Правовое государство: понятие, принципы, проблемы формирования.
Курсовая по предмету:
"Теория государства и права"
Название работы:
"Правовое государство: понятие, принципы, проблемы формирования."
Автор работы: Ольга
Страниц: 27 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена теоретической значимостью вопросов, связанных с формированием в России правового государства. Сложные, нередко противоречивые процессы, связанные с реформированием Российского государства, настоятельно требуют переосмысления многих, до недавнего времени бесспорных, положений отечественного правоведения. Это касается как понимания права в целом, так и его роли в гражданском обществе, а также проблем построения правового государства в России.
Идея правовой государственности была выстрадана в многочисленных бедствиях, войнах, конфликтах и революциях. В развитых странах все большее число граждан осознает созидательную миссию права, его неразрывную связь с самим человеком, значение действительно разумной правовой современной публичной власти.
Правовое государство, как определенная философско-правовая теория и соответствующая практика организации конструктивной политической власти, а также обеспечения прав и свобод человека, является одним из существенных достижений общечеловеческой цивилизации.
Во все времена призывы к правовому государству и сам процесс его формирования имели место в качестве противопоставления его как антипода деспотическому образу правления, абсолютизму, полицейскому государству. Поэтому наиболее оптимальные концепции правового государства возникли в период антифеодальной борьбы буржуазии, предложившей собственные юридические ценности против узаконенного произвола старых господствующих классов.
И сегодня правовое государство не только одна из наиболее значимых общечеловеческих ценностей, призванных утвердить гуманистическое начало, справедливость, но и эффективный практический институт обеспечения и защиты прав и свобод, чести и достоинства личности, средство борьбы с бюрократизмом, местничеством и ведомственностью, форма осуществления и существования реального народовластия.
В связи с проводимой реформой политической системы в России, реформой правовой системы, широкомасштабной демократизацией общества необходим новый теоретический подход в понимании правового государства.
Целью данной работы является комплексное изучение правового государства в современной России. Достижение указанной цели осуществляется путем решения следующих задач:
− изучить понятие и основные принципы правового государства и на основании этого выявить его функции;
− определить значение концепции правового государства;
− проанализировать проблемы развития идей правового государства в России;
− выявить проблемы формирования правового государства в современной России.
Глава 1. Сущность правового государства
1.1. Понятие и основные принципы правового государства
Правовое государство - это правовая форма организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права .
Характеризуя правовое государство, следует иметь в виду, что, несмотря на специфические особенности данного института, оно всегда оставалось и остается государством.
Во-первых, то, что оно не отождествляется и не растворяется в обществе или в системе других общеполитических организаций. А, во-вторых, что оно помимо своих собственных, специфических признаков и черт обладает, как и любое иное государство, общеродовыми признаками и чертами.
По сравнению, например, с негосударственными организациями оно обладает публичной властью, выступает как официальный представитель не только правящих, но и всех остальных слоев общества.
Правовое государство как особое звено политической системы общества располагает специальным аппаратом управления и принуждения. Последний в данном случае выступает в виде совокупности разнообразных органов и организаций, связанных друг с другом едиными принципами образования и функционирования и объективно необходимых для выполнения стоящих перед государством целей и задач. Для его содержания в каждой стране устанавливаются и взимаются налоги, проводятся займы, формируется государственный бюджет.
Правовое государство в отличие от других, негосударственных организаций - составных частей политической системы общества - располагает разветвленной системой юридических средств. Они дают ему возможность оперативно управлять всеми отраслями рыночной или плановой экономики, оказывать эффективное воздействие на все общественные отношения.
Обладая государственно-властными полномочиями, различные государственные органы не только издают в рамках своей компетенции соответствующие нормативно-правовые акты, но и обеспечивают их реализацию путем применения мер воспитания, поощрения или убеждения. Государственные органы осуществляют потоянный контроль за их точным соблюдением, применяют в необходимых случаях меры государственного принуждения.
Однако в отличие от юридических средств воздействия, находящихся в распоряжении различных государственных органов, последние имеют весьма ограниченный характер. Они возникают у общественных организаций не в силу природы данных объединений, а в силу предварительной или последующей санкции самого государства. Иными словами - в результате наделения общественных организаций правом издания юридических актов уполномоченными на то государственными органами.
Правовое государство, так же, как и все другие государства, обладает суверенитетом. Как и у каждого государства, суверенность государственной власти правового государства заключается в верховенстве по отношению ко всем гражданам и образуемым ими негосударственным организациям внутри страны и независимости (самостоятельности) государства вовне, в проведении внешней политики и в построении отношений с другими государствами.
Обладая суверенитетом, правовое государство организует само себя и устанавливает обязательные для всех правила поведения.
Названные принципы являются общими как для правовых, так и для неправовых государств. В этой связи, хотелось бы выделить некоторые особенности правового государства в отличие от неправового.
