Лермонтов Герой нашего времени
Реферат по предмету:
"Литература русская"
Название работы:
"Лермонтов Герой нашего времени"
Автор работы: Юлия
Страниц: 21 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Лермонтов одним из первых русских писателей создал правдивые образы горцев. Писатель исследует горский характер не в романтическом ключе, а в реалистическом изображении наиболее типических черт. Он создает живых людей, с реалистической достоверностью передает горскую психологию.
В создании образов горцев Лермонтов находит типы, которыми можно восхищаться, но можно и осуждать. К сожалению, исследователи уделяли анализу характеров горцев очень мало внимания, в основном их усилия были сосредоточены на обвинении в эгоизме Печорина. Печорин превратился в некую демоническую фигуру, который разрушил жизнь горцев: по его вине, как считают исследователи, Азамат убежал из дома, его отец убит, Казбич лишился коня, Бэла погибла. На самом деле дествия горцев предопределены не демоническим влиянием на них Печорина, а логикой собственного характера и особенностью горских нравов и обычаев. Они вполне самостоятельны в своих поступках, и не Печорин принуждает их к поступкам, а собственные страсти и желания. Печорин лишь немного подталкивает их в определенном направлении. (1)
Выявление особенного, национального в их характерах является заслугой Лермонтова, который в отличие от романтиков создал цельные полнокровные образы горцев своего времени. О том, что характеры горцев не достаточно исследованы мало кто говорит, едва ли не единственным, кто впервые об этом заговорил, был Г.Г. Ханмурзаев в своей книге «Русские писатели 19 века о Дагестане». Между тем в отсутствии правильного понимания сложилось множество ложных оценок и мнений о горцах. Особенно это касается образа Казбича. Неправильная оценка места и положения героя приводит к неправильному пониманию его характера.
Писатель, разрабатывая образы горцев, показывает два противоположенных типа характера, которые противостоят друг другу. Это Казбич и Азамат. «Это место повести вполне знакомит читателя с черкесами как племенем, - пишет Белинский, - и в нем могучею художническою кистью обрисованы характеры Азамата и Казбича, этих двух резких типов черкесской народности» (6).
Казбич решающая фигура в развитии действия. Лермонтов исследует характер горца в различных ситуациях, он испытывает его на прочность, - сможет ли Казбич с честью и достоинством выйти из трудного положения? Он дает возможность читателю по достоинству оценить этот благородный характер. Как же он может быть благородным, если он убил несчастную Бэлу? воскликнет возмущенный оппонент. Всему свое время. Прежде, чем мы дадим нашу интерпретацию поступку горца, опишем каким он появляется в романе, а заодно попросим нашего оппонента доказать, что характер Отелло не является благородным, а является низменным и ничтожным, ведь на шекспировском герое также лежит ужасное преступление убийство женщины.
Образ горца нарисован широкими, колоритными мазками. Лермонтов вносит во внешнее описание, положительно окрашенные черты, в отличие от описания Максима Максимыча.
Во время рассказа Максим Максимыч не чернит своего кунак, в той части, где он признает за ним положительные качества, даже, несмотря на то, что, на момент повествования знает, что Казбич стал его врагом. Такое повествование необходимо, чтобы сохранить достоверность событий, конечно, это и оценка самого Лермонтова, вложенная в уста Максима Максимыча. Лермонтов восхищается своим героем. Для него он становится воплощением настоящего мужества и удали.
4 Образ автора
«Образ автора» в данном исследовании занимает важное место. Он находит отражение в имплицитном содержании текста романа. Стиль, построение сюжета, описание характеров героев отражают личность автора, его взгляды, его отношение к героям. Автор выступает как творец и как судья своих героев. Нравственная позиция героев, их поступки рассматриваются через призму взглядов Лермонтова. Писатель сам определяет границы добра и зла. Его взгляд является критерием истины. Наиболее близок к мировоззрению Лермонтова автор путевых заметок и Печорин. Их отношения к событиям Бэлы позволяют более четко выявить позицию Лермонтова.
