Стили современного литературного языка.
Курсовая по предмету:
"Филология"
Название работы:
"Стили современного литературного языка."
Автор работы: Ольга
Страниц: 31 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Относительно природы и сущности языка имеется несколько точек зрения. Одни считают его наподобие растениям биологическим явлением, наследуемым человеком от своих родителей. Другие рассматривают язык как психическое явление, как проявление «духа божьего и человеческого». Третьи признают язык социальным явлением, возникшим и развивающимся в силу потребности людей в общении .
Языковая знаковая система является всеобъемлющим средством передачи и хранения информации, а также оформления самой мысли, выражения эмоций, оценки и волеизъявления, тогда как специальные знаковые системы служат для передачи ограниченной информации, перекодировки уже известного. Сфера употребления языка универсальна он используется в общении во всех областях человеческой деятельности, а специализированные знаковые системы имеют ограниченную сферу употребления. Для каждой сферы деятельности характерен свой собственный стиль общения, в зависимости от ситуации и обстоятельств он может быть деловым, научным, разговорным, публицистическим, художественным.
В данной работе рассматриваются функциональные стили современного литературного языка. Целью работы является характеристика и анализ особенностей каждого из функциональных стилей. Для достижения поставленной цели, нами будут выполнены следующие задачи:
1) определение общего понятия стиля и его основных функций в языке;
2) анализ лексических, морфологических и синтаксических особенностей функциональных стилей;
3) выявление закономерностей использования определенного стиля языка в речи.
В работе использованы труды известных ученых филологов и языковедов в области изучения современного литературного русского языка.
Глава 1. Функциональные стили русского языка, понятие стиля
В разных ситуациях общения цель достигается разными средствами воздействия. Человек различно говорит, общаясь с приятелем или читая доклад, формулируя текст делового письма или ведя репортаж. Эти различия отражены в категории функционального стиля неотъемлемой составляющей понятия целесообразности. Стиль это возможность наиболее эффективно строить речь в соответствии с требованиями ситуации, собственными речевыми возможностями и коммуникативным намерением .
Качества речи нельзя считать надстройкой над нормой: они органичны системе норм, которая с в свою очередь, вполне приспособлена для реализации качеств грамотной речи, соответствующих ситуации и реализуемых через стиль. Не допустимо и сведение нормы к требованиям стиля: норма вариантна, а стиль помогает осуществиться оптимальному взаимодействию в конкретной ситуации.
Проблемы стиля, которую многие исследователи относят к числу центральных в лингвистической стилистике, решается ими по-разному. Предметами разногласий являются: 1) содержание понятия «функциональный стиль»; 2) принципы классификации (а отсюда число выделяемых стилей); 3) вопрос о месте литературно-художественного стиля (языка художественной литературы) в системе стилей литературного языка.
Как известно, в основу теории трех стилей литературного языка М.В. Ломоносовым был положен экспрессивно-жанровый принцип (стили соотносились с жанрами художественной прозы, поэзии и драмы).
О трех типах речи говорил А.Х.Востоков, имея в виду общенародный язык: «Соединения слов, служащее к выражению мыслей, называется речью. Речь бывает по выбору слов, в нее входящих:
1) важная, или благородная, называемая книжным языком;
2) простонародная, иначе называемая просторечием;
3) между сими двумя середину занимает обыкновенная речь, или язык разговорный» .
Таким образом, материалом для стилистической дифференциации языковых средств и выделения отдельных стилей может быть или только литературный язык как обработанная форма общенародного языка, или общенародный язык в целом.
В философии и теории литературы актуален афоризм Бюффона: «Стиль это человек». Действительно, в литературе существуют стили эпохи, направления, художника, периода его творчества, произведения. Категория стиля ориентирована на речевое функционирование языка, т.е. его конкретную интерпретацию. Отсюда «поглощение содержания формой» при определении стиля, «растворенность» стиля в вочеловеченной культуре, концепция Г.Н. Поспелова о стиле как факторе исключительно художественной формы произведения. М.Я. Поляков видит в стиле точку пересечения формального и содержательного, языкового и литературного, вместе с тем он при определении «естественного языка» и художественной речи .
В зависимости от целей и задач процесса общения используются различные языковые средства. В результате создаются своеобразные разновидности единого литературного языка функциональные стили, т.е. исторически сложившиеся и социально осознанные системы речевых средств, используемые в той или иной сфере общения и соотносимые с той или иной сферой профессиональной деятельности.
Слово «стиль» происходит от греческого stylus так древние греки называли заостренную палочку, стержень для писания на восковых дощечках. Слово «стиль», обозначавшее вначале палочку для письма, в дальнейшем приобрело значение «почерк», а позднее еще более расширилось и стало означать манеру, способ, особенности речи.
Стили языка получили название функциональных потому, что они выполняют важнейшие функции, являясь средством общения, сообщения определенной информации и воздействия на слушателя или читателя.
