Влияние нарушений здоровья учащихся на обучение и воспитание
Курсовая по предмету:
"Педагогика"
Название работы:
"Влияние нарушений здоровья учащихся на обучение и воспитание"
Автор работы: Елена
Страниц: 61 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
1.1. Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: \"дети с проблемами\", \"дети с особыми нуждами\", \"нетипичные дети\", \"дети с трудностями в обучении\", \"аномальные дети\", \"исключительные дети\". Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития [8, с.24].
Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к отклонению в развитии, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы сохранными анализаторами.
Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.
По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся [8, с.24].:
1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
3. Дети с нарушением речи (логопаты);
4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
5. Дети с умственной отсталостью;
6. Дети с задержкой психического развития;
7. Дети с нарушением поведения и общения;
8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка например, у детей третьей и шестой групп), другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями (читать по слогам и писать простыми предложениями), другой - относительно не ограничен в своих возможностях (например, ребенок с задержкой психического развития или слабослышащий). Структура дефекта влияет и на практическую деятельность детей. Одни нетипичные дети в будущем имеют возможность стать высококвалифицированными специалистами, другие всю жизнь будут выполнять низкоквалифицированную работу (например, переплетно-картонажное производство, металлоштамповка) [1, с.5]..
Содержание работы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты влияния нарушений здоровья учащихся на обучение и воспитание 5
1.1. Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения 10
1.3. Воспитание и обучение детей с нарушениями зрения в школе 16
Выводы к главе 1 24
Глава 2. Педагогические рекомендации по развитию теоретического мышления устной связной речи и сознания учащихся младших классов с глубокими нарушениями зрения 26
2.1. Общая характеристика проведенного исследования 26
2.2. Анализ проведенной работы и описание полученных результатов 28
Выводы к главе 2 34
Заключение 36
Список использованной литературы 40
Использованная литература
- Вильшанская А.Д. Содержание и методы работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе. – М.: Школьная Пресса, 2008 . – 123с.
- Волкова Л.С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей. – С.-Пб.:Нева, 2006. - 186 с.
- Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: Сб. науч. трудов / Под ред. А.Г. Литвака. - С.-Пб.:Нева, 2007. - 122 с.
- Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье / Научный редактор доц. В. А. Феоктистова. - М.: Логос, 2009. - 78 с.
- Григорьева Г.В. Особенности владения невербальными средствами общения дошкольниками с нарушениями зрения // Дефектология. - 2008. - №5. – С.17-22
- Григорьева Л.П. Психофизиологические исследования зрительных функций нормальновидящих и слабовидящих школьников. - М.: Педагогика, 2006. – 218с.
- Дети с глубокими нарушениями зрения / Под ред. М.И. Земцовой, А.И. Каплан, М.С. Певзнер.- М.: Педагогика, 2006. – 314с.
- Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 240 с.
- Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. - М.: Просвещение, 2006. - 222 с.
- Ермолович З.Г. Речевое и лингвистическое развитие слабовидящих учащихся начальной школы // Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. - М.: Педагогика, 2007. - С.87-95.
- Ерошина, С.Т. Семейный клуб «Школа дошколят»: пальчиковый игротренинг (нетрадиционные игровые приемы) / С.Т. Ерошина //Логопед.-2008.-№8.-С.37-41.
- Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. - М.: Просвещение, 2006. - 159 с.
- Литвак А.Г. Пути коррекции и интеграции инвалидов по зрению: коррекция или профилактика? // Дефектология. - 2007. - №6. - С.9-11.
- Особенности учебной и трудовой деятельности при глубоких нарушениях зрения / Под ред. А.Г. Литвака. – С.Пб..: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 2008. - 112 с.
- Плаксина Л.И., Григорян Л.А. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения. - М.: ВОС, 2009. – 290с..