Исследование школьной мотивации учащихся начальных классов.
Дипломная по предмету:
"Педагогика"
Название работы:
"Исследование школьной мотивации учащихся начальных классов."
Автор работы: Сергей Пашков
Страниц: 60 шт.
Год:2001
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение.
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции. Этой проблемой занимались Леонтьев А.Н., БожовичЛ.И., Эльконин Д.Б.
Проблема формирования мотивации учения лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения. Это означает, что здесь в поле внимания психолога оказывается не только осуществляемое школьником учение, но и происходящее в ходе учения развитие личности учащегося.
На современном уровне психологической науки мы не вправе просто констатировать, что ученик не хочет учиться. Надо постараться выяснить, почему именно он не хочет учиться, что влияет на формирование школьной мотивации.
Цель нашей работы: исследование мотивации учения младших школьников и факторов, влияющих на ее формирование.
В работе поставлены следующие задачи:
1. Анализ исследуемой проблемы по литературным источникам.
2. Изучение мотивации учения учащихся младшего школьного возраста.
3. Исследование влияния интеллектуального развития, успешности обучения учащихся на формирование мотивации учения.
Предмет исследования. Мотивация учения и связь между школьной мотивацией и успешностью обучения, учебной мотивацией и интеллектуальных особенностей учащихся.
Объект исследования: учащиеся с 1 по 4 классы начальной общеобразовательной школы.
Глава 1. Современное состояние проблемы изучения школьной мотивации.
§1. Общие подходы к изучению мотивации учения.
Мотивационная сфера человека до сих пор очень мало изучена в психологии. Это не может быть объяснено отсутствием интереса к данному предмету: начиная с древних времен и до наших дней вопрос о внутренних побудителях поведения человека неуклонно занимал ученых и философов и приводил их к построению различных умозрительных гипотез.
Прежде всего следует отметить, что исследования потребностей и мотивов не могли развиваться в рамках ассоциативной эмпирической психологии. В это психологии царило представление о том, что всеми психическими процессами управляют определенные законы ассоциации. При таком механическом понимании движущих сил психической жизни и поведения человека проблема активности самого субъекта по существу была снята.
Критика эмпирической психологии, начавшаяся на рубеже XX столетия, пошла главным образом по линии преодоления ее идеализма и атомизма, но не ее механизма. Гештальд психология избрала для своих исследований главным образом область познавательных процессов. Рефлексология, реактология, бихевиоризм сосредоточили внимание на внешних стимулах поведения человека. [ ].
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ. 3
§1. ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ. 3
§2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 12
§3. ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. 17
§4. АКТИВИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ. 21
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. 29
ГЛАВА 3. ОПИСАНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ. 32
§1. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЗРАСТНОЙ ДИНАМИКИ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 32
§2. ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ. 37
§3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОТИВОВ И ЗАВИСИМОСТЬ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ. 38
§4. ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ И ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ. 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
ЛИТЕРАТУРА 58
Использованная литература
- Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.- Воронеж, 1996
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности, М. Воронеж, 1995
- Бреслав Г.М. Эмоциональные отклонения как первичный показатель деформации процесса формирования личности. М., 1983
- Вопросы психологии школьника /Ред. Божович Л.И. Известия АПН РСФСР, вып.36, 1951
- Вилюс В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М., 1990
- Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомирова О.К. Эмоции и мышление. М., 1980
- Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития Вопросы психологии, 1972 №2
- Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988
- Гаврилов Т.П. О воспитании нравственных чувств. М., 1984
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., «Педагогика» 1987
- Диагностика и коррекционная работа школьного психолога /Под ред. Дубровиной И.В. М., 1987
- Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса в развитии. М., 1989
- Закс Л. Статистическое оценивание. М., 1976
- Запорожец А.В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста. Издательство АПН РСФСР, 1948
- История зарубежной психологии 30-60 годы XX века Тест М., 1986
- Истомина З.М. Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте. Известия АПН РСФСР, выпуск 14, 1948
- Изард К. Эмоции человека. М., 1980
- Кроглус А.В. Вюрцбургская школа экспериментального исследования мышления и ее значение. Новые идеи в философии. СПб, 1934
- Леонтьев А.Н. Об историческом подходе в изучении психики человека. Т.1. М., 1959
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: конспект лекций. Издательство МГУ, 1971
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения т.1 /под ред. В.В. Давыдова и др., М., 1983
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения т.2. /под ред. В.В. Давыдова и др. М., 1983
- Леонтьев А.Н. проблемы развития психики. М., 1982
- Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. М., 1975
- Мануйленко З.В. развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста. Известия АПН РСФСР, вып. 14,1948
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М: Просвещение, 1990
- Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М: Просвещение, 1990
- Мюррей. Исследование личности. Воронеж, 1993
- Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования. Пермь, 1988
- Мерлин В.С. Лекции по методике мотивов человека Пермский Гос. Пед. Институт Пермь, 1978
- Миллер Д., Галавитер Е., Прибрам К. Планы и структура поведения М., 1964
- Наенко Н.И. Психологическая напряженность. М., 1996
- Новые исследования в психологии /Под ред. В.В. Давыдова. М., 1987
- Общая психодиагностика /Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1987
- Педагогическая диагностика в школе /под ред. Кочеткова А.И. Минск, 1987
- Петренко В.Ф Психосемантика сознания, - М., 1988
- Петровский А.В. Быть личностью, - М., 1990
- Пиаже Ж. Экспериментальная психология, - М., 1970
- Райский Б.Ф. Движущие силы в формировании и развитии у учащихся потребностей в самообразовании, - Волгоград, 1996
- Рубинштейнс С.Л. Основы общей психологии. СПб.: ПитерКОМ, 1999
- Редковец И.А. Формирование у учащихся общественно ценной мотивации самообразования. Волгоград 1997
- Рогов А. Настольная книга психолога в образовании М., 1995
- Столетов В.Н. Становление личности. _ М., 1987
- Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М.: Академия, 1996
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1971
- Язов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1987
- Якобсон М.П. Психологические проблемы мотивации поведения. М., 1969