Прозелит в грузинской агиографии и литература посвященная им
Курсовая по предмету:
"Филология"
Название работы:
"Прозелит в грузинской агиографии и литература посвященная им"
Автор работы: Юлия
Страниц: 39 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Актуальность настоящего курсового исследования. После объявления христианства в Грузии государственной религией в IV веке эта страна стала попадаться в сферу интересов огромных империй: в раннем средневековье – в интересы Ирана, в VIII веке появились арабы, в XIII веке – монголы. Все войны между Ираном и Византией не проходили мимо Грузии и Армении, а иногда линия фронта проходила прямо через эти страны. Грузия и Армения часто вместе участвовали против персов. Иран входил со своей культурой, обычаями и религией и требовал равные права с христианами, в чём грузинские правители вынуждены были ему уступить. Однако миссии зороастрийцев были успешны на разном этапе по-разному.
Христианство, появившись в Грузии, очень скоро оформилось как национальная религия, которая уже через два века после его принятия стала родной религией. «Христианство стало синонимом грузинской идентичности» , оно стало орудием идентификации.
Христиане, страдавшие во времена господства в Грузии зороастризма (Иран) и ислама (Арабский халифат), и, защищая свою религию, становились мучениками. Данная проблема нашла своё отражение в оригинальной грузинской агиографической литературе, выполненной в жанре мартиролога и жития. В основе произведений мартирологического жанра присутствует не только защита христианских заповедей, но и идея борьбы за национально-государственную независимость Грузии.
Обзор литературы по теме исследования. Оригинальные древнегрузинское агиографическое наследие не исследовано ни в общетеоретическом плане, ни в отдельных важных частностях. Языковый барьер оказался труднопреодолимым для ознакомления с памятниками грузинской западноевропейских ученых. К агиографическими памят-никами можно обратиться лишь по незначительным, часто некачественным пересказам М. Сабинина , мало удовлетворяющим академическим требованиям. Благодаря трудам таких ученых, как Н. Я. Марр, И. А. Джавахишвили, А. Гарнак, К. С. Кекелидзе , П. Пеетерс и др., были сделаны серьезные публикации.
Целью настоящей работы является показать ракурсы и грани прозелитизма как уникального явления в мистической, политической и социальной жизни народа, а также рассмотреть прозелитизм с двух сторон: как прозелитизм в христианство, так и из христианства.
Содержание работы
Введение 3
1. Жития мучеников в грузинской агиографии 5
1.1. Понятие и сущность агиографии 5
1.2. Анализ особенностей мученического жанра в Грузии 8
2. Возникновение прозелитизма 13
2.1. Геополитическая обстановка в Грузии в период принятия христианства. Грузия как сфера интересов Персидской и Византийской империй 13
2.2 Особенности формирования национального христианского самосознания в Грузии и прозелиты 18
3. Апология христианства в мученическом жанре Грузии 22
3.1 Полемика против огнепоклонства 22
3.2 Полемика против ислама 30
3.3 Полемика против язычества 32
Заключение 35
Библиография 39
Использованная литература
- Источники
- Мученичество св. Евстатия Мцхетели / Этюды по истории древ-негрузинской литературы. - Тбилиси, 1944
- Сабанисдзе И. Мученичество св. Або Тбилели. (пер. М. Сабинина) / vostlit.info
- Цуртавели Я. Мученичество св. Шушаник. (пер. В.Д. Дондуа) //vostlit.info
- Алексеев В. А. (Курган, Гос. Университет). Христианско-иудейский диалог по материалам грузинской агиографии (в контексте житийной литературы раннего средневековья)//Материалы конференции: Грузия и Россия – проблемы империи и единства православного мира, 20-21 декабря 2005. – М, 2005
- Амелина А.Н. История религий. – М.: Олма-пресс, 2010
- Башелеишвили, Л.О. Грузинский агиографический памятник VIII в. («Мученичество св.Або Тбилели» Иоанэ Сабанисдзе) / Л.О. Башелеишвили // Вестник Московского университета.- Серия 13 «Востоковедение» : Науч. журнал . – М. : Изд-во Моск. ун-та, 10/2006 . – №4
- Башелеишвили Л.О. Персы в «Мученичестве Евстате Мцхете-ли»//Вестник ПСТГУ, III: филология, 2007, вып. 1(7)
- Габашвили В. Н. Историография Грузии (V—X вв.)// Очерки истории исторической науки в СССР, I, М., 1955
- Джавахишвили И. А. Древнегрузинская историческая // Джавахишвили И. А. Соч. Т. VIII. Тбилиси, 1977
- Кекелидзе К. С., Барамидзе А. История грузинской литературы, т.I. Тбилиси, 1954
- Кекелидзе К. История грузинской литературы. Т. II. Тбилиси, 1941.
- Кекелидзе К.С Этюды по истории древнегрузинской литературы. Тбилиси, 1944
- Марр Н. Боги языческой Грузии по древне-грузинским источникам//В книге: История христианства. – М.: Литера, 2001
- Лордкипанидзе М. Д. Грузинская историческая раннефеодального периода. Тбилиси, 1966
- Нодиа Г. О феномене национального// Литературная Грузия, 1986, № 10
- Пинчинко О.В. Поэтика уподоблений (к вопросу о «типологическом» методе в древнерусской агиографии, эпидейктике и гимнографии) // Труды отдела древнерусской литерагуры. - М.: Наука, 2003
- Руди Т.Р. Топика русских житий (вопросы типологии) // Русская агиография: исследования, публикации, полемика / Сборник на-учных работ ин-та русской литературы (Пушкинский Дом). РАН. - СПб.: Из-во «Дмитрий Буланин», 2005
- Сабинин М. Полное жизнеописание святых Грузинской церкви. Т. 1-3. СПб., 1871 -1872
- Смирнова А.Н. Введение в агиологию. – М.: Смарт, 2008
- Ужанков А.Н. Стадиальное развитие русской литературы XI — первой трети XVIII века. Теория литературных формаций. Монография. — М.: Издательство Литературного института им. А.М. Горького, 2008
- Франклин Р. Анкерсмит Возвышенный исторический опыт. –М.: Издательство «Европа», 2007
- http://ru.wikipedia.org