Св. Нил Сорский о проблемах обучения и воспитания
Реферат по предмету:
"Философия"
Название работы:
"Св. Нил Сорский о проблемах обучения и воспитания"
Автор работы: Юлия
Страниц: 21 шт.
Год:2009
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Преподобный Нил Сорский родился. 1433 г. в Москве, в миру носил имя Николай Майков. Биографические сведения о Ниле Сорском противоречивы и отрывочны.
Принял иноческий постриг в Кирилло-Белозерском монастыре. По одним источникам, он происходил из крестьян, по другим - был выходцем из московской служилой семьи, по третьим - принадлежал к боярскому роду. До пострига в монахи в Кирилло-Белозерском монастыре служил в Москве в качестве чтеца, занимался списанием книг.
В поисках «душевной пользы» совершил паломничество по святым местам: побывал в Палестине, Константинополе, в центре восточно-православного монашества - на Афоне. Вернувшись на Русь между 1473 и 1489 гг., Нил основал скит в 15 верстах от Кирилло-Белозерского монастыря, на берегу реки Сори.
По имени этой реки он и получил прозвание Сорский. Вскоре рядом со скитом Нила Сорского поселились и другие монахи, ставшие его последователями и прозванные «заволжскими старцами». По приглашению великого князя Ивана III участвовал в соборе 1490 г., судившем новгородско-московских еретиков.
На соборе 1503 г. выступил с протестом против монастырского землевладения и поддержал идею секуляризации церковных земель, выдвинутую великокняжеской властью, в результате чего оказался в оппозиции к официальным церковным кругам, вступив в противоборство с Иосифом Волоцким.
Нилу Сорскому приписывают 12 сочинений и 5 отдельных фрагментов. Из написанных собственноручно Нилом Сорским книг сейчас известны три тома составленного им и отредактированного «Соборника», содержащего переводные с греческого жития святых и выписки из сочинений византийских писателей-аскетов.
Кроме того, Нил Сорский является автором «Устава скитского монашеского жития» (называемого иногда «Большим уставом»), «Предания ученикам своим о жительстве скитском» («Малый устав»), «Завещания», нескольких «Посланий», двух молитв. Сочинения посвящены главным образом устройству на Руси скитского монашества, проникнуты аскетическими идеалами.
Современники обращались к Нилу Сорскому как к признанному авторитету, его сочинения переписывались до XIX в. включительно и сохранились в более чем 200 списках.
Содержание работы
Оглавление
Введение 3
1. Философия и становление личностного самосознания в учении Нила Сорского 5
2. Учение и практика преподобного Нила Сорского 10
3. Еретические движения в духовной жизни Руси 15
Заключение 19
Литература 21
Использованная литература
- Архангельский А.С. Нил Сорский и Вассиан Патрикеев, их литературные труды и идеи в древней Руси. Ч. I. Преп. Нил Сорский // Памятники древней письменности и искусства. Т. XXV. Ч. 1. Вып. 16. СПб., 1992
- Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль XXVII веков М., 1990.
- Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М., 1996.
- Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991. Т. I. Ч. 1.
- Лурье Я.С. К вопросу об идеологии Нила Сорского // Труды отдела древнерусской литературы. Т. XIII. М.-Л., 1957.
- Прохоров Г.М. Повесть о Нило-Сорском ските // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1976. М., 1977.
- Синицына Н.В. Нестяжательство и русская православная церковь XIVXVIв. // Религии мира. История и современность. Ежегодник. 1983. М., 1983.
- Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1990.