Организация совместной работы начальной школы и семьи
Дипломная по предмету:
"Педагогика"
Название работы:
"Организация совместной работы начальной школы и семьи"
Автор работы: Надежда
Страниц: 100 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. С самого рождения человек попадает
в общество. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также
на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Семья дает человеку очень многое, но может не дать ничего.
Есть ведь и неполные семьи, и семьи с родителями или детьми-инвалидами. Само собой, что отношения и воспитание в этих семьях кардинально отличаются от воспитания в обычной полной семье. Также отличается
и воспитание в многодетных семьях; в семьях, где часты конфликты между родителями; в семьях с различными стилями воспитания, т.е. сколько семей, столько и вариантов воспитания личности. Кроме того, человек может и не стать личностью, если у него нет собственного мнения, собственных убеждений, если он подчиняется всему, чего от него хотят. И в данном случае тоже много зависит от семьи.
Семья может выступать в качестве как положительного,
так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие
на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких
для него в семье людей матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько
о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос
о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные
и минимизировать отрицательные влияния семьи на поведение развивающейся личности. Для этого необходимо четко определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
Современная сельская школа меняется не только под действием внешних социально-экономических условий жизни общества, но и силу внутренних процессов развития. Изменяются цели и задачи содержания общего среднего, дополнительного образования. Другой облик приобретает весь школьный уклад жизни. Меняется характер отношения между учителями и учащимися. Видоизменяются цели, задачи, функции школы. Наряду с традиционными, связанными с обучением, воспитанием, развитием ребенка, большую роль начинают играть социально-правовая функция защита и охрана прав ребенка, функции социально-педагогической и психологической помощи учащемуся и его семье, функция культурной анимации. Сельская школа нередко играет роль надежного психологического «укрытия» с целью защиты ребенка от травмирующих ситуаций в семье. Наряду с семьей она играет исключительную роль в личностном и гражданском становлении, так как через нее проходит каждый человек. В сельском социуме республики школа единственное образовательное учреждение. Она выполняет большую социально-педагогическую функцию, содержание которой развитие духовных сил и способностей учеников; приобщение к богатствам мировой культуры, к участию в сохранении, творческом освоении, обогащении и умножении духовных ценностей; повышение педагогической культуры; и др.
В данной работе мы попытаемся раскрыть эту тему и выявить формы и методы совместной работы начальной школы и семьи в сельских условиях.
Объект исследования: Процесс организации совместной работы начальной школы и семьи в сельских условиях.
Предмет исследования: Формы и методы совместной работы начальной школы и семьи в сельских условиях.
Цель исследования: Раскрыть формы и методы процесса организации совместной работы начальной школы и семьи в сельских условиях.
Исходя из цели исследования, поставлены следующие задачи:
1. Изучить психологопедагогическую, методическую литературу по проблеме;
2. Научно обосновать и экспериментально подтвердить эффективность совместной работы начальной школы и семьи в сельских условиях;
3. Разработать систему работы по процессу организации совместной работы начальной школы и семьи в сельских условиях;
4. Опираясь на результаты исследования разработать рекомендации для практических работников (социальных педагогов, психологов, учителей начальных классов) и родителей.
Исходя из цели и задач исследования, выдвигается следующая
гипотеза: процесс совместной работы семьи и школы в сельских условиях может быть более эффективным, если:
- установить тесное сотрудничество семьи и школы в воспитании младших школьников;
- использовать активные средства, формы, методы обучения
и воспитания;
Для решения поставленных задач использован комплекс
методов исследования:
- анализ психологопедагогических, методологических трудов
по проблеме исследования;
- наблюдение за образовательновоспитательным процессом начальных классов Чурапчинского улуса Улахан-Кюельской основной общеобразовательной школы;
- беседы, анкетирование.
Практическая значимость исследования заключается в разработке
методических рекомендаций для практических работников (социальных педагогов, психологов, воспитателей, учителей).
Опытно-экспериментальной базой исследования явилось ? школа. В ходе эксперимента участвовали учащиеся 3 класса.
Структура исследования состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Методологической основой исследования являются общие и специальные работы по педагогике и психологии об особенностях развития младших школьников Л.С.Выготского, С.В.Ковалева, А.Л.Венгер, А.С.Макаренко, Р.С.Немова, В.С.Мухиной, Б.Д.Эльконина, о воспитании детей в семье В.А.Сухомлинского, Т.А.Марковой, Т.М.Афанасьевой, М.Е.Винокуровой, М.М.Прокопьевой, Н.Д.Неустроева.
Структура: Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, библиографии и приложений.
