Проблема взаимосвязи языка и мышления, социальная и индивидуально-биологическая природа языка и мышления. аспекты изучения проблемы
Контрольная по предмету:
"Филология"
Название работы:
"Проблема взаимосвязи языка и мышления, социальная и индивидуально-биологическая природа языка и мышления. аспекты изучения проблемы"
Автор работы: Лена Михалькова
Страниц: 12 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
1. Социальная и биологическая природа языка и мышления
Особенности социальной и биологической природы языка и мышления изучают науки физиология, психология, нейропсихология и другие. Мышление человека, а так же его речевая деятельность, способность к обучению непосредственно связано с биологическими особенностями, с работой головного мозга, с особенностями психики. Соотношения психического и физиологического рассматривается во множестве психологических работ. В связи с учением о высшей нервнй деятельности освещено С.Л.Рубинштейном. Он сделал вывод о том, что физиологическое и психическое - это одна и та же, а именно рефлекторная отражательная деятельность [ ].
Мозговые функции и механизмы являются предметом физиологии и психологического исследования. Происходит переход от анализа деятельности к анализу ее психофизиологических механизмов. Исследования мозговых (психофизиологических) механизмов связывают с развитием самой предметной деятельности. Однако эти механизмы формируются в филогенезе и в условиях онтогенетического (особенно -функционального) развития по- разному и, соответственно, выступают не одинаковым образом. Филогенетически сложившиеся механизмы составляют готовые предпосылки деятельности и психического отражения.
Формирование мозговых механизмов происходит в условиях функционального развития, это отмечали А.А. Ухтомский, П.К.Анохин. Они сделали вывод о том, что у человека происходит формирование специфических для него функциональных систем в результате овладения им орудиями (средствами) и операциями.
2. Психологические, психофизиологические исследования мышления и языка.
Психофизиологические исследования связаны с анализом деятельности головного мозга, с понятиями мышление, память. В современной нейропсихологии память понимается как сохранение информации о раздражителе после прекращения действия раздражителя.
Различают память как биологическую и психическую функции. Биологическая память существует в филогенетической , то есть определяет строение каждого организма в соответствии с историей вида, и онтогенетической формах. Психическая относится к онтогенетической памяти.
Основные характеристики памяти: длительность формирования следов, их прочность и продолжительность удержания, объем запечатленного материала, точность его считывания, особенности воспроизведения. Последние две максимально развиты у человека, но и наиболее подвержены патологии.
Память по длительности разделяют на категории:
мгновенная память кратковременное запечатление следов, длящееся несколько секунд
кратковременная память процессы запечатления, длящиеся несколько минут
долговременная память длительное (возможно в течение всей жизни) сохранение следов.
Память как психическую функцию характеризуют по 3 направлениям:
1. По модальности:
зрительная, слуховая, обонятельная, тактильная, двигательная память в разных анализаторных системах
аффективная память память на эмоционально окрашенные события
2. По уровню регуляции мнестическими процессами:
произвольная память произвольный уровень реализации (запоминание и воспроизведение)
непроизвольная память
3. По семантической организации:
неосмысленная (механическая)
семантическая
Наиболее исследована память как произвольная мнестическая деятельность, с определенной структурой:
Мотив программирование использование различных способов запоминания материала мнестические операции контроль коррекция.
При этом выделен ряд специфических закономерностей произвольной мнестической деятельности:
1. Индивидуальные способности к запечатлению раздражителей различной модальности.
2. Зависимость от характера смысловой организации материала.
3. Различный уровень произвольной регуляции этапов мнестической деятельности.
Содержание работы
1. Социальная и биологическая природа языка и мышления
2. Психологические, психофизиологические исследования мышления и языка
3. Предмет исследования нейропсихологии
4. Исследования функционирования языка в социуме
5. Изучение особенностей языка гносеологией, философией, лингвистикой
6. Аспекты билингвизма, филогенеза, онтогенеза
Использованная литература
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.:
- Хрестоматия по нейропсихологии// отв. ред. Е.Д.Хомская М.: Российское психологическое общество, 1999.С. 211-224.
- Выготский.Л.С. Избранные психологические произведения. М., 1956. С. 54
- Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М., 1997.
- Козлова М.С. Философия и язык. Критический анализ некоторых тенденций
- эволюции позитивизма ХХ века. М., 1972. С. 65 - 133.
- Петров В.В., Дж. Фодор. Когнитивное измерение vsiktybz / Концептуализация и смысл. Сборник научных трудов / Поляков И.В. Новосибирск, 1990. С. 227-232.
- Избранные философские и психологические произведения. М.-Л., 1947. С. 441-442.
- И.М.Сеченов. Избранные произведения. М, т. I, С. 209.
- Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М.: Наука, 1995. С. 518-523.
- Ханазаров К. Х. Критерии двуязычия и его причины // Проблемы двуязычия и многоязычия. М., 1972. С. 119-124.
- Швейцер А. Д. Современная социолингвистика: Теория, проблемы, методы. М.: Наука, 1976. 176 с.
- Юдакин А. П. Билингвизм и проблема связи языка и мышления (исторический аспект) // Теоретические проблемы социальной лингвистики. М.: Наука, 1981. С. 220-240.