В основе правового государства лежит ряд основополагающих принципов. Важнейшие из них следующие:
1. Народ является носителем суверенитета и единственным источником государственной власти, осуществляет свою власть непосредственно или через органы местного самоуправления; суверенитет государства является производным от суверенитета народа. Правовое государство по своей сути не может не быть демократическим .
2. Граждане страны вправе участвовать в выборах представительных государственных органов и быть избранными в их состав на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
3. Граждане обладают равноправием, широкими демократическими правами и свободами, гарантированными (обеспеченными и охраняемыми) в конституционном порядке, а также выполняют обязанности, предусмотренные законом; основные права и свободы человека и гражданина неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения; каждый человек является независимым и свободным.
Индивид не объект, а субъект государственных и любых иных отношений. Он вправе требовать от государственной власти определенных гарантий своей жизнедеятельности, их обеспечения необходимыми материальными и иными средствами (например, право на участие в выборах, т.е. избирать и быть избранным в представительные государственные органы, право на образование, медицинское обслуживание, судебную защиту, право иска к органам государственной власти и т.д.).
В то же время очевидным является и то, что в силу экономических и социальных причин, роста цен и инфляции, усиления бюрократизма и коррупции в управленческом аппарате гарантии прав и свобод граждан в значительной мере ослабляются. Как раньше, так и теперь рядовой гражданин нередко вынужден выступать в роли ходока по «коридорам власти» и быть просителем даже в тех случаях, когда речь идет об удовлетворении его законных прав и интересов.
На основе многовекового исторического опыта сложились общечеловеческие представления о правах и свободах личности в демократическом правовом государстве, которые положены в основу документов, принятых мировым сообществом. К ним относятся: Устав ООН, а также принятые этой международной организацией «Всеобщая декларация прав человека», «Пакт об экономических, социальных и культурных правах», «Пакт о гражданских и политических правах» и ряд конвенций. В совокупности изложенные в этих документах нормы в области прав и свобод личности составляют международные стандарты. Только соотнося с ними национальное законодательство любой страны, можно делать выводы о степени демократичности данного общества и защищенности прав и свобод граждан этого государства.
Основным ориентиром в этом направлении является Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года . Декларация представляет собой свод важнейших прав и свобод, без которых невозможно развитие современной цивилизации и которые находятся в системном единстве. В ней формулируются гражданские, политические, социальные, экономические и культурные права.
4. Признается верховенство закона в правовой системе, обязательного не олько для всех граждан и общественных формирований, но и для самого государства, всех его органов и должностных лиц; деятельность государства протекает только на основе закона, которым оно связано и ограничено.
Государство хотя и создает, творит законы, но им же и подчиняется, само их соблюдает, исполняет и применяет. Дж. Локк писал: «И ни один указ кого бы то ни было, в какой бы форме он ни был бы задуман и какая бы власть его ни поддерживала, не обладает силой и обязательностью закона, если он не получил санкции законодательного органа, который избран и назначен народом» .
Ту же мысль подчеркивал известный русский юрист В.М. Гессен, специально исследовавший проблему правового государства: «Правовым называется государство, которое признает обязательные для себя, как правительства, создаваемые им же, как законодателем, юридические нормы.
Содержание работы
Введение 3
Глава 1. Сущность правового государства 5
1.1. Понятие и основные принципы правового государства 5
1.2. Значение концепции правового государства. Функции правового государства 11
Глава 2. Проблема правового государства в России 14
2.1. Развитие идей правового государства в России 14
2.2. Проблемы формирования правового государства в современной России 22
Заключение 25
Список использованной литературы 26
Приложение 27
Использованная литература
- Список использованной литературы:
- Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. - 25 дек. 1993 г.
- Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // «Российская газета», 10.12.1998 г.
- Гессен В.М. О правовом государстве. СПб., 1906.
- Кистяковский Ф. Лекции по общему государственному праву. М., 1912.
- Лавров П.Л. Исторические письма. Письмо двенадцатое. СПб., 1906.
- Лазарев Б. М. Что такое правовое государство. М., 1990.
- Ленинг А. Об основах и природе права (русск. перевод). Спб., 1909.
- Локк Дж. Два трактата о правлении // Локк Дж. Соч. Т. 3. М.: Мысль. 1988.
- Общая теория права: Учебник для юридических вузов. М., 1995.
- Политология: Учеб. пособие // Под ред. М.А.Василика; СПб.; Изд-во СПбГТУ, 1997.
- Российское законодательство Х-XX веков. В 9 томах. Том 6. М., 1988.
- Теория государства и права: учебник // под общ. ред. О.В. Мартышина. М.: Норма, 2007.
- Теория государства и права: Учебник // Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Издательство «Зерцало», 2004.
- Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. М., 1995.
- Хмелевский С.В. Теория государства и права: Учебно-методический комплекс. М.: ЦДО МНЮИ, 2003.
- Шаблинский И.Г. Пределы власти. Борьба за российскую конституционную реформу (1989-1995 гг.). М., 1977.
- Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М.: Изд. Бр. Башмаковых, 1911.
- Штаммлер К. Хозяйство и право. Том II (русск. перевод). Спб., 1907.