Язык как явление социальное выполняет различные функции, связанные с той или иной сферой человеческой деятельности. Важнейшие общественные функции языка: общение, сообщение, воздействие, функциональные стили реализуют эти функции. Возникнув на внеязыковой (экстралингвистической) основе, будучи тесно связанными с содержанием, целями и задачами высказывания, стили различаются между собой внутриязыковыми признаками: принципами отбора, сочетания и организации средств общенационального языка.
Язык полифункционален он выполняет, как уже указывалось, несколько функций, формирующих несколько основных разновидностей языка, несколько функциональных стилей. Используя эти стили, язык оказывается способным выразить сложную научную мысль, глубокую философскую мудрость, точно и строго сформулировать законы, превратиться в поэтические строфы или отобразить в эпопее многоплановую жизнь народа. Функции и функциональные стили обусловливают стилистическую гибкость языка, многообразные возможности выражения мысли.
Каждая функция языка определяет ту или иную манеру изложения точную, объективную, конкретно-изобразительную, информативно-деловую. В соответствии с этим важный функциональный стиль выбирает из литературного языка те слова и выражения, те формы и конструкции, которые могут наилучшим образом выполнить внутреннюю задачу данного стиля.
Возникнув на внеязыковой (экстралингвистической) основе, будучи тесно связанными с содержанием, целями и задачами высказывания, стили различаются между собой внутриязыковыми признаками: принципами отбора, сочетания и организации средств общенационального языка.
В соответствии с названными выше функциями языка выделяются следующие стили:
1) разговорный (функция общения);
2) научный и официально деловой (функция сообщения);
3) публицистический и литературно-художественный (функция воздействия).
Следует иметь в виду, что названные функции часто переплетаются, поэтому, например, в публицистическом стиле к функции воздействия примешивается в большей или меньшей степени, в зависимости от жанра, коммуникативно-информационная функция, т.е. функция сообщения. Сочетание двух функций эстетической и коммуникативной характерно для языка художественной литературы.
Можно говорить лишь об относительной замкнутости стилей литературного языка. Большинство языковых средств в каждом стиле - нейтральные, межстилевые. Однако ядро каждого стиля образуют присущие именно ему языковые средства с соответствующей стилистической окраской и едиными нормами употребления.
Стилистические средства употребляются говорящими или пишущими осознанно. Стиль речевого произведения связан с его содержанием, назначением, отношениями между говорящим (пишущим) и слушающим (читающим).
Следовательно, стиль - исторически сложившаяся в определённое время в конкретном обществе разновидность литературного языка, которая представляет собой относительно замкнутую систему языковых средств, постоянно и осознанно использующихся в различных сферах жизни.
Стили литературного языка чаще всего сопоставляются на основе анализа их лексического состава, так как именно в лексике заметнее всего проявляется их различие.
Закрепленность слов за определенным стилем речи объясняется тем, что лексическое значение многих слов помимо предметно-логического содержания имеет и эмоционально-стилистическую окраску. Например, слова мать, мама, мамочка, мамуля, ма имеют одно и то же значение, но различаются стилистически, поэтому используются в разных стилях: слово мать преимущественно в официально-деловом, а остальные слова в разговорно-обиходном стиле. Синонимы врун лжец, плакаться сетовать, нехватка дефицит, большущий гигантский отличаются друг от друга не по смыслу, а по стилистической окраске: первые слова каждой пары употребляются в разговорно-обиходнй, а вторые в научно-популярной, публицистической, официально-деловой речи.
Содержание работы
Содержание 2
Введение 3
Глава 1. Функциональные стили русского языка, понятие стиля 4
Глава 2. Характеристика функциональных стилей современного литературного языка 9
2.1 Научный стиль 9
2.2 Публицистический стиль 13
2.3 Особенности разговорного стиля 20
2.4 Официально-деловой стиль 24
2.5 Художественный стиль 28
Заключение 30
Список литературы 31
Использованная литература
- Алексеева А.А. Стилистика деловой коммуникации // Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация № 4, 2004.
- Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М.: Высшая школа, 1973.
- Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. М.: Айзис-Пресс, 2004.
- Колтунова М.В. Язык и деловое общение, М.: Экономическая , 2000.
- Лаптева О.А. Теория современного русского литературного языка. М.: Высшая школа, 2003.
- Максимов В.И. и др. Практикум по курсу «Современный русский литературный язык». М.: Гардарики, 2004.
- Максимов В.И. Русский язык и культура речи. М.: Гардарики, 2002
- Мурашов А.А. Культура речи. М.: изд-во Московского психолого-социального института, 2003.
- Мурашов А.А. Культура речи. М.: изд-во Московского психолого-социального института, 2003.
- Поляков М.Я. Вопросы этики художественной семантики. М.: Сов. писатель, 1986.
- Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. М.: «Оникс-21 век», 2001.
- Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Геленкова М.А. Современный русский язык. М.: изд-во «Айзис-пресс», 2003.
- Русский язык и культура речи. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2004.
- Современный русский литературный язык: учебник под ред. Костомарова В.Г. - М.: Гардарики, 2003.
- Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи. М.: Академия, 2004.
- Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М.:, 1957.