Содержание работы
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ И СЕМЬИ
1.1. Роль родителей в формировании личности младших школьников. 7
1.2. Учет психологических особенностей развития младших школьников..25
1.3. Особенности совместной работы начальной школы и семьи . 43
Глава II. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ И СЕМЬИ
2.1. Диагностика уровней совместной деятельности 54
2.2. Формы и методы совместной работы начальной школы и семьи 61
2.3. Динамика уровней совместной работы начальной школы и семьи .. 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........ 75
БИБЛИОГРАФИЯ . 78
ПРИЛОЖЕНИЕ
Использованная литература
- Библиография
- Азаров Ю.П. Педагогика семейных отношений. Ч.1. Технология
- повседневного общения / Ю.П. Азаров. М.: Знание, 1976.-96с.
- Азаров Ю.П. Семейная педагогика / Ю.П.Азаров М.: Политиздат, 1982. 223с.
- Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики / И.Н.Андреева М.: Академия, 2000. 173с.
- Антипин Е.Н. Школа, семья, общественность / Е.Н.Антипин
- Иркутск, 1965. 40с.
- Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи / А.И.Антонов, В.М. Медков - М.: Изд-во МГУ, 1996. 304с.
- Антонова Р.Я. Воспитание детей / Р.Я. Антонова.- Якутск. 1995. - 96с.
- Ашпарина О.Ю. Народная педагогика и современные проблемы воспитания и образования / О.Ю. Ашпарина. - Абакан 1993. с. 244.
- Бардиан А.Н. Воспитание детей в семье /Психол. пед. очерки
- / А.Н.Бардиан М., 1972. 236с.
- Бауэр Т. Психическое развитие младенца / Т.Бауэр. - М., изд. Прогресс, 1979, 180с.
- Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика: книга для учителя./М.М.Безруких, С.П.Ефимова - М.: Просвещение, 1991. - С: 119-125.
- Беседы с родителями о воспитании детей / Под ред. Есипова Б.
- М., 1956. 95с.
- Бодалев А. А. Семья и формирования личности / А.А.Бодалев. - М., изд. Просвещение, 1989 - 206с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте
- / Л.И.Божович - М.,1969. - 336с.
- Борисова Л. Г. Социальное качество профессиональной группы
- (на примере российского учительства 6090-х гг.) / Л.Г.Борисова
- - Новосибирск, 1993.
- Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи / М.И.Буянов
- М.: Просвещение, 1988. 207с.
- Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П. Педагогика: пособие для сдачи экзамена. / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П.Крившенко
- - М., 2005. - 239с.
- Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога
- / Ю.В.Василькова М.: Академия, 2001. 158с.
- Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? / Е.М.Волкова
- М.: Просвещение, 1992. 94с.
- Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. / В.В.Воронов. - М., 1999. - 267с.
- Воспитание трудного ребенка. Учебное пособие /Под ред.
- Рожкова М.И. М.: Владос, 2001. 240с.
- Вохмянин Г.И. Не подлежит оправданию: Профилактика алкоголизма в семье / Г.И.Вохмянин М.: Педагогика, 1986.
- 127с.
- Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М.: Просвещение. - 1984.
- 280с.
- Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика: Практика глазами преподавателя и студентов. Пособие / Ю.Н.Галагузова. М.: Владос, 2001. 220с.
- Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник
- и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития
- / М.В.Гамезо и др. М., 1998. 256с.
- Григорьева А.А. Воспитание детей раннего возраста в семье
- / А.А.Григорьева. - Якутск, 1998. - 48с.
- Давлетишна А.А. Изучение индивидуальных способностей младших школьников./А.А.Давлетишна - //Начальная школа. - 1993. - № 5. - С.10.
- Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей /Т.Данилина //Дошкольное воспитание.
- 2000, № 1. 42с.
- Делла Т.А. Ошибки родителей // Пер. с итал. Молочковской Е.Г.
- М.: Прогресс, 1993. 133с.
- Дементьева И.Ф. Семья в системе стартовых жизненных условий./И.Ф.Дементьева - //Социологические исследования. - 1995. - № 6. 23-23 с.
- Детям общую заботу. / Сборник статей Алма-Ата: Мектеп, 1989.
- 130с.
- Для бесед с родителями. / Сборник статей. М.: Знание, 1975.
- 95с.
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения
- / А.Б.Добрович М.: Просвещение, 1987. 205с.
- Долотина О.П. Родители и дети./О.П.Долотина - //Начальная школа. - 1994. - № 8. - С.70.
