Логика Аристотеля
Реферат по предмету:
"Логика"
Название работы:
"Логика Аристотеля"
Автор работы: Ольга
Страниц: 10 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Развитие человеческого труда, связанное с усложнением его внешних средств орудий труда, рост производительности труда и, следовательно, материального могущества человечества, его независимости от слепых сил природы обусловливают переход человеческого интеллекта на качественно более высокую ступень развития ступень античного интеллекта. Прямым выражением развития способности к труду, новой ступени освоения природы явился переход к металлическим медным, бронзовым, железным орудиям труда, вызвавший существенное повышение производительности труда. Рост производительности труда привел к значительному увеличению прибавочного продукта, что сделало возможным и необходимым его присвоение частью общества, т.е. разделение общества на противоположные классы: рабов и рабовладельцев. Это означало также возникновение разделения труда на физический и умственный , наиболее существенное разделение труда, обусловившее характер общественного развития вплоть до наших дней. Разделение труда на умственный и физический обусловило возникновение социальной группы людей, основной формой деятельности которых становится умственный труд. Появление городов означало концентрацию материальной и духовной культуры в крупных центрах. Эти социальные факторы наряду с непосредственными потребностями развития производства, преобразования природы обусловили мощное продвижение человеческого интеллекта. Важнейшими чертами нового исторического типа интеллекта являются более глубокое понимание природных вещей и самого человека, различение являющегося и сущностного миров, возникновение рефлектирющего мышления, резкое разделение двух основных парадигм мышления, развитие объяснительного мышления, интенсивный процесс логизации мышления.
Логика Аристотеля
Очень трудно хронологически четко установить, когда и где впервые исследователи обратились к тем элементам мышления, которые впоследствии образовали предмет логики. Истоки логической теории иногда усматривают во всех попытках анализировать интеллектуальные операции со стороны их правильности и результативности. С этой т очки зрения зарождение логики можно связывать с некоторыми фрагментами философских учений, возникших в странах Востока еще на рубеже 1 тысячелетия до н.э. Но если исходить из достаточно отчетливых контуров логической проблематики, тот родиной логики все же следует признать Грецию 5-4 в.в. до н.э., а основателем этой науки Аристотеля.
Примечательно, что, не создавшие ни одной естественно-научной теории, сохранившей свое значение до настоящих дней (исключая, впрочем, в определенной степени геометрию Эвклида), античные мыслители создали теорию формальной логики, основное содержание которой не утратило своего значения до нашего времени.
Первый формально-логический закон мышления закон тождества был сформулирован Парменидом. Закон достаточного основания в качестве эмпирического закона мысли описан Демокритом. Логика в древности шла рука об руку как с общей теорией познания (гносеологией), так и с теорией ораторского искусств(риторикой). Родоначальником логики как развернутого учения является Аристотель. В собрании трактатов по логике (названном его последователями Органоном) Аристотель рассматривал логику по существу как вспомогательную научную дисциплину, подобно риторике, или, как можно перевести название Органон, орудие мысли. Аристотель подробно проанализировал лишь два из четырех основных законов логики противоречия и исключенного третьего. Два других тождества и достаточного основания, известные уже предшественникам, у него лишь намечены. Следует отметить, что предпочтение, отданное законам противоречия и исключенного третьего, было обусловлено возникшей в античной философии ситуацией, связанной с полемикой между философами-метафизиками и диалектиком Гераклитом. сли первые отстаивали закон тождества (вещь всегда тождественна себе), то второй выдвинул несомненно более глубокую идею противоречивости бытия, его нетождественности самому себе. В интерпретации Парменида закон тождества, справедливый сам по себе лишь в определенных пределах (определенность вещи как предмета мысли), получал чрезмерно расширительный и ошибочный смысл абсолютного тождества вещи самой себе, абсолютной неподвижности бытия. В утверждении Гераклита нельзя дважды войти в одну реку, так же правильном лишь до известного предела, содержался элемент релятивизма, чреватый разрушительными последствиями для мысли, что позднее и проявилось в представлениях Кратила (нельзя и одного раза войти в одну реку) и софистов.
