Сказкотерапия как средство развития творческой активности младших школьников
Дипломная по предмету:
"Педагогика"
Название работы:
"Сказкотерапия как средство развития творческой активности младших школьников"
Автор работы: Надежда
Страниц: 94 шт.
Год:2006
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей. Именно творческая личность готова не только к постоянным изменениям, но и к принятию этих изменений как возможности получения удовлетворения потребности в решении нестандартных задач.
Современная система образования встала перед необходимостью раскрытия творческого потенциала личности ребенка, чтобы в дальнейшем это могло стать основой для определения им своей жизненной стратегии.
Развиие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения. Одной из актуальных проблем сегодня является проблема развития творческой активности.
Многие психологические принципы развития творчества у детей младшего школьного возраста выдвинули Н.Н. Поддьяков, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, А.В. Гнездилов, А.В. Запорожец. Свои психологические модели были разработаны и рядом западных психологов: Дж. Гилфорд, Э.Де Боно, Дж. Галлаир, П. Торренс.
Творческая активность предусматривает самостоятельную художественную деятельность детей, облеченную в своеобразные и доступные ребенку формы. Одним из способов развития творческой активности детей является сказкотерапия. Испокон веков знания о мире, о философии жизни передавались из уст в уста и переписывались, каждое новое поколение перечитывало и впитывало их.
Сказкотерапию можно назвать «детским» методом только потому, что она обращена к чистому и восприимчивому детскому началу каждого человека. Сказочные фантазии ребенка оказывают педагогическим усилиям действенную помощь; одновременно они делают возможным глубокое проникновение во внутреннюю жизнь фантазии, с учетом которой сознательное поведение становится более понятным и благодаря этому доступным для воздействия. При помощи сказкотерапии эффективно развивается творческая активность младших школьников.
Недостаточная разработанность данной проблемы и ее дальнейшее исследование обосновали выбор темы дипломной работы: «Сказкотерапия как средство развития творческой активности младших школьников».
Объект исследования процесс развития творческой активности детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования сказкотерапия как средство развития творческой активности.
Целью дипломного исследования является выявление эффективности сказкотерапии как средства развития творческой активности младших школьников.
Исходя из цели, перед нами стоят следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы развития творческой активности детей младшего школьного возраста посредством сказкотерапии;
2. Выявить особенности использования сказкотерапии в развитии творческой активности младших школьников.
3. Определить эффективность использования сказкотерапии в развитии творческой активности младших школьников.
Таким образом, гипотеза заключается в том, что развитие творческой активности детей младшего школьного возраста будет эффективным при условии, если:
1) использовать потенциал сказкотерапии в развивающей работе;
2) проводить систематическую работу с использование сказкотерапии;
3) учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
Методологическую основу исследования составили: научные философские и психолого-педагогические работы по проблемам формирования творчества человека в процессе деятельности (Л.С.Выготского, М.С.Кагана, Н.Н.Поддъякова, А.Т.Шумилина, и др.), исследования педагогов и психологов в области эстетического воспитания и обучения детей и особенностях формирования творчества (Н.А.Ветлугиной, Т.С.Комаровой, Е.А.Флериной, Т.Я.Шпикаловой и др.),научные труды и исследования по сказкотерапиии (Т.Д.Зинкевича-Евстигнеевой, А.Ю.Капской, Т.Л.Мирончик, Е.Набойкиной, Е.Туник), а также теоретические идеи В. Я. Проппа.
Для доказательства гипотезы были использованы следующие методы исследования:
1) теоретическое изучение методической, психологической, педагогической литературы в данной области исследования;
2) педагогические наблюдения, беседы, педагогический эксперимент; обработка результатов работы.
Практическая значимость состоит в том, что изучена возможность развития творческой активности детей младшего школьного возраста посредством сказкотерапии. В исследовании представлены, апробированные в практике:
1) разработанная система занятий с использованием сказкотерапии, повышающая эффективность развития творческой активности;
2) формы и методы по развитию творческой активности посредством сказкотерапии.
База исследования:
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключений, списка литературы,приложения.
