Культурные и духовные потребности человека,а также множественность определений понятие культура.
Реферат по предмету:
"Культурология"
Название работы:
"Культурные и духовные потребности человека,а также множественность определений понятие культура."
Автор работы: Ольга
Страниц: 18 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Вопросам развития сферы культуры в последние годы уделяется большое внимание. Мировой опыт рыночных преобразований в экономически развитых странах показывает, что реорганизация в экономической сфере должна идти параллельно с повышением культурного уровня, как всего населения, так и людей, осуществляющих экономические реформы. Снижение внимания государства к организации досуга людей и повышению культурного уровня даже при достижении высокого уровня материального благополучия приводит к возникновению таких социальных проблем, как наркомания, алкоголизм, детская и молодежная преступность и т.д.
Переход к рыночным отношения поставил учреждения культуры перед необходимостью задуматься о культурных запросах и предпочтениях населения, социально-экономических характеристиках аудитории этих учреждений, мотивах их посещения или непосещения, степени духовной удовлетворенности их деятельностью.
Сегодня, большинство организаций культуры не располагают конкретными сведениями о социальных, демографических, экономических и прочих признаках, характеризующих посетителей данных учреждений, замечаниях и требованиях населения к сфере культуры, оценкам деятельности театров, музеев, библиотек, клубных и прочих досуговых организаций. Но поскольку конечной целью функционирования объектов и субъектов культуры и искусства является удовлетворение и формирование многообразных духовных потребностей людей, учреждения культуры должны обладать обширным информационным полем о реальном участии различных социальных групп (сегментов) в культурном процессе.
Цель данной работы рассмотреть культурные и духовные потребности человека, а так же множественность определений понятия культура.
Согласно цели работы для решения поставлены следующие задачи:
Описать понятие и сущность культуры;
Рассмотреть классификацию человеческих потребностей;
Проанализировать духовные и культурные потребности.
Культура: понятие и сущность
Слово "культура" употребляет практически каждый человек. Однако в него разные люди вкладывают различный смысл. Существует множество определений культуры и множество подходов к ее пониманию и оценке. По подсчетам американских культурологов Альфреда Кребера и Клайда Клакхона в настоящее время имеют место свыше 500 определений. Исследователи проанализировали свыше ста основных определений и сгруппировали их следующим образом:
описательные определения, восходящие в своей основе к концепции родоначальника культурной антропологии Э. Тайлора. Суть таких определений: культура - это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований; она включает в себя все созданное людьми (книги, картины и т. п.), знание путей приспособления к природе и обществу, язык, традиции, систему этикета, этику, религию;
исторические, подчеркивающие роль традиций и социального наследия, доставшихся современной эпохе от предшествующих этапов развития человечества, т.е. культура является результатом исторического развития и включает в себя все, что искусственно, что люди произвели и что передается от поколения к поколению - орудия, символы, организации, общая деятельность, взгляды, верования;
нормативные, акцентирующие значение принятых правил и норм. Культура - это образ жизни индивида, определяемый социальным окружением;
ценностные: культура - это материальные и социальные ценности группы людей, их институты, обычаи, реакции поведения;
психологические, исходящие из того, как человек решает конкретные проблемы на психологическом уровне. Культура - особое приспособление людей к природному окружению и экономическим потребностям, она складывается из всех результатов такого приспособления;
социально-педагогические: культура - это поведение, которому человек учится (приобретает в процессе социализации), а не получает в качестве биологического наследства (генетически);
структурные, выделяющие важность моментов организации или моделирования. Культура - система определенных признаков, различным образом связанных между собой. Материальные и нематериальные признаки культуры, организованные вокруг основных потребностей человека, образуют социальные институты, являющиеся ядром (моделью) культуры;
идеологические: культура - это поток идей, переходящих от индивида к индивиду посредством особых действий, т.е. с помощью слов или подражания;
символические: культура- это организация различных феноменов (материальных предметов, действий, идей, чувств), состоящая в употреблении символов или зависящая от этого .
Каждая из перечисленных групп определений схватывает какие-то важные черты культуры. Действительно, она является результатом поведения людей и деятельности общества, она исторична, включает модели, идеи и ценности, избирательна, основана на символах, т.е. не включает биологических компонентов человека и передается отличными от биологической наследственности механизмами, наконец, она воспринимается эмоционально конкретными индивидами. И все же этот перечень свойств не дает нам достаточно полного понимания тех сложных явлений, которые имеются ввиду, когда речь заходит о культурах майя или ацтеков, Киевской Руси или Империи Карла Великого.
