Дифференциация и интеграция процесса обучения слабоуспевающих школьников на уроках математики
Дипломная по предмету:
"Педагогика"
Название работы:
"Дифференциация и интеграция процесса обучения слабоуспевающих школьников на уроках математики"
Автор работы: Поярко Марина
Страниц: 65 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
О достоинствах индивидуального дифференцированного подхода написано много. Признаётся его положительное влияние на повышение успеваемости учащихся. Но при этом почему-то не учитываются психологические особенности восприятия данного подхода самими детьми. К сожалению, индивидуализация идёт пока в основном от педагога. Преподаватель сам отмеряет степень сложности задания для учащегося. На первый взгляд, вроде бы всё в порядке. Учитель учёл уровень способностей и знаний учащихся и в соответствии с этим даёт им задание. Однако при таком индивидуальном подходе, дифференцируя задания на «сильных» и «слабых» учащихся, мы тем самым ориентируем их на то, что один из них, действительно слабый и более сложное задание ему не под силу, а другой - сильный, значит, и задание дается потруднее.
Содержание работы
Содержание
Глава I Теоретические основы неуспеваемости, ее причины
и способы преодоления. 7
1.1.Признаки отставания и неуспеваемости подростков,
способы выявления. 7
1.2. Причины неуспеваемости. Внешние и внутренние причины. 11
1.3. Пути преодоления неуспеваемости учащихся шестых классов. 19
Глава II Дифференциация и интеграция процесса обучения слабоуспевающих школьников на уроках математики. 30
2.1. Физиологические и психолого-педагогические особенности развития учащихся шестых классов в норме и с отставаниями в развитии. 30
2.2. Специфика развития математических способностей подростков в классах коррекции. 33
2.3 Виды дифференциации и интеграции в процессе обучения математике подростков в классах коррекции. 36
Глава III Опытно – экспериментальная работа по снижению уровня неуспеваемости и развитию математических способностей подростков в классах коррекции. 47
3.1. Организация педагогического эксперимента. 47
3.2 Выявление причин неуспеваемости учащихся шестых коррекционных классов. 48
3.3 Содержание формирующего этапа эксперимента по снижению уровня неуспеваемости по математике у учащихся шестых коррекционных классов. 50
3.4.Изучение динамики снижения уровня неуспеваемости шестиклассников коррекционных классов по математике. 55
Заключение 59
Список литературы 61
Приложения
Использованная литература
- Абасов З.А. Системный подход при проектировании целей урока / З.А. Абасов // Завуч. - 2003.- N2. - С. 68.
- Алифанов Л.А. Роль двигательной активности на уроке / Л.А. Алифанов // Школьные технологии. - 2004.- N5.
- Алферова Л. Методика, основанная на анализе и диагностике//Директор школы. - 1996. - № 6. - С.34-41
- Аргинская И.И., Дмитриева Н.Я., Полякова А.В., Романовская З.И. Обучаем в системе Занкова Л.В., М: Просвещение, 1991.
- Бабанский Ю.К. По новому строить процесс образования и воспитания (педагогическая наука - реформе школы). - В кн.: Интенсификация учебно-воспитательного процесса в школе. М.: Просвещение, 1988, С.37-51
- Бабанский Ю.К. Об изучении причин неуспеваемости школьников. –
- «Советская педагогика», 1972.
- Битянова М. «Мотивация и профанация»«Школьный психолог, 2000год
- Безруких М., Ефимова С.”Почему учиться трудно?” М., 1995.– с. 202
- Божович Л. И.”Этапы формирования личности” М., Воронеж, 1995.-с.305
- Воспоминания, размышления, беседы. Лейтес Н. С. Психологический журнал.т. 13,№ 1,1992г., стр. 147-165.
- Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе под редакцией. В.В. Воронковой. Москва, 1994.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах, том 5. Москва, 1983.
- Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. М, 1954.
- Гузик Н. Путь к пятерке - дидактическая единица: классно-урочная система / Н.Гузик // Школьные технологии. - 2004.- N2.
- Давыдов В.В. «Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования» - М: Педагогика, 1986 г. - 240ст.