Содержание работы
Оглавление
Введение3
Глава 1. Теоретические основы развития творческой активности младших
школьников
1.1. Исследования развития творческой активности младших
школьников в психолого-педагогической литературе..6
1.2. Сказкотерапия как эффективный метод развития младших
школьников 15
1.3. Формирование творческой активности младших
школьников посредством использования сказкотерапии26
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческой
активности младших школьников
2.1. Выявление уровня развития творческой активности
младших школьников.37
2.2. Система развивающих занятий по развитию творческой
активности детей посредством использования сказкотерапии ..53
2.3. Итоги опытно-экспериментальной работы67
Заключение..85
Список литературы.89
Использованная литература
- Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников./ Н.Н.Амбросьева.- М.: 2006.-140 с.
- Бабанский Ю.К. Активность и самостоятельность учащихся в обучении. Избр.педагог. труды. /Составитель М.Ю. Бабанский./Ю.К.Бабанский. - М., Педагогика, 1989, - 560 с.
- Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе / Н.В.Бабакина // Начальная школа.-1998. -№ 4.
- Бахир В.К. Развивающее обучение /В.К.Бахир // Начальная школа. -1997.- № 5.
- Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. / В.Г.Березина, И.Л.Викентьев, С.Ю.Модестов.- СПб.: Издательство Буковского. 1994. -18-19с.,-42с..
- Беркинблит М.Б., ПетровскийА.В. Фантазия и реальность./ М.Б.Беркинблит, А.В,Петровский.- М., 1996.с.32
- Вачков И. Почему люди любят сказки? /И.Вачков // Школьный психолог. -2005.-№9. - С 2-4.
- Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. / Н.Е.Веракса // Вопросы пси¬холо¬гии. -1990, -№4. С. 5-9.
- Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов пед. Институтов. Под ред. проф. А.В. Петровского./А.В.Петровский. - М., Просвещение, 1973, 95с.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк.: книга для учителя./Л.С.Выготский.- М.: Просвещение, 1991.-72с.
- Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. / С.В.Гиппиус. СПб.: Речь,2001.346с.
- Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. /А.В.Гнездилов.- Спб., 2004 .-162 с.
- Гнездилов А.В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина. /А.В.Гнездилов.- СПб., 2004.
- Губанова О.В. Левкина И.С. Использование игровых приемов на уроках / О.В,Губанова, И.С.Левкина // Начальная школа. -1997. -№ 6.-28с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. /В.В.Давыдов - М., 1986, - 38 с.
- Дыбина С.В.Творим, меняем, преобразуем. / С.В.Дыбина- М., 2003.-43с.
- Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает./ О.М.Дьяченко, Н.Е.Веракса.- М., 1994. -62с.
- Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. / В.И.Ефремов. Пенза: Уникон ТРИЗ. 2001.
- Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. /Е.В.Заика // Вопросы пси¬хологии. -1993.- №2. с. 54-58.
- Запорожец А.В.Избранные труды. Т.1. / А.В.Запорожец.- М., 1999.-61с.
- Защиринская О.В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапии. /О.В.Защиринская.-СПб., 2001.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. /Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева.- СПб., 2000.-58-68с..
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. / Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева. -СПб., 2005.-12с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д.Б. Психодиганостика через рисунок в сказкотерапии. / Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Д.Б.Кудзилов.-СПб.: Речь, 2003.-40с.
- Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. Планета чудес. Развивающая сказкотерапия для детей. / А.Ю.Капская. Т.Л.Мирончик. СПб.:Речь, 2006. -8с.
- Кудрявцев В., Синельников В. Новый подход к диаг¬ностике творческих способностей. / В.Кудрявцев, В.Синельников. -М., 1995.-47с.
- Копытин А. Психодинамический подход и арт-терапия /А.Копытин // Исцеляющее искусство. 1997. № 2. С. 3 -11.
- Копп Ш. Гуру: метафоры от психотерапевта. / Ш.Копп.-М., 1971.-21с.
- Котляревский М., Штуден Л. Приобщение к творчеству. / М.Котляровский. - Новосибирск, 1987.
- Крупская Н.К.Педагогические сочинения. / Н.К.Крупская. -М., 1964.
- Кларин М.В. Инновация в мировой педагогике. / М.В.Кларин - Рига, 1995, - с. 102-104
- Красновский Э.А. Активизация учебного познания. / Э.А.Красновский // Сов. педагогика. - 1989, №5 - с. 10-14
- Истомина Н.Б. Развивающее обучение / Н.Б.Истомина // Начальная школа. -1996. -№ 12.-26с.
