Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Теория государства и права --> Основание деления системы права

Основание деления системы права

москва

Реферат по предмету:
"Теория государства и права"



Название работы:
"Основание деления системы права"




Автор работы: Юлия
Страниц: 8 шт.



Год:2008

Цена всего:499 рублей

Цена:1499 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

В предмете правового регулирования следует обособить его функциональную характеристику, которая в свою очередь зависит от функций общественных отношений, модели которых составляют предмет правового регулирования. Его функциональное назначение обусловлено также функциями, выполнять которые призвано госу¬дарство. С учетом сказанного функциональная характеристика пред¬мета правового регулирования состоит в следующем:

- предмет правового регулирования может служить критерием систематизации правового массива и для отграничения одного правового образования от другого, одной группы норм от дру¬гой;

- функции предмета правового регулирования могут быть определены, исходя из разнообразия его дефиниций. В зависи¬мости от того, какую функциональную роль выполняют нормы права, закрепляющие общественные отношения, составляющие предмет правового регулирования, функции последнего заключаются в моде¬лировании регулятивной или охранительной деятельности;

- функции предмета правового регулирования зависят от задач и целей конкретной отрасли права, которые в свою очередь различаются в зависимости от ее вида или типа (материальное и про¬цессуальное, частное и публичное).

Именно признание предмета правового регулирования одним из основных критериев деления пра¬ва на отрасли привело к тому, что все без исключения ученые указы¬вают в дефиниции отрасли права наличие общественных отношений, модели которых и составляют предмет правового регулирования.

Большинство ученых определяет предмет той или иной отрасли права исходя из представления об отношениях, регулируемых этой отраслью права, то есть исходя из предмета правового регулирова¬ния. Данный вывод подтверждается анализом процесса формирова¬ния новых отраслей права, так как ученые, инициирующие этот про¬цесс, в первую очередь стараются определить предмет правового ре¬гулирования, т.е. сферу общественных отношений, подлежащих уре¬гулированию определенной совокупностью норм права. Особенно на¬глядно этот процесс можно проследить в случае формирования новой отрасли права на базе существующего правового института. К таким отраслям следует отнести семейное право, авторское право, трудовое право и другие.

Предмет правового регулирования является первич¬ным по отношению к отрасли права, так как сначала в нормах права закрепляется модель общественных отношений, а лишь потом уче¬ные, систематизируя нормативный материал, включают его в ту или иную отрасль права.

Предмет правового регулирования постсоветского периода стал более объемным по сравнению с советским периодом. Увеличение количества нормативного материала определенной от¬расли права служит показателем развития и усложнения правового регулирования общественных отношений, или же, в случае появления группы новых общественных отношений, характеризует процесс об¬разования новой отрасли права. Примером последнего процесса мо¬жет стать выделение некоторыми правоведами отраслей информаци¬онного, коллизионного права, арбитражного и административного процесса.

Содержание работы

Содержание

1. Понятие системы права

2. Предмет правового регулирования как материальный критерий отграничения отраслей права

3. Метод правового регулирования как формально-юридический критерий отграничения отраслей права

Список использованных источников

1. Понятие системы права

Право предполагает не только внешнюю форму (источники права), но и внутреннюю форму, под которой понимается строение права. Системное устройство права предполагает, что оно является целостным образованием, которое состоит из элементов, находящихся между собой в определенной взаимосвязи.

Система права представляет собой внутреннюю организацию права, выраженную в единстве и согласованности юридических норм, которые сосредоточены в относительно самостоятельных правовых комплексах: отраслях, подотраслях, институтах права.

Системная организация права имеет важное значение как для правотворческой, так и для правоприменительной деятельности. Системность права влияет и на процесс систематизации законодательства. Первичным элементом системы права выступают нормы права, объединяющиеся последовательно в институты, подотрасли и отрасли права. Элементы системы права должны быть внутреннее согласованными, придавая ей целостность и единство.

Главная особенность системы права состоит в том, что входящие в ее состав отрасли не дублируют, а, наоборот, взаимно исключают друг друга. Одна и та же норма не может находиться одновременно в двух структурных единицах системы права.

Признание права системным образованием предполагает обоснование принципов (критериев) построения этой системы, равно как и критериев подразделения системы на составляющие ее отрасли.

Отвергнув деление права на частное и публичное на том основании, что социализм не знает противоречий между личностью и обществом, советское правоведение попыталось найти «собственные», свойственные советскому праву основополагающие критерии деления его системы на отрасли. Решению этой проблемы был посвящен ряд дискуссий.

В ходе дискуссии, проходившей в 19381940 годы, был сделан вывод о том, что основанием деления права на отрасли является материальный критерий особенности регулируемых правом отношений или предмет правового регулирования. Последующее обсуждение данной проблемы подтвердило обоснованность материального основания деления права на отрасли. В то же время постепенно вызревала мысль о недостаточности использования в качестве критерия предмета правового регулирования, поскольку в этом случае множилось число отраслей права; в качестве таковых следовало признать водное, воздушное, горное, лесное право и т.д. Придерживаться же прежней позиции означало признать существование отраслей права с различными предметами и тождественными методами правового регулирования. Дискуссия привела к выводу о необходимости наряду с предметом правового регулирования как основным критерием выделять дополнительный метод правового регулирования.

Очередная дискуссия по проблеме системы советского права, проведенная журналом «Советское государство и право» в 1981г., подтвердила вывод о предмете и методе правового регулирования как критериях деления права на отрасли.

Использованная литература

  1. Лукашев М.А. Содержание предмета правового регулирования: Учебное пособие / М.А. Лукашев. Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2006.
  2. Марченко М.Н. Теория государства и права. Элементарный курс: Учеб. пособие. М.: Юристъ, 2002. 256с.
  3. Матузов Н.И., Мальков А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2003. 512с.
  4. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001. 520с.
  5. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М.: «Статус ЛТД+», 1996. 304с.
  6. Темнов Е.И. Теория государства и права: Учебное пособие для вузов. М.: Издательство «Экзамен», 2003. 320с.


Другие похожие работы