание опирается на самопознание и в конечном итоге служит не культуре, а прежде всего процессам самопознания, что определяет факт реальности субъекта. А если научное познание начинается к субъекту и служит фактом его реальности, то оно не только носит чисто личностный характер, но и существует с одной только целью: определение субъекта в бытии для самого субъекта.
Интерпретируя интеллектуальное наследство классических мыслителей, можно выделить такие направления как позитивизм, марксизм, веберианство и функционализм. У марксистов традиционная общественная схема выглядела так: отношение двух основных классов в обществе образует главную ось. Представители этой концепции обосновали экономическую сторону в качестве материальной основы бытия общества. Позитивизм, в свою очередь, учитывал роль политического фактора в согласовании интересов различных социальных субъектов. Кроме того, сторонниками позитивизма сформулирован закон о стадиях деятельности людей, их общественном сознании теологической, метафизической и позитивной. Функционалистами конструируются непрерывные шкалы социально-профессиональных позиций, обладающих различным престижем. У веберианцев появляется множество относительно самостоятельных иерархий. Каждая социальная группа в обществе занимает сложные, комбинированные классовые и статусные позиции. Исходя из этого, М. Вебер учитывал рациональность и осмысленность в действиях людей. С позиции истины, по мнению Вебера, мировоззрение человека связано с «интересами своего класса».
Радикальный сдвиг в осмыслении сущности социального бытия произошел в XX веке. Именно в рамках рассматриваемой проблемы произошла объективация дискурса в сферу практической деятельности. Примеры и механизмы такого исследования диссертант обнаруживает у зарубежных исследователей Бравермана Х., Гидденса Э., Малле С., Райта Э., Фуко М., Эспин-Андерсена Г.
Теоретические разработки во взаимодействии с социальной практикой также заложены в трудах отечественных ученых, в частности, Арутюняна Ю. В., Василенко И. А., Заславской Т. И., Крапивенского С. Э., Радаева В. В., Руткевича М. Н., Самсина А. И. и мн. др.
В отечественных философских трудах имеется объяснение бытия, выраженного формулой «М + И = Р, то есть материальное + идеальное = реальное» .
Осмысливая данную концепцию, уточним, что специфика формирования бытия зависит от проявления организующей силы человеческого разума и человеческой деятельности, воздействующих на общественные процессы. Нужно учитывать, что в современных условиях смысл социального бытия отражает прежде всего несомненный практический аспект, так как в своих материальных и идеальных формах выступает инструментом влияния на все виды общественных отношений. Проведенный анализ существующей реальности позволил выйти на формулу, выражающую смысл специфики социального бытия современного российского общества:
СБ = М И Р
причина следствие (1.1 )
Таким образом, социальное бытие (СБ), как целостная система, представляет взаимообусловленность причины: материальной (М) и идеальной (И), при этом реальность (Р) выступает следствием детерминирующего элемента причины и выражает сущность социального бытия.
Содержание работы
Введение3
1. Бытиё как проблема философии
1.1 Общий анализ основных концепций бытия..5
1.2 Периодизация проблемы бытия в истории философии8
2. Трактовка проблемы бытия в истории философии с позиций современной науки.14
Заключение...17
Список литературы..18
Использованная литература
- Агамов А. А., Горшков В. А., Пржиленский В. И. Бытие и познание / Под ред. Ю. А. Новикова. Ставрополь: Изд-во Ставропольского университета, 1994 312 с.
- Амелина А.Н. Курс философии. М.: ПРИОР, 2004 - 265 с.
- Русанова С.И. Философский словарь. М.: МР3 Пресс, 2005 -514 с.
- Смирнова А.Н. Теория эволюции социального бытия. М.: Смарт, 2005 240 с.
- Франк С. Л. Непостижимое. // Сочинения. - Минск-Москва, 2000 120 с.
- Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. СПб: ПИТЕР, 2001 87 с.
- Хайдеггер М. Бытие и время. - М.: Проспект, 1997 150 с.
- Яковлев П.А. Проблема бытия в европейской философии. М.: Гардарики, 2003 210 с.
- Ясперс К. Философская Вера. // Всемирная история философии. Введение. - СПб.: ПИТЕР, 2000 124 с.