- Дольто Ф. На стороне подростка. / Ф.Дольто - СПб, изд. Петербург-ХХІ век, 1997 - 387с.
- Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. М.: Наука. - 1975. 89с.
- Жегин Ю. Отец как воспитатель. / Ю.Жегин. - Л., 1966. 20с.
- Земска М. Семья и личность. / М.Земска. - М.: Прогресс, 1986 - 133с.
- Зиятдинова Ф.Г. Социальное положение и престиж учительства: проблемы, пути решения / Ф.Г.Зиятдинова. - М., 1992.
- Иванова Г.В. Кэскиллээх ситим / Г.В.Иванова Дьокуускай, 2005.
- Каплан Л.И. Посеешь привычки пожнешь характер. / Л.И.Каплан
- М.: Просвещение, 1980. 95с.
- Караковский В. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса /В.Караковский //Воспитание школьников, 1991. № 2. 131с.
- Карклина С.Э. Проблема семейного воспитания /С.Э.Карклина
- М.: Сов. Россия, 1983. 207с.
- Картавцева М.И. Родители просят совета / М.И.Картавцева
- М.: Знание, 1970. 64с.
- Киреева Л.А., Мамайчук И.И. Помощь детям с трудностями
- в поведении / Л.А.Киреева, И.И.Мамайчук Л.: Знание, 1986.
- 32с.
- Ковалева Л.М., Тарасенко Н.Н. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников в школе./Л.М.Ковалева, Н.Н.Тарасенко - //Начальная школа. - 1996. - № 7. - С.17-22.
- Кожапова Н.Е. Учителя и родители-партнеры в воспитании ребенка./ Н.Е.Кожапова - //Начальная школа. - 1995 - №6. - С.11-14.
- Колодезникова М.Г., Омукова Л.И. Актуальные проблемы семейного воспитания / М.Г.Колодезникова, Л.И.Омукова Якутск, 1997. 47с.
- Кондратюк В.Н. Изучение методов семейного воспитания./.Н.Кондратюк - //Начальная школа. - 1993. - № 1. - С.70-72.
- Крупская Н.К. О воспитании в семье. Избр. статьи / Н.К.Крупская
- М., 1962. 208с.
- Макаренко А.С. Книга для родителей / А.С.Макаренко
- М.: Педагогика, 1988. 304с.
- Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. / Л.И.Маленкова. - Учебник., М., 2004 -480с.
- Маркова Т.А. Воспитание дошкольника в семье /Под ред. Т.А. Маркова, М., 1979. 318с.
- Матвейчек З. Некоторые психологические проблемы воспитания детей в неполной семье./ З.Матвейчек - М.: Прогресс, 1980. - С.71.
- Миноваров А.К. Педагогические условия повышения эффективности семейного воспитания / А.К.Миноваров Ташкент, 1989. 109с.
- Михайлова Т.В. Как я провожу родительские собрания./ Т.В.Михайлова - //Начальная школа.-1993. - № 10. - С.73-75.
- Младший школьник: Психодиагностика и коррекция развития/ М.В. Гамезо, В.С.Герасимова, Л.М. Орлова. М.: МГОПУ. - 1995. 55с.
- Могилевская Г.Л. Осторожность и риск / Г.Л.Могилевская
- М.: Знание, 1983. 96с.
- О проблеме воспитания. Сборник / Под ред. Чепенас Е.Ю.
- М.: Педагогика, 1990. 222с.
- Оварова Р.В. Справочная книга школьного психолога / Р.В.Овчарова. - 2-е изд., М.: Просвещение, 1996. - 352с.
- Островская Л. Мы и наши дети / Л.Островская // Дошкольное воспитание. 1983. № 8. 95с.
- Островская Л., Рубцова М. За здоровый образ жизни
- / Л.Островская, М.Рубцова //Дошкольное воспитание. 1987. № 6.
- 95с.
- Персидская И.В., Фонова Г.А. Классные часы в 1-4 классах. / И.В.Персидская, Г.А.Фонова. -, Волгоград: Учитель, 2006, - 204с.
- Песталоцци И.Г. Лебединая песня. Пед. соч.: В 2 т.
- / И.Г.Песталоцци М., 1981. Т. 2. 218с.
- Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. М., 1981. 216с.
- Петряевская Л. Г. Образование родителей и школа. / Л.Г.Петряевская. - М., 1999.
- Пинчук Л. Власть примера / Л.Пинчук М.: Политиздат, 1970.
- 223с.
- Подласый И.П. Педагогика. / И.П.Подласый. - 2 часть, М., 2003. -255с.
- Понарядова Г. М. О внимании младших школьников с различной успеваемостью // Вопр. психол. 1982. № 2. 51-59с.
