9 заданий + тест по логике
Контрольная по предмету:
"Логика"
Название работы:
"9 заданий + тест по логике"
Автор работы: Любовь
Страниц: 13 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Задание 1. Дайте логическую характеристику понятия «психолог». Произведите с этим понятием операции обобщения, ограничения, определения (через ближайший род и видовое отличие), деления (дихотомическое и по видообразующему признаку), а также произведите операцию дополнения к классу.
Логическая характеристика понятия: «Психолог» - понятие общее (нерегистрирующее), несобирательное, конкретное, положительное, безотносительное.
Обобщение: психолог → специалист → человек.
Ограничение: психолог → детский психолог → детский психолог И.И. Иванов.
Определение: Психолог - специалист, занимающийся научным изучением психики человека. Определяемое понятие – «психолог»; определяющее понятие – «специалист в области психологии, занимающийся научным изучением психики человека»; в определяющем понятии род – «специалист»; видовое отличие – «занимающийся научным изучением психики человека».
Деление:
а) Дихотомическое: Психологи делятся на психоаналитиков и не-психоаналитиков.
б) По видообразующему признаку: Психологи делятся на: 1) имеющих диплом специалиста в области психологии; 2) бакалавров психологии; 3) магистров психологии; 4) кандидатов психологических наук; 5) докторов психологических наук; 6) прошедших девятимесячные курсы профессиональной переподготовки по психологии. Основание деления: уровень образования.
Дополнение к классу: понятие «не-психолог» (предметная область может совпадать с понятием «специалист» либо с понятием «человек»).
2. Приведите примеры суждения с отношениями.
1) Москва находится севернее Киева.
2) Иванов – ровесник Петрову.
3) Дети любят мороженое.
4) Скорость лошади больше скорости верблюда.
3. Нарисуйте логический квадрат, напишите виды отношений, между суждениями в логическом квадрате и установите значение других суждений, если суждение О - истинно.
Суждения с общим субъектом и предикатом:
Суждение А (общеутвердительное): Все птицы зимой улетают на юг. Находится в отношении противоположности (контрарности) с суждением Е; противоречия (контрадикторности) с суждением О и подчинения с суждением I.
Суждение Е (общеотрицательное): Ни одна птица зимой не улетает на юг. Находится в отношении противоположности (контрарности) с суждением А; противоречия (контрадикторности) с суждением I и подчинения с суждением О.
Суждение I (частноутвердительное): Некоторые птицы зимой улетают на юг. Находится в отношении частичной совместимости (субконтрарности) с суждением О; противоречия (контрадикторности) с суждением Е и подчинения с суждением А.
Суждение О (частноотрицательное): Некоторые птицы зимой не улетают на юг. Находится в отношении частичной совместимости (субконтрарности) с суждением I; противоречия (контрадикторности) с суждением А и подчинения с суждением Е.
Если истинно, что некоторые птицы не улетают на юг (О), то ложно, что все птицы улетают на юг (А); суждение «Ни одна птица не улетает на юг» (Е) может быть как истинным, так и ложным, но фактически оно ложно; суждение «Некоторые птицы улетают на юг» (I) может быть как истинным, так и ложным, но фактически оно истинно.
4. Приведите пример что - вопроса.
Кто возглавляет Академию наук Украины?
5. Приведите пример 2-й фигуры простого категорического силлогизма.
Все драгоценности, принадлежащие Н., сделаны из золота.
Это колье не золотое.
Это колье не принадлежит Н.
Схема силлогизма:
Все Р суть М (Р+аМ-).
Ни один S не есть М (S+eM+).
Ни один S не есть Р (S+eР+).
Это вторая фигура силлогизма (средний термин занимает место предиката в обеих посылках), модус АЕЕ (правильный для данной фигуры). Вывод следует с необходимостью.
Содержание работы
Задание 1. Дайте логическую характеристику понятия «психолог». Произведите с этим понятием операции обобщения, ограничения, определения (через ближайший род и видовое отличие), деления (дихотомическое и по видообразующему признаку), а также произведите операцию дополнения к классу.
2. Приведите примеры суждения с отношениями.
3. Нарисуйте логический квадрат, напишите виды отношений, между суждениями в логическом квадрате и установите значение других суждений, если суждение О - истинно.
4. Приведите пример что - вопроса.
5. Приведите пример 2-й фигуры простого категорического силлогизма.
6. Дайте логическую характеристику понятия «студент». Произведите с этим понятием операции обобщения, ограничения, определения (через ближайший род и видовое отличие), деления (дихотомическое и по видообразующему признаку), а также произведите операцию дополнения к классу.
7. Приведите примеры суждения существования.
8. Нарисуйте логический квадрат, напишите виды отношений, между суждениями в логическом квадрате и установите значение других суждений, если суждение I - истинно.
9. Приведите пример ли - вопроса.
ТЕСТ
1. Нельзя получить умозаключение путем противопоставления предикату из:
2. Определите тип дедуктивного умозаключения, в состав которого входят две следующие посылки: 1-Если слушатель усердно изучает логику, то он сдаст экзамен. 2-Слушатель усердно изучает логику.
3. Сложносокращенные силлогизмы:
4. Из каких двух посылок нельзя сделать вывода в простом категорическом силлогизме:
5. Какие суждения не поддаются обращению
6. По содержанию понятия делятся на:
7. Понятия \"черный\" и \"белый\" находятся в отношении:
8. Родовым понятием по отношению к видовому является:
9. Закон тождества соответствует принципу:
10. Понятие «вечный двигатель» является:
11. Непреднамеренная ошибка:
12. Какие суждения могут быть одновременно истинными, но не могут быть одновременно ложными, находясь в отношении:
13. В какой фигуре силлогизма средний термин является субъектом в обеих посылках:
14. Частноотрицательные суждения не поддаются:
15. Какой элемент силлогизма пропущен в энтимеме: «Вы должны хорошо стрелять, так как вы курсанты»:
16. Какие выражения являются синонимами:
17. Понятие о предмете суждения называется:
18. Закону исключенного третьего соответствует принцип:
19. Содержание и объем понятия находятся в следующей зависимости:
20. Структура понятия включает в себя:
Использованная литература
- Гетманова А. Д. Логика: Учебник для вузов. – М.: Высш. Шк., 1986. – 288 с.
- Ивин А. А. Логика: Учебник. – М.: Гардарики, 1999. – 352 с.
- Ивлев Ю. В. Логика: Учебник. – 3-е изд. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 288 с.