В задачу данного исследования входило наиболее полное выражение авторского замысла, поиск художественной истины, которую хотел донести Лермонтов до читателя. Одной из главных сторон этой художественной истины является понимание сил зла в романе. Наше исследование ставит вопрос о том, что силы зла воплощены в образе Максима Максимыча, а не в образе Печорина или Казбича Силы зла это не только злодеяния, которые совершает штабс-капитан, но система деспотического режима царизма, олицетворением которой он является. Лермонтов своим романом разоблачает античеловеческую сущность деспотической власти, показывает как «цивилизованное общество» разрушает вековые традиции «детей природы». (8)
Повести «Бэла» и «Максим Максимыч» Среди повестей романа занимает уникальное место. Совершенство литературного мастерства в них далеко ушло за черту привычного восприятия. Понять философский смысл повести не смогли не только современники, но и такие титаны как Толстой, Белинский, Чехов, Горький и др. Поколения читателей прошли и проходят мимо, не воспринимая гениальное творение Лермонтова. Почему? Перечитайте эпиграф в начале работы в нем ответ самого поэта.
В повести «Бэла» зашифрованность достигается позицией главного рассказчика.
Мы узнаем историю Печорина со слов Максима Максимыча, а каков взгляд самого Печорина па события мы не знаем. И если Максим Максимыч в силу своей ограниченности часто не в состоянии объяснить поведение Печорина, то читатель должен сделать это самостоятельно. Позиция рассказчика, который чего-то не понимает, удобна для построения кодированного сюжета. (9)
Только гений Лермонтова, в период, когда русская литература только начала осваивать метод реализма, сумел создать психологически точно и жизненно убедительно подтекстный сюжет, органически слитый с открытым сюжетом. Отдельные писатели нащупывают творческий метод, открытый Лермонтовым, но по сравнению с ним они выглядят робкими учениками.
У Лермонтова подтекст морская пучина: одна глубина, вторая, третья... Может быть, читатель откроет еще большую глубину, чем это предполагается сделать в данной работе. Вот почему мы утверждаем, что гений Лермонтова это будущее литературы. В такую литературу читатель будет входить как в лабиринт, зная, что только от него самого будет зависеть найдет он выход или останется блуждать в поисках истины. Род художественной литературы, которая в форме жизненных реалий будет ставить условия задачи, с увлекательнейшим поиском ответов, завтрашний день литературы!
Господствующее место в начале девятнадцатого века в литературном движении занимай романтизм. А для этого направления элементы недоговоренности, таинственности были характерны. Писателя этого направления иногда умалчивали о некоторых событиях, чтобы произвести неожиданный эффект на читателя. Таким приемом, например, воспользовался А. Ф. Вельтман в своей романтической повести «Эротида». Его героиня переодеваются в молодого человека, и появляется перед своим возлюбленным в форме офицера. Одновременно она предстает и в образе прекрасной Эмилии. Причем писатель не раскрывает эти перевоплощения до конца повести! Читатель может лишь догадываться об этом по каким-либо художественным деталям.
Роман «Герой нашего времени» безусловно, несет следы романтизма. Споры о жанре |романа до сих пор не прекращаются. Повесть «Бэла» это своеобразный сплав романтического и реалистического начал. (3)
Содержание работы
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 2
1 Общая характеристика произведения 3
2 Образ Максима Максимовича 7
3 Образы горцев 10
4 Образ автора 12
5 Печорин 15
6 Особая роль читателя 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
ЛИТЕРАТУРА 21
ВВЕДЕНИЕ
Полтора века назад на дуэли был убит Лермонтов. Жизнь великого русского поэта внезапно и трагично оборвалась. Он унес с собой тайну своего лучшего произведения. Роман «Герой нашего времени» остается самым загадочным произведением русской классики, споры о нем не утихают и сегодня. Как это ни кажется невероятным и удивительным, но две повести романа оказалась зашифрованными. Повести «Бэла» и «Максим Максимыч» до последнего времени оставались «непрочитанными» на уровне идей автора. Загадочность и недосказанность тонко почувствовал еще Белинский: «Но ваше любопытство не удовлетворено, а только еще более раздражено, и повесть о Бэле все еще остается для вас загадочною» (1). Сам способ особым образом кодировать свои произведения был характерен для Лермонтова. Эту мысль об особом зашифрованном стиле Лермонтова говорит Б.Эйхенбаум: «Лермонтов, действительно, зашифрован» (2). Видный лермонтовед считает, что: «многое не только не оценено, но даже и не прочитано так, как должно было бы прочитано» (3).