- Левин В.А. Воспитание творчества. / В.А.Левин. Томск: Пеленг. -1993. -29 -32с..
- Лук А.Н. Психология творчества. / А.Н.Лук. -М.:Наука, 1978.-59 с.
- Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности / А.М.Матюшкин // Вопросы психологии. - 1989 №6, - с. 29-33
- Милис Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и "внутреннего ребенка". / Дж.Милис, Р.Кроули. - М., 1996.
- Мир природы и ребенок (методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для пед. училищ / Под ред. Л.М.Маневцовой, П.Г.Саморуковой. - СПб.: Акцент, 1998. -24с,-48с.
- Моляко В. А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. / В.А.Моляко. //Вопросы психологии. -1994.-№ 5, 1с.
- Мурашковская И.Н. Когда я стану волшебником. / И.Н.Мурашковская. Рига : Эксперимент, 1994. -39с.
- Набойкина Е. Коррекционные сказкотерапевтические игры для детей с отклонениями в развитии / Е.Набойкина // Школьный психолог. - № 23, 2005. - -16с.,-с 44-47.
- Новиков Л. А. Искусство слова. / Л.А.Новиков. -М., 1991-56-62с.
- Новлянская З. Н. Почему дети фантазируют? / З.Н.Новлянская. -М., 1987.
- Нестеренко А. А. Страна сказок. /А.А.Нестеренко.- Ростов-на-Дону : Издательство ростовского университета,1993. -32с.
- Никитин Б., Никитина Л. Мы, наши дети и внуки. / Б.Никитин, Л.Никитина. - М.: Молодая гвардия, 1989. С.255-299.
- Никитин Б. Развивающие игры. / Б.Никитин. - М., 1994.-36с.
- Осорина М. В. "Черная простыня летит по городу", или зачем дети рассказывают страшные истории / М.В.Осорина //Журнал практического психолога. -1997. -№6.- С.20.
- Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. / В.Я.Пропп.- Л., 1986.
- Пропп В. Я. Морфология сказки. / В.Я.Пропп. - М., 1969.
- Поддьяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности. / Н.Н.Поддьяков // Педагогический вестник.-1997. - №1. С.6.
- Пономарев Я.А. Психология творчества. / Я.А.Пономарев. М.: Наука, 1989. С. 81.
- Пономарев Я. Л. Психология творчества и педагогика. / Я.Л.Пономарев. - М., 1976.
- Психологические исследования творческой деятельности / Под редакцией О.К. Тихомирова. М.: Наука, 1975 -37с.
- Рахимов А.З. Учебная деятельность и творческое мышление. / А,З.Рахимов. - Уфа. 1985. - С. 74-75.
- Рибо Т. Творческое воображение. / Т.Рибо. - 1901. с.26
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Владос, 1999 - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста, с. 94
- Розенберг Л. А. Развитие творческих сил, литературных способностей младших школьников / Л.А.Розенберг // Начальная школа. 1995. -№2 - с. 25-28.
- Сакович Н. День за днем в стране фантазий / Н.Сакович // Школьный психолог. 2005. -№9.- с. 19-30.
- Саенко Е.Д. Развивающее обучение изобразительному искусству /Е.Д.Саенко // Начальная школа. -1996. -№ 5.
- Смирнова Е.О. Психология ребенка : Учебник для пед. училищ и вузов. / Е.О.Смирнова. - М.:Школа - Пресс, 1997. -384С.
- Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. / Д.Ю, Соколов. -М., 2005. -82 с.
- Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. / Е.Е.Туник. - СПб.: СПбУПМ, 1997. 142с.
- Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. Лабиринт души: терапевтические сказки. / О.В.Хухлаева, О.Е.Хухлаев.и -М., 2001.
- Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. / С.А.Черняева. -СПб., 2003.
- Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность. Свердловск. СИПИ, 1990.с.51-53
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников. / Т.И.Шамова. - М., Педагогика, 1983. - с. 208.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. / В.Д.Шадриков. -М., 1996. -318 с.
- Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. / Г.И.Щукина. - М.: Просвещение, 1979, -12с.
- Юнг К. Г. Архетип и символ. / К.Г.Юнг. - М., 1990.
- Юнг К. Г. Божественный ребенок: аналитическая психология воспитания. / К.Г.Юнг. - СПБ - М.: 1997.
- Ясвин В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде. / Под ред. В.И. Панова. - М., 1997, с. 11-15