Тема ГУЛАГа в творчестве А. Солженицына
Курсовая по предмету:
"Литература русская"
Название работы:
"Тема ГУЛАГа в творчестве А. Солженицына"
Автор работы: Юлия
Страниц: 30 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Лагерная проза — явление уникальное не только в русской, но и в мировой литературе. Она порождена напряженным духовным стремлением осмыслить итоги катастрофических для страны событий, свершившихся в ХХ столетии. Отсюда и тот нравственно-философский потенциал, который заключен в книгах бывших узников ГУЛАГа: И.Солоневича, Б.Ширяева, О.Волкова, А.Солженицына, В.Шаламова, А.Жигулина, Л.Бородина и др., чей личный творческий опыт позволил им не только запечатлеть ужасы гулаговских застенков, но и затронуть «вечные» проблемы человеческого существования. В лагерной прозе обнаружился не один русский мужик, а весь народ; всплыла на поверхность затонувшая в революции Атлантида.
Проза А.И.Солженицына, одного из многочисленных мучеников советских лагерей, имеет одну принципиальную особенность – документальность, точность в описании действительности. Заявляя, что после двух мировых войн, революций, Колымы, Освенцима и Хиросимы читатель не может удовлетвориться старой русской прозой, А.И.Солженицын ставит перед собой задачу создания «новой прозы», более отвечающей духу времени. Эта «новая проза», должна сочетать документальную достоверность с эмоциональной убедительностью. В его произведениях нет места вымыслу, а приукрасить происходившее - значит обмануть, предать не только читателя, но и тех людей, чьи жизни были отняты несправедливым, жестоким государством. Писатель старался передать собственные ощущения с максимальной точностью.
Тема моей курсовой работы: «ГУЛАГ в творчестве А.И.Солженицына».
Актуальность данной темы исследования заключается в том, что, несмотря на то, что время репрессий осталось в прошлом, пережитое оказалось настолько страшным, что не хотелось бы это предать забвению. Хотя бы потому, что, как известно история развивается во времени по спирали и многие события повторяются, поэтому никто не может дать твердой гарантии того, что произошедшее в те годы не повторится снова, но только в более жестокой форме.
Цель: Изучение ГУЛАГа по творчеству А.Солженицына. Соответственно поставленные задачи будут следующие:
анализ сталинской эпохи;
изучение критической литературы по творчеству А.И.Солженицына
изучение точки зрения А.И.Солженицына в отношении личного опыта заключения в лагерях системы ГУЛАГ;
изучение лагерной прозой А.И.Солженицына.
Объектом исследования выступят произведения А.Солженицына: «Один день Ивана Денисовича» и «Архипелаг ГУЛАГ».
Данная тема довольно широко представлена в произведениях различных писателей. Однако, заслуга Солженицына в этом плане была несомненна, ведь именно он стал первым, кто показал в своих произведениях психологию того времени. Солженицын не побоялся рассказать миру о тех тайнах, которые многие знали, но боялись открывать другим людям. Но Солженицын открыто и правдиво стал освещать проблемы, касающиеся нашего общества и отдельного человека в нем.
Содержание работы
Введение 3
1. Принудительный труд в лагерях СССР 5
2. ГУЛАГ в современной прозе 7
3. Жизнь и творчество А.И.Солженицына 10
3.1 ГУЛАГ в творчестве А.И.Солженицына 13
3.2 «Один день Ивана Денисовича» 16
3.3 «Архипелаг ГУЛАГ» 21
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Использованная литература
- Зуев М.Н. История России: Учебник для вузов.-М.:Изд-во «ПРИОР», 2000.-688с.
- Решетовская Н. Александр Солженицын и читающая Россия.-М.: Советская Россия, 1990.-414с.
- Решетовская Н. Солженицын. Обгоняя время.-Омск. 1991.-160с.
- Русская ХХ века. В двух томах. Том 2: 1940-1990- е годы/Под ред. Л.П.Кременцова.-3-е изд., испр. и доп.-М.: Академия, 2005.-460с.
- Русская ХХ века: Справочные материалы/Л.А.Смирнова, А.А.Куцарев.-М.:АО «Учеб. лит., 1995.-464с.
- Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛАГ.-М.:Советская Россия, 1991.-254с.
- Солженицын А.И. Один день Ивана Денисоваича.-М.: Патриот, 1993.-169с.
- Суслов А.Б. Системный элемент советского общества конца 20-х – начала 50-х годов: спецконтингент//Вопросы истории.-2004.-№3.-С.125-134
- Шнейберг Л.Я. От Горького до Солженицына: Пособие по литературе для поступающих в вузы/Л.Я.Шнейберг, И.В.Кондаков.-2-е изд., испр. и доп.-М.: Высшая школа, 1997.-558с.