Как же могло, получится, что роман Лермонтова оказался непонятым? Одной из причин невозможности проследить «изнутри» ход работы писателя над своим произведением стала потеря оригинала и черновиков рукописи повести «Бэла». Отсутствие его правки и редактирования не позволило исследователям заглянуть в лабораторию писателя и понять истинный ход его мысли.
Каждый гений это новая эпоха в литературе. Гений Лермонтова опередит свое время. Писатель сумел создать такую картину человеческого бытия, которую не оценили современники и проглядели потомки. Метод, которым пользовался Лермонтов, в принципе недостижим для современной литературы. Этот метод ее завтрашний день. Давайте перечитаем роман и раскроем тайну, которой уже полтора столетия...
1 Общая характеристика произведения
Роман "Герой нашего времени" был задуман в конце 1837 года и завершен в 1839 году. Главной темой романа стала демонстрация социально-типической личности дворянского круга. Отчасти идея романа строилась на событиях 25 декабря, когда на Сенатскую площадь вышла прогрессивная дворянская молодежь, самая передовая ее часть. Восстание декабристов потерпело поражение. В России наступило время реакции, время ярых гонений на прогрессивную мысль. Наступило время политического затишья.
Главной для Лермонтова стала задача показать личность, типическую для этого трудного для России времени, осудить личность, порожденную этой мертвой средой, странную, мятущуюся, противоречивую. (4)
Сюжетообразующим персонажем романа, помимо рассказчика, является Григорий Печорин. Он проходит через все произведение и является связующим звеном между его частями. Пожалуй, его можно назвать преемником Онегина, "лишним человеком" для своей эпохи. Романтик по характеру и поведению, человек исключительных способностей, выдающего ума и сильной воли, он необычайно одинок. Лермонтов -романтик, романтические черты столь же свойственны и его герою. Главное его стремленне - свобода. "Я готов, - говорит Печорин, - на все жертвы... но свободы своей не продам". Обрнсовка социально-психологического портрета Печорина и его спутников искусно довершается архитектоникой всего романа.
Сюжет романа строится фрагментарно. Каждую часть произведения можно вполне считать самостоятельным рассказом. Единство мысли, вложенной автором в произведение, и общий герой делают роман единым неразрывным литературным произведенмем.
В романе множество героев и разнообразие событий, в которых одни или другие принимают активное участие. Такое разнообразие не случайно, у него есть служебное назначение - раскрывать различные грани главного героя, грани его характера и показать широкую картину изображаемого в романе времени.
Причем к каждой части романа автор подходит по-разному. Например, глава "Тамань" поэтична и лирична, "Княжна Мери" проникнута иронико-сатирическим пафосом, особенно в изображении "водяного общества", мрачная по настроенмю глава "Фаталист". (7)
Романтическое воплощение конфликта нашло отражение в общем построении сюжета и форме произведения. "Тамань" построена по романтическим законам: исключительные характеры (Ундина, Янко, слепой мальчик); романтический пейзаж (оре, ночь, шторм); история встреч Печорина с Ундиной носит явно романтический характер (присутствует момент тай-ны, неожиданности, страсти); приключение - также весьма романтическое - делает сюжет интригующим. Однако начало и конец этой части нарушают романтические каноны. Авторское отношение к Тамани, как "самому скверному городишке из всех приморских го-родков России", где он "чуть не умер с голоду" и где его "вдобавок хотели утопить", снимает романтический налет с новеллы. Да, по жанру "Тамань" можно отнести к новелле. Здесь присутствуют и неожиданные повороты сюжета, которые предполагает этот жанр, и приключения, и некая тайна, а концовка противоречит всему развитию основного сюжета.