- Попов Б.Н. Изменение семьи народов Якутии / Б.Н.Попов Якутск, 1994. 138с.
- Портнягин И.С. Этнопедагог К.С. Чиряев: «Педагогические мысли, идеи, взгляды» / И.С.Портнягин Якутск: ЯГУ, 2002. 168с.
- Практическая психология образования, М.: Творческий центр «Сфера». 1997- 260с.
- Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко,
- Б.Г. Мещерякова. 2-е изд., М.: Педагогика Пресс, 1997. - 440с.
- Радванова С. Социальные и юридические проблемы неполной семьи./С. Радванова - //М.: Прогресс, 1980. - С.113-116.
- Ратанова Т.А., Золотарева Л.Н., Шляхта Н.Ф.. Методы изучения и психодиагностика личности. - М.: МГОПУ. .55-57с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Просвещение. 1946.- 307-311с.
- Слепцова З.С. Педагогическое общение. / З.С.Слепцова. - М., 2003. -231с.
- Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире: книга для учителей и родителей. /В.Н.Соколова, Г.Я.Юзефович - М.: Просвещение, 1991. - С.10-17.
- Социология: Учебник. - М.: 1999. -344с.
- Спицын Н.П. Учитель-родители: правила общения./ Н.П.Спицын - //Начальная школа. - 1993. - № 10. - С. 56-58.
- Спичак С.Ф. Семья глазами психолога: сборник методик./ С.Ф.Спичак - Москва-Воронеж, 1995. - С.10-15.
- Степанов Е.Н. Калейдоскоп родительских собраний. / Е.Н.Степанов. - Выпуск 1.М. 2005.-144с.
- Стрельчук И.В. Алкоголь и потомство / И.В.Стрельчук М., 1979.
- 300с.
- Субботский Е. В. Ребенок открывает мир. / Е.В.Субботский - М., изд. Просвещение, 1991, 198с.
- Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека
- / В.А.Сухомлинский М., 1978. 69с.
- Сухомлинский В.А. Родительская педагогика / В.А.Сухомлинский
- М., 1978. 94с.
- Сухомлинский В.А. Рождение гражданина / В.А.Сухомлинский
- М., 1971. 230с.
- Сухомлинский В.А. Трудные дети / В.А.Сухомлинский М., 1967.
- 79с.
- Теплюк С. Истоки самостоятельности / С.Теплюк //Дошкольное воспитание. 1991, №7, 67с.
- Тимофеев Д.И. К вопросу формирования современного человека./ Д.И.Тимофеев - //Народное образование Якутии. 1999. - №3 - 42 с.
- Титаренко В. Я. Семья и формирование личности. / В.Я.Титаренко. - М., изд. Мысль, 1987, - 351с.
- Титов В.А. Общая педагогика. / В.А.Титов. - М., 2005, -272с.
- Титов В.А. Педагогика начальной школы. / В.А.Титов. - М., 2003, -224с.
- Титов В.А. Специальная педагогика. / В.А.Титов. - М.,2004,- 224с.
- Тощенко Т. Социология. Общий курс /Т.Тощенко - М.: 1999.
- - 512с.
- Трофимова О.Г. Книга в семье и духовное развитие ребенка./ О.Г. Трофимова - //Начальная школа. - 1995. - № 7.
- Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников: пособие для учителя./ О.Н.Урбанская - М.: Просвещение, 1986. - С.4-18.
- Устинова М. Семья источник народного воспитания./ М.Устинова - // Народное образование Якутии. 2002. - №1. 152 стр.
- Флейвелл Дж. Х. Генетическая психология Жана Пиаже. / Дж.Х.Флейвелл. -, М., изд. Просвещение, 1967, - 345с.
- Харламов И.Ф. Педагогика: учебник. / И.Я.Харламов. - 7-е изд..- Мн. Университетское, 2002.- 560с.
- Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка / ГТ.Хоментаускас
- М., 1989. 322с.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) / Л.Хьелл, Д.Зиглер СПб.: Питер, 1997. 608с.
- Цветы жизни: Сборник. С.-Пб.: ТОО "Лейла", 1995. 384с.
- Черкасская Т.Т. Профессия родитель /Т.Т.Черкасская
- Хабаровск: Кн. изд-во, 1984. 79с.
- Чирков В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция / В.И.Чирков //Вопросы психологии. 2007, №3, - 102с.
- Шепелева К.Г. Из опыта работы с родителями./ К.Г.Шепелева - //Начальная школа. - 1994. - №11. - С.75-76.