В противостоянии этих крайних подходов Аристотель сумел обнаружить формально-логические принципы (законы) мышления, развивающие и дополняющие законы тождества и достаточного основания. Однако Аристотель не смог развить дальше логику, заложенную в диалектическом принципе все течет, сформулированном Гераклитом. Эта логика, впрочем, представляла собой более глубокий пласт мышления, выходящий за пределы собственно формальной логики. Логическая система Аристотеля содержала учение о категориях (философ выделил десять основных категорий), определениях понятия, суждениях, умозаключениях (главным образом учение о силлогизмах), доказательствах, анализ софизмов и т.д. Аристотель воспринимает логику не как самостоятельное Саму философию
Аристотель делит философию на две части теоретическую, которая стремится к достижению истины, независимой от чьего-либо желания, и практическую, занятую умом и человеческими устремлениями, которые совместными усилиями стараются уяснить суть человеческого блага и его достигнуть. В свою очередь теоретическая философия делится на три части: исследование изменяющегося бытия (физика и естествознание, включая науку о человеке); исследование бытия абстрактных математических объектов (различные разделы математики); исследование бытия как такового (то, что мы называем метафизикой).
Мышление - это суть логики. Согласно Аристотелю, мышление это не конструирование или создание умом некой новой сущности, но скорее уподобление в акте мышления чему-то, находящемуся вовне. Понятие есть отождествление ума с каким-то видом бытия, а суждение выражение соединения таких видов бытия в действительности. Наконец, к верным заключениям науку направляют правила вывода, законы противоречия и исключенного третьего, поскольку этим принципам подчиняется все бытие.
К логическим произведениям Аристотеля относятся Категории, Об
истолковании, Аналитики первая и вторая, Топика и О софистических
опровержениях.
В «Категориях» идет речь о словах, высказываемых без какой-либо связи и обозначающих самые общие характеристики бытия. Аристотель перечисляет десять категорий: сущность, качество, количество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание. Они отвечают на вопросы: что именно есть?, какое?, сколько? и т.д.
В Метафизике Аристотель или сводит все категории к трем (сущность, свойство, отношение), или же подводит четыре последние категории первого списка под одну движение.
Темой второго труда Об истолковании являются не отдельные слова, а сложные выражения, это не категории (Сократ, человек, сидит, бежит и т.д.), а высказывания или суждения, составленные из них и выражающие истину или ложь («Сократ сидит», «Человек бежит», «Сократ есть человек» и проч.). Высказывания классифицируются соответственно количеству (общие и частные) и качеству (утвердительные и отрицательные) на четыре вида: общеутвердительные, частноутвердительные, общеотрицательные и частноотрицательные
Далее Аристотель рассматривает модальности высказываний: возможность и невозможность, случайность и необходимость, также прослеживая, какие высказывания, выражающие их, совместимы, а какие нет. Взаимоотношения высказываний (суждений) определяются правилами или законами мышления: это закон тождества; закон исключения противоречия, и закон исключенного третьего. Иными словами, в суждении и умозаключении понятия (термины) и суждения (высказывания) не должны друг другу противоречить, истинность утвердительного суждения означает ложность его отрицания и т. д. На этой основе строится учение о силлогизме.
роблема «диалектического» метода поставлена Аристотелем в Топике , произведении, где он анализирует топы (topos, множественного число от topoi), т.е. общие приемы мышления, используемые в диалоге, способствующем достижению истины. В Топике рассматривается свыше трехсот топов, и потому ей отводилась роль как бы склада вспомогательных средств аргументации, которые следует иметь под рукою для использования в споре. На деле же Стагирит, анализируя структуру платоновских диалогов и формулируя топы, разрабатывает метод движения познания к истине, причем с использованием не только необходимых, но и вероятных (только правдоподобных) положений. Топика учит восходить от правдоподобного к истинным и первым положениям, которые достоверны не через другие [положения], а через самих себя. Этому и служит использование топов различного вида. Так, топы, касающиеся многозначности слов, ведут к истине, если слова совместимы, к заблуждению - если они не совместимы, а именно медицину, например, можно определить и как знание о здоровье (соответственно ее цели), и как знание о надлежащем образе жизни (соответственно средствам, применяемым для этой цели). Использование же слова лук одновременно в значении овощ и оружие приведет к заблуждению.
Содержание работы
Введение 3
Логика Аристотеля 4
Заключение 10
Список использованной литературы 11
Использованная литература
- Список использованной литературы
- Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1978 г.
- Берков В.Ф., Яскевич Я.С., Павлюкевич В.И. Логика. Мн., 1997 г.
- Ольшевский В.А. Логика. Гомель, 1993 г.
- Попов П.С., Стяжкин Н.И. Развитие логических идей от античности до эпохи Возрождения. М., 1974 г.
- Фролов И.Т. Введение в философию, М., 1989г.
- Чанышев А.Н.Курс лекций по древней философии, Москва, 1981г.