Хронологически "Тамань" должна быть первой частью романа, так как она открывает дневник Печорина. Печорин едет на Кавказ по казенной надобности. Следующим рассказом по хронологии событий должен быть "Княжна Мери". Действие начинается с момента приезда героя в Пятигорск, затем в Кисловодск, дуэль и ее последствия происходят в крепости N после зна-комства Печорина с Максим Максимычем.
Ралвитие хронологического сюжета следует в повести "Бэла", когда Печорин начинает службу в крепости. Максим Максимыч описывает его приезд: "Раз, осенью, пришел транспорт с провиантом; в транспорте был офицер, молодой человек, лет двадцати пяти". В следующей по хронологии повести "Фаталист" разворачиваются события, когда во время службы в крепости Печорин едет в казачью станицу "на левом фланге". После смерти Бэлы герой переезжает в Грузию, в другой полк. В главе "Максим Максимыч" пути героя лежат в Персию. И завершает повествование "Предисловие к журналу Печорина", из которого мы узнаем о смерти героя: "Это известие меня очень обрадовало: оно давало мне право печатать эти записки, и я воспользовался случаем поставить свое имя под чужим произведением". (5)
Композиция романа обратная. Все части ее переставлены. На самом деле главы строятся так: "Бэла", "Максим Максимыч", "Предисловие к журналу Печорина", "Тамань", "Княжна Мери", "Фаталист". И это построение романа не случайно. Имеыно благодаря этому приему автор показывает героя в развитии, а конфликт личности с окружающим миром решается при помощи разнообразных средств, характерных для позднего Лермонтова: романтических в сочетании с явно антиромантическими приемами; романтической иронии и реалистических средств изображения характеров персонажей. По определению В.Г.Белинского, "части романа расположены сообразно с внутренней необходимостью...". Композиция романа обусловлена наличием тайны в характере героя, которая раскрывается от части к части.
Возвращаясь к определению жанра каждой главы, по поводу части "Максим Максимыч" можно сказать, что это - рассказ. Характеры обрисованы кратко, ком-позиционный центр - портрет Печорина, причем автор продемонстрировал его психологические черты, соответствие внешнего и внутреннего мира Печорина -противоречия героя, внутренний конфликт. В "Журна-ле Печорина" характер героя показан изнутри.
Использованная литература
- . Белинский В.Г. Собр. соч. в 9-ти т. М.., Художественная , 1978. Т. 3. С. 84.
- Эйхенбаум Б. Литературная позиция Лермонтова. «Литературное наследство», 43-44, М.Ю.Лермонтов, 1. М.., Академия наук СССР, 1941, С.
- Селье Г. От мечты к открытию. М., Прогресс, 1987. С. 1.78.
- Белинский В.Г. Собр. соч. в 9-ти т. М.., Художественная , 1978. Т. 3. С. 93.
- Гэрштейн Э. «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова. М., «Художественная », 1998. С. 76.
- Белинский В. Г. Собр. соч. в 9-ти т. Т. и С. 102.
- «Маяк», 1840, ч. 4, гл. 6. С. 212.
- Григорьян К. Н. Лермонтов и его роман «Герой нашего времени». Л., Наука, 1976, С. 270.
- Асмус В. Круг идей Лермонтова. »Литературное наследство», 1941, № 4344. С. 86.
- Лурия А. Р. Язык и сознание. «Московский университет», 1979. С. 53.