Мистицизм и числа
Реферат по предмету:
"Философия"
Название работы:
"Мистицизм и числа"
Автор работы: Юлия
Страниц: 20 шт.
Год:2009
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Некоторые истоки религиозной жизни можно обнаружить в мистических состояниях сознания.
Мистицизмом обычно называют веру в способность человека вступать в непосредственное общение с Богом, растворять в нём свою личность. Для мистика авторитет религиозной догматики часто бывает менее значим, чем свидетельства личного религиозного опыта.
В более кратком определении мистицизм - это вера в непосредственное сверхчувственное взаимодействие людей со сверхъестественным, не объясненное наукой.
«В большей или меньшей степени мистицизм входит в религии, в идеалистические и некоторые философские учения, сращиваясь с ними, пронизывая их, укрепляя их и, в свою очередь, поддерживаясь ими».
Американский мыслитель, основоположник философии прагматизма У.Джеймс выделил четыре главных характерных признака мистических переживаний: интуитивность, кратковременность, бездеятельность воли и неизречённость. Аналогом может служить состояние людей, возвращённых врачами из состояния клинической смерти, которые часто затруднялись в выборе слов для описания своего посмертного опыта.
В литературе распространён критический подход к феномену мистицизма и мистических переживаний. Так, последователь Ломброзо, еврейский психолог Макс Нордау определял мистицизм как «проявление болезненности выродившихся и истеричных субъектов»
Как бы то ни было, несмотря на кризис религиозного мировоззрения, в духовной жизни современного человечества мистицизм продолжает занимать заметное место, являясь протестом здорового сознания против схематизма и примитивизма рациональной картины мира.
Поэтому мистицизм можно считать попыткой бегства от рационального. Современный человек очень быстро убеждается, что наука бывает совершенно бессильна в преодолении трагизма его существования и обращается к иррациональным способам освоения мира.
Но другие авторы часто развивают позитивный взгляд на мистицизм. Например, английский востоковед Д.Тримингэм определил мистицизм как «организованное культивирование религиозного опыта, направленное на непосредственное восприятие единственно-сущего»
Корни мистицизма кроются в интересах и потребностях человеческого общества на определенном этапе его развития.
Истоки религиозно-мистических, иррациональных тенденций следует искать, прежде всего в общественной жизни, в социокультурной реальности человеческого бытия.
Содержание работы
Оглавление
Введение 3
1. Мистическое познание 5
Краткие выводы 10
2. Число как символ в философском знании 12
Краткие выводы 17
Заключение 18
Список литературы 20
Использованная литература
- Аврелий Августин. «Исповедь». Издательство «Азбука», СПб, 1999
- Античная эстетика. М.: Искусство, 1977
- Аристотель. «Никомахова этика» // Аристотель. Соч. Т. 4. М., 1983
- Вейль. О философии математики. ГТТИ, 1994.
- Лосев А. Ф. История античной философии в конспективном изложении. М., ЧеРо, 1998
- Лосев А.Ф. Имя. СПб. «Алетейя». 1997
- Между наукой и мистицизмом, Джон Хорган // Вопросы философии. 1998. № 5.
- Наука и альтернативные формы знания. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995
- Нордау М. "Вырождение".-М.,1995
- Ойзерман Т. И. Homo Sapiens преодолевает свою видовую ограниченность // Вопросы философии. 1988. № 4.
- Пойа Д. Математическое открытие. М.: Наука, 1970
- Пуансо Л. Размышления об основных положениях теории чисел // Сб. научно-популярных ст. по основаниям арифметики (философия числа). Казань, 1996.
- Романенко Ю. М Число как символ в философском знании // Наука и альтернативные формы знания. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995.
- Татаркевич В., История философии. Античная и средневековая философия. М., 1998
- Тримингэм Д. "Суфийские ордены в Исламе".М.,1989,