Психолого-педагогические особенности детей с девиантным поведением
Курсовая по предмету:
"Педагогика"
Название работы:
"Психолого-педагогические особенности детей с девиантным поведением "
Автор работы: Клюс Дмитрий Викторович
Страниц: 37 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
В современных условиях вряд ли может существовать общество, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Когда человек нарушает нормы, правила поведения, законы, то его поведение в зависимости от характера нарушения называется девиантным, отклоняющимся, криминальным, уголовным и т. п.
Актуальность исследования. Детский возраст характеризуется наличием самых разнообразных психологических проблем и трудностей, которые чаще всего вытесняются в связи со страхом осознания.
Тревожным симптомом является рост числа детей с девиантным поведением, проявляющемся в асоциальных, конфликтных и агрессивных поступках, деструктивных и аутодеструктивных действиях, отсутствии интереса к учебе, аддитивных тенденциях и т. д.
Заострение черт характера являются тем фоном, на котором быстрыми темпами продолжают распространяться алкоголизация и никотинизация подростков, увеличивается употребление наркотиков и токсических веществ, все более широкое распространение получают отступления от общечеловеческих норм нравственности.
Учитывая то, что вопрос о предупреждении девиантного поведения детей – является одним из ведущих факторов образовательного процесса, рассмотрение данной темы является весьма актуальной и значимой.
Цель работы: изучить причины возникновения такого феномена как девиантное поведение, особенности детей с девиантным поведением.
В соответствии с целью задачи работы:
-раскрыть понятие девиантного поведения,
-рассмотреть проблему девиантного поведения в современной литературе;
-выявить и проанализировать типичные формы девиантного поведения,
специфические причины девиантного поведения, личностные особенности девиантных детей;
-в заключение работы подвести итоги и сделать выводы.
Предметом исследования является - девиантное поведение детей.
Объект исследования - глубинно-психологические механизмы, опосредующие развитие девиантного поведения детей.
Методологическая база. Проблеме девиантного поведения детей и подростков посвящено немало трудов как российских, так и зарубежных педагогов - психологов. Над данной проблемой активно работали: М.А. Алеманский, С.А. Беличева, Я.И. Гилинский, Л.И. Зюбин, Ю.А. Клейберг, А.Г. Ковалев, И.С. Кон, К. Леонгард, А.Е. Личко, Шнейдер Л.Б и многие другие. Труды некоторых из них послужили хорошей базой для написания данной работы.
Для реализации цели и задач работы мы использовали методы теоретического исследования: изучение и анализ философской, психолого-педагогической, социологической литературы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
Содержание работы
Введение……………………………………………………………………….….3
Глава 1. Девиантное поведение как психолого-педагогическая проблема.…..5
1.1. Понятие девиантного поведения…………………………………………...5
1.2. Обзор проблемы девиантного поведения в современной литературе...10
Глава 2. Особенности девиантного поведения детей……………………...….17
2.1. Типичные формы девиантного поведения………………………………..17
2.2. Специфические причины девиантного поведения…………………..….. 24
2.3. Личностные особенности девиантных детей………………………..……30
Заключение……………………………………………………….……………….35
Список использованной литературы………………………….….……………..37
Использованная литература
- Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М.: РИЦК Социальное здоровье России, 1994. – 221 с.
- Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод. пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 240 с.
- Гарбузов В.И. Нервные дети: Советы врача. – Л.: Медицина, 1990. – 176 с.
- Гилинский Я.И. Девиантное поведение подростков: состояние, проблемы, перспективы // Бюллетень защиты прав ребенка. – СПб.: Питер, 1994. – С. 7-12.
- Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения / Под ред. В.А. Никитина. – М., 2005. – 147 с.
- Дети с отклонениями в поведении / Под ред. И.А. Невского. – М.: Наука, 1987. – 182 с.
- Зюбин Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися. – М.: Высш. Школа, 1982. – 191 с.
- Иовчук И.М., Северный А.А. Депрессии у детей и подростков. – М.: Школа – Пресс, 2003. – 80 с.
- Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. – 2-е изд. – М.: Вита-Пресс, 1997. – 140 с.
- Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. // Вопросы психологии. – 1998. - № 5. – С. 141-145.
- Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980. – 192 с.
- Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
- Кондрашенко В.П. Девиантное поведение у подростка. – Минск: Беларусь, 1988. – 204 с
- Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. – М.: Политиздат, 1989. – 479 с.
- Леонгард К. Акцентуированные личности. – Киев: изд-во Логос, 1981. – 439 с.
- Личко А.Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков. – М., 2004. – 416 с.
- Патаки Ф. Некоторые проблемы отклоняющегося (девиантного) поведения // Психологический журнал. – Том 8. – 1997. - № 4. – С. 92-102.
- Профилактика и преодоление отклонений от норм поведения у подростков / Сост. Е.Д. Дедков, Е.Г. Диденкус. – Челябинск: изд-во «Речь», 1985. – 34 с.
- Пятунин В.А. Основные формы девиантного поведения. – М., 2006, 1999. – 110 с.
- Социальные отклонения / Под ред. В.Н. Кудрявцева. – М.: Юридич. лит., 1989. – 213 с.
- Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998. – 800 с.
- Сочнев А.Л.Трудные школьники. / учеб. пособие для учителей и родителей. – 2-е из., стереотип. – М., 2005. – 320 с.
- Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: академический Проект, 2005. –147 с.