Основные проблемы правопонимания
Курсовая по предмету:
"Теория государства и права"
Название работы:
"Основные проблемы правопонимания"
Автор работы: Евгений
Страниц: 28 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Вопрос о понятии права является весьма сложным и противоречивым. На сегодняшний день наиболее приемлемым является следующее определение.
Право - единая система норм (правил), обязательная для всех членов общества. Право, в узком значении система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством; в более широком смысле охватывает также правовые отношения и основные права гражданина, закрепляемые, гарантируемые и охраняемые государством .
Однако в понимании права нет единого подхода, а тем более однозначного представления. Спектр мнений широк и многообразен.
Так, например, существует два типа правопонимания юридическое и позитивистское. Принципиальное различие между двумя типами правопонимания заключается в различении права и закона. Для юридического правопонимания вопрос о сущности права является подлинным вопросом, в отличие от легистского (позитивистского) правопонимания, для которых правом является официально данное и реально существующее право.
«Позитивисты видят в праве общеобязательность, формальную определенность, принудительность. «Принудительность и формальная корректность» в этом позитивисты видят сущность права и его отличие от морали. Например, библейская заповедь «не прелюбодействуй» это моральный запрет; но если он будет выражен в форме закона, принятого в рамках особой процедуры, и подкреплен принудительной силой государства, то, с точки зрения позитивистов, он превратится в правовой запрет» .
В рамках позитивистского понимания права сложились несколько самостоятельных концепций права: нормативизм, солидаризм, социологическая, психологическая, естественная, юридическая, теологическая. Рассмотрим развитие понятия права в различных теориях.
Теория нормативистского понимания права. Ее ярким представителем явился Г. Кельзен (1881-1973). Право должно быть познано из самого права и только. При этом нормативистская теория исходит из того, что право соотносится с окружающим миром также как «должное» с «сущим». Еще И. Кант в свое время подметил, что «должное», являясь порождением разума, не зависит от «сущего». Этого его постулат и был взят на вооружение разработчиками данной теории. Отсюда и вывод: право, представляя собой систему правил должного поведения, не зависит от реального («сущего») поведения людей, и условий их существованя. Оно определяется только самим собой.
Независимые от реальной действительности нормы права порождают одна другую в зависимости от своей значимости. Так, нормы конституционного права порождают обычные нормы или нормы текущего законодательства, а они, в свою очередь нормы права, содержащиеся в подзаконных актах и т.п.
Первоисточником или основанием всей пирамиды действующих норм служит так называемая «основная норма», а не реальный экономический базис общества. Тем самым устраняется возможность поисков основания права в не самого права. Что же из себя представляет эта «основная норма» и как и почему она определяет процесс создания всех других норм эта теория не объясняет.
Теория солидаризма. Теория солидаризма усматривает сущность права в общественной солидарности, с которой должно считаться государство. И если эта сущность права расходится с теми или иными его нормами, то конкретное дело надо решать не на основе этих норм, а в соответствии с «юридической совестью эпохи».
Теория солидаризма отвергает самостоятельный статус объекта права, в особенности его субъективные права. Так, частную собственность она рассматривает не как блага для лица, обладающего ею, а как долг, обязанность владельца употребить ее для укрепления общественной солидарности.
Содержание работы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ОБЩЕГО ПОНЯТИЯ ПРАВА 5
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ И ПРИНЦИПЫ ПРАВА 15
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ ПРАВА 20
Заключение 26
Список использованной литературы 27
Использованная литература
- Конституция Российской Федерации 1993 г. // Российская Газета - 25 декабря 1993г.
- Алексеев Л.И. К вопросу об общем понятии права // Государство
- и право. 1993. № 6. С. 128 133.
- Венгеров А. Б. Теория государства и права. Часть 2.Теория права. Т. 1.
- Емельянов С.А. Право: определение понятия. М., 1992.
- Зажицкий В.И. Правовые принципы в законодательстве Российской Федерации // Государство и право. 1996. № 11. С. 92 98.
- История правовых и политических учений: Учебник. / Под ред. О. Э. Лейста. - М., 1997.
- История русской правовой мысли под ред. С.А. Пяткиной. М.: Остожье, 1998.
- Иванов Р.Л. О понятии принципов права. Омский государственный университет, кафедра теории и истории государства и права // http://www.omsu.omskreg.ru/
- Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве (фрагменты) // Правоведение. 1992. № 3. С. 93-99.
- Кистяновский Б.А. Право как социальное явление // Социологические исследования. 1990. № 3.
- Кудрявцев В.Н., Казимерчук В.П. Современная социология права: Учебник для вузов. М.: Юристъ, 1995.
- Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2004. .
- Нерсесянц В.С. Философия права Гегеля. М.: Юристъ, 1998.
- Петражицкий Л. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Т. П. С.-Петербург. 1910.
- Петражицкий Л.И. Теория государства и права в связи с теорией нравственности./История русской правовой мысли под ред. С.А.Пяткиной. М., 1998.
- Пьянов Н. А. Консультации по теории государства и права : Тема "Понятие, сущность и назначение права" //Сибирский Юридический Вестник. - 2000. - №1,2.
- Учение К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина о социалистическом государстве и праве под ред. Б.И.Ременниковой. - М.: Наука, 1978. С. 212.
- Хропанюк В. Н. Теория государства и права: Учеб. пособие. М., 1998. С. 188
- Четвернин В.А. Понятия права и государства. М., 1997. С. 4-5.