Что В.С. Соловьев сделал для развития философии и как это повлияло на дальнейшее развитие философии?
Контрольная по предмету:
"Философия"
Название работы:
"Что В.С. Соловьев сделал для развития философии и как это повлияло на дальнейшее развитие философии?"
Автор работы: Ольга
Страниц: 10 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Что В.С. Соловьев сделал для развития философии и как это повлияло на дальнейшее развитие философии.
В отечественной философии, прошедшей самобытный путь развития, отразилось культурно-историческое развитие России. Зародившись позднее, чем в соседних странах, отечественная философская мысль испытала сильное влияние сначала византийской и античной мысли, затем западноевропейской. Своего наивысшего развития русская философская мысль достигает во второй половине XIX началн XX века, когда появились предпосылки для образования философских систем. Одна из первых и наиболее значительных систем представлена философией В.С. Соловьева. Владимир Сергеевич Соловьев (1853 1900) крупнейший русский философ, систематизировавший в своем учении результаты предшествующего развития отечественной философии. Сын историка и профессора Московского университета С. М. Соловьева. По окончании гимназии в 1869 г . поступил на естественный факультет Московского университета, но через три года перешел на историко-филологический, который окончил в 1873 г ., а затем в течение года учился в Московской духовной академии. В 1874 г . защитил магистерскую диссертацию и был избран профессором МГУ по кафедре философии. Летом 1875 г . он уехал для научных занятий в Лондон, а потом на несколько месяцев в Егпет. Возвратившись в Россию в 1876 г., вновь читает лекции в Московском университете, но в 1877 г . покидает университет и поступает на службу в Ученый комитет Министерства народного просвещения. Основные его работы «Критика отвлеченных начал», «Чтения о богочеловечестве», «Оправдание добра». Он впервые в русской философской традиции создал самостоятельную теософскую систему, основанную на идеях христианства и немецкого диалектического идеализма. Его непосредственные предшественники в отечественной философии славянофилы. [2] Годы, когда В.С. Соловьёв обозначил себя как философ и завершил свой земной путь, было временем больших изменений в русской жизни в целом и в русской культуре в частности. После крестьянской реформы и иных реформ Александра II все радикально изменилось в стране. Обострился старый вопрос о том, по какому пути идти России станет ли она социалистической или капиталистической? Изберет ли она дорогу иную, чем названные две? [1] Становление религиозного мировоззрения В. С. Соловьева в его социальном аспекте было обусловлено поисками путей преодоления того глубокого кризиса, начало которого переживала в 60 - 70-е годы XIX в. официальная церковь России, еще не адаптировавшаяся к бурному прогрессу научного знания, к росту воздействия на общественную мысль "светской" философии. Этот кризис был вызван и тем, что православие, проводя политику "охранения основ", являлось одним из главных носителей феодальной идеологии, резко противоречившей утверждению новых социально-экономических отношений, свойственных капиталистической формации (реформы 60-х годов практически не коснулись системы управления церковью, которая (система) опиралась на соединение власти церковных иерархов и государственных бюрократов). Комплекс общественно-политических идей православия был мало способен к видоизменению и не мог отражать усиление классовых противоречий в обществе: более того, приверженность традиционализму выдвигалась в качестве основы интеграции верующих представителей всех слоев населения России, что шло вразрез с объективными условиями антагонистического общества. Таким образом, кризис церкви, вызвавший потребность в обновлении ее социальнополитического и идеологического курса, как раз и оказался одной из главных предпосылок формирования религиозно-философского мировоззрения В.С. Соловьева.
Возрожденная Соловьевым философия всеединства имеет длительную историческую традицию. Ее создавали некоторые средневековые философы, Н. Кузанский. Для отечественной философии всеединства характерны: сближение Бога и Мира и тяготение к пантеизму, стремление соединить религию, науку и мораль в учении о Софии. «Безусловное всеединство» (как совершенный синтез истины, добра и красоты) постигается, по Соловьеву, лишь «цельным знанием». Учение о нем другая фундаментальная идея русского философа. Характеризуя общие признаки цельного, полного знания (или «свободной теософии вообще»), Соловьев считал, что оно есть знание, имеющее предметом истинно-сущее в его объективном проявлении, целью внутреннее соединение человека с истинно-сущим, материалом данные человеческого опыта во всех его видах (а не только в виде научного опыта), основной формой своей имеющее умственное созерцание (интуицию), связанную в систему посредством логического мышления и, наконец, деятельным источником (производящей причиной) действие высших идеальных существ на человеческий дух. Соловьев возрождает философию всеединства, которая уходит своими корнями в философию досократиков, в древнегреческие культы. Это особый вид религиозной философии, в центре которой учение об Абсолюте как всеединстве. Абсолют, в отличие от христианского Бога-Творца, является основой становления мира, связан с миром. Он порождает другое - мир, чтобы проявить себя в нем. Но мир это несовершенное бытие. Природе присуща рознь, стремление к самоутверждению отдельного бытия. В то же время природа не отличается принципиально от Бога, это только иная комбинация элементов, менее совершенная: «Природа может быть только другим положением или перестановкой элементов, пребывающих субстанционально в мире божественном». [3, c. 270]
Идеи всеединства и цельного знания ключевые идеи, на которых базировалась философия В. Соловьева. Кроме них он сформулировал немало других интересных и своеобразных мыслей и концепций. К ним, в частности, относятся: сложное и многозначное учение о Софии как «вечной женственности» как конкретное выражение концепции всеединства; формулировка общего закона развития и применение его к разным сферам действительности (прежде всего к истории человечества); разработка «органической логики» как системы определенных категорий и ее метода диалектики; понимание «экономического общества» («материального, экономического труда») как исходного начала и основы всей социальной жизни, которые осязательно включают в себя нравственность; обоснование необходимости «практизации» философии, т.е. выведение ее не только к «моральной действительности», но и к «жизни народной» в целом, где она должна давать «верховные определяющие начала для жизни»; учение о богочеловече-стве и др. [6, c. 781]
Содержание работы
Что В.С. Соловьев сделал для развития философии и как это повлияло на дальнейшее развитие философии. 3
Список использованной литературы 10
Использованная литература
- Список использованной литературы
- Акулинин В. Философия всеединства: от Соловьева к Флоренскому // http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Akulin/01.php
- Андрейченко Г., Грачева В. Философия. Учебник // http://www.gumer.info/ bogoslov_Buks/Philos/Andr/14.php
- Ермичев А.А. В.С. Соловьёв и русская философия. // Минувшее и непреходящее в жизни и творчестве В.С. Соловьёва. Материалы международной конференции 14-15 февраля 2003 г. Серия Symposium, выпуск 32. СПб., 2003.
- Лосев А.Ф. Владимир Соловьёв и его время. М., 1990.
- Мочульский К.В. Владимир Соловьёв. Жизнь и учение // Гоголь, Соловьёв, Достоевский. М., 1995.
- Яковенко Б.В. Очерки русской философии // Мощь философии. СПб., 2000.