- Давыдов В. В., Маркова А. К. “Развитие мышления в школьном возрасте” //Принцип развития в психологии. М., 1978.-с.609
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования: учебное пособие для студентов вузов / В.В. Давыдов. - М.: Издательский центр АКАДЕМИЯ, 2004. - 288 с. - (Классическая учебная книга).
- Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога/ под ред. И.В. Дубровиной.М., 1991.303с.
- Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.И. Загвязинский. - М.: Издательский центр АКАДЕМИЯ, 2001. - 192 с. - (Высшее образование).
- Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В двух томах. М. Прос.,1986г.
- Завельский Ю.В. Как подготовить современный урок : в помощь начинающему учителю / Ю.В. Завельский // Завуч. -2000. -N 4. - C. 94-97
- Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Москва, 1994.
- Коваленков В.Г. Дидактические игры на уроках математики. Москва, 1990.
- Кузнецов В.И. Принципы активной педагогики: что и как преподавать в современной школе: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.И. Кузнецов. - М.: Издательский центр АКАДЕМИЯ, 2001. - 120 с. - (Высшее образование).
- Кон И.С. Ребеноки общество. М.–,1988
- Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М: Просвещение, 1972.
- Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М: Просвещение, 1968.
- Лернер Г.И. Курс "Педагогическая теория - современному учителю". Лекция N 6: структура и типы уроков / Г.И. Лернер // Биология: изд.дом Первое сентября. - 2004.- N43
- Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М. Педагогика, 1971г
- Менчинская Н.А. Краткий обзор состояния проблемы неуспеваемости школьников – В кн: Психологические проблемы неуспеваемости школьников. М.,1971.
- Мухина В.С. «Детская психология» - М: Просвещение, 1985 г.
- Мудрик А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе.– М.,1983.
- Обухова Л.Ф. “Детская психология: теория, факты, проблемы, - М: Тривола, 1995 г.
- «Отстающие в учении школьники: проблемы психического развития»./Под ред. З.И. Калмыковой, И. Ю. Кулагиной. М.,1996– с. 558
- Обучение в коррекционных классах. Работа со слабоуспевающими школьниками. Пособие для учителей. Под ред. Кумариной Г.Ф. М,1991.
- Осницкий А.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики. Москва-Нальчик, 1996
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / под ред. С.А. Смирнова. - 4-е изд., исправленное. - М.: Академия, 2001. - 512 с.
- Перова М.П. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. Москва, «Просвещение». 1978.
- Перова М.П. Дидактические игры и упражнения по математике. Москва, «Просвещение», 1996.
- Психологическая помощь дошкольнику. Книга для родителей и воспитателей Н. Яковлева
- Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. Москва, 1986.
- Симонов В.П. Урок: планирование, организация и оценка эффективности: проблемы методологии, теории и технологии: моногр./ В.П. Симонов. - М., 2003.-185 c.
- Скрынникова О.А. Материалы по предупреждению неуспеваемости
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1998.
- Теплов М. Б. Избранные труды. В 2-х т., (т.1.) М. Прос.,1971г.
- Урок математики в современной школе : Метод. рекомендации / сост. В.И. Блокова. - Калуга: Калуж. обл. ин-т усовершенствования учителей, 2001.-64
- Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность. Сб. науч. тр. Свердловск. СИПИ,1990г
- Формирование учебной деятельности школьников. Под ред. В.В. Давыдова и др. М., 1982.
- Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: Т.1,2; Пер. с нем. / Под ред. Б.М.Величковского. - М.: Педагогика, 1986.
- Хутoрскoй А.В. Сoврeмeннaя дидaктикa: Учeбник для вузoв. - СПб.: Питeр, 2001. - 544 с.
- Царева С.Е., Волчек М.Г. Обучение математике и здоровье учащихся. Начальная школа. 11.2002.
- Цукерман Г. А. “Школьные трудности благополучных детей”.М., 1994.-с.133
- Цетлин В. С. Предупреждение неуспеваемости учащихся. - М., 1989. - С.
- Шиянов Е.Н. Развитие личности в обучении: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова. – М.: Академия, 1999. – 288 с. – (Высшее образование).
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
- Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования / И.С. Якиманская; отв. ред. М.А.Ушакова. – М.: Сентябрь, 2000. – 175 с. – (Библиотека журнала "Директор школы"; Вып.7/2000).
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 1996. - 96 с.