Несмотря на огромное разнообразие точек зрения, есть нечто такое, что изначально объединяет самых различных исследователей культуры. Это "нечто" - первоначальное значение слова "культура". В переводе с латинского языка - это возделывание, обработка, уход, улучшение. С течением времени оно стало употребляться в значении улучшения, совершенствования, создания ценностей.
Культура - это весьма сложная, многоуровневая система. Принято подразделять культуру по ее носителю - выделять мировую и национальные культуры. Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур народов, населяющих нашу планету. Национальная культура в свою очередь выступает синтезом культур различных социальных слоев и групп соответствующего общества. Своеобразие национальной культуры, ее известная не повторяемость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и материальной (особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции быта, труда и производства) сферах жизни и деятельности.
В соответствии с тем, кто является конкретными носителями культуры, выделяются различные субкультуры: культуры отдельных социальных общностей (городская, сельская, профессиональная, молодежная); семьи и конкретного индивида. Общепринятым считается выделение народной (культура широких слоев населения) и профессиональной культуры.
Культура делится на определенные виды. Основанием для подобного членения является учет многообразия человеческой деятельности. Отсюда выделяется материальная и духовная культуры. В материальную культуру входят культура быта, места жительства (жилища, дома, деревни, города), физическая культура и др. Духовная культура включает в себя нравственную, художественную, правовую, педагогическую и т. д. Подразделение на материальную и духовную культуру часто бывает условным, поскольку в реальной жизни они тесно взаимосвязаны, взаимопроникаемы и взаимодополняемы. Есть ряд видов культуры (экономическая, политическая, экологическая, эстетическая), которые нельзя отнести только к материальной или духовной.
По влиянию на людей культуру делят на прогрессивную и реакционную, так как культура может воспитывать личность не только нравственную, но и безнравственную.
Сложная и многоуровневая структура культуры определяет и разнообразие ее функции в жизни человека и общества. Охарактеризуем основные:
главная функция культуры - гуманистическая (гуманный - человечный, отзывчивый). Эта функция "возделывания" духа, гуманного отношения между людьми. Все остальные так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее.
важнейшая функция культуры - передача социального опыта. Она способствует исторической преемственности между поколениями людей. эпохами. Культура - это социальная память человечества.
тесно связана с двумя первыми функциями познавательная функция. Культура, концентрируя лучший опыт поколений, имеет способность, накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создает благоприятные возможности для его познания и освоения.
регулятивная (нормативная) функция связана прежде всего с регулированием различных сторон, видов общественной и личной деятельности. В сфере труда, быта межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, выбор тех или иных материальных и духовных ценностей.
ценностная функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню судят о степени культурности человека.
знаковая функция. Она является важнейшей в системе культуры. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры не представляется возможным. Так, язык является средством общения людей, овладения национальной культурой . Собственными знаковыми системами располагает мир живописи, музыки, театра.
Содержание работы
Введение 3
Культура: понятие и сущность 5
Классификация потребностей 9
Духовные и культурные потребности человека 12
Заключение 16
Список литературы 18
Использованная литература
- :
- Булгаков С. Н. Философия хозяйства. М. 2003. С. 282.
- Вундг В. Введение в психологию. М., 1912 и др. 237 с.
- Вундг В. Очерки психологии. М., 1913. 125 с.
- Гегель Г. Соч., т. VIII, М., СПб. 1935. 71 с.
- Духовная культура. Энциклопедическое издание. Том 9. Издатель: Равновесие-Медиа, 2006. 236 с.
- Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. М., 2000. с 212-213.
- Маркс К., Энгельс Ф. Избр. произв. в 3-х томах. Т. I. 1966. С. 75.
- Марченко Т.А. Потребность как социальное явление. М. Высшая Школа, 2000. 53 с.
- Орлов В.С. Человек и его потребности. Издательство: Питер, 2006. 160 с.
- Спирин В. М. Теория потребностей. Тверь, 2004, 143 с.
- Фромм Э. Душа человека. М., 2002. с 310-311.
- Фомичева А.П. Культурология М.Владос. 2005. 236 с.
- Янштен Р. Духовное и бездуховное. СПб.: Родос. 45 с.