Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Культурология --> Особенности формирования социокультурной компетенции на занятиях по иностранному языку.

Особенности формирования социокультурной компетенции на занятиях по иностранному языку.

МГУ

Дипломная по предмету:
"Культурология"



Название работы:
"Особенности формирования социокультурной компетенции на занятиях по иностранному языку."




Автор работы: Елена
Страниц: 90 шт.



Год:2012

Цена всего:3490 рублей

Цена:4490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

1.1. Необходимость введения компетентностного обучения в связи с новым образовательным стандартом

В связи с широкими социально-экономическими преобразованиями, происходящими в нашей стране и в мире в целом необходима модернизация образования. Согласно Болонской декларации компетентностный подход к результату образования стал определяющим.

За последнее десятилетие в России произошли серьезные изменения, которые затронули и систему образования. В настоящее время комплексная и глубокая модернизация системы образования является императивом образовательной политики России, ее главным стратегическим направлением.

Как подчеркивалось в Концепции модернизации российского образования до 2010 года, «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбу страны» [1, с. 264].

Модернизация начинается уже с начальной школы - 04 февраля 2010 года Президент РФ Дмитрий Медведев утвердил инициативу «Наша новая школа», направленную на постепенный переход на новые образовательные стандарты, изменение инфраструктуры школьной сети, сохранение и укрепление здоровья школьников, развитие учительского потенциала и системы поддержки талантливых детей.

Национальная образовательная инициатива Д. А. Медведева «Наша новая школа» начинается словами: «Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Школа является критически важным элементом в этом процессе» [3].

Иными слова, поиск новых подходов и методов в системе образования направлен на подготовку компетентных специалистов.

Высшая школа также должна кардинально измениться, будут введены новые образовательные стандарты. Разработку Государственного образовательного стандарта взял на себя Институт стратегических исследований в образовании Российской академии образования.

На сегодняшний момент проблема разработки новых образовательных стандартов в отечественной высшей школе неразрывно связана с реализацией и внедрением в образовательный процесс компетентностного подхода.

Компетентностный подход – это попытка привести в соответствие образование и потребности рынка, сгладить противоречие между учебной и профессиональной деятельностью [28, с. 112].

Так, А. В. Хуторской утверждает, что для современного этапа образования актуальна проблема между социальным и личностным заказом на образование. И для достижения оптимального сочетания социального и личностного заказа на образование необходимо внедрение компетентностного подхода [75].

Впервые «компетентностная» тема как ответ на конкретный заказ профессиональной сферы стала разрабатываться в Англии в 50-60-е годы прошлого века. Если образование, начиная с Я. А. Коменского, оперировало такими единицами, как знания, умения и навыки, то профессиональная сфера оперирует компетенциями. Таким образом, вопрос заключается в том, как «трансформировать» знания, умения и навыки в компетенции.

Новая парадигма образования должна быть ориентирована на формирование потребностей в постоянном пополнении и обновлении знаний, совершенствовании умений и навыков, их закреплении и превращении в компетенции [9, с. 6; 12, с. 25].

В стратегии модернизации общего образования подчёркивается, что «основным результатом деятельности образовательного учреждения является не система знаний, умений и навыков сама по себе, а их трансформация в набор ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах» [65, с. 8]. Это позволит выпускникам ВУЗов успешно справляться с любыми проблемами.

И. А. Зимняя отмечает, что «в качестве общего определения такого интегрального социально-личностно-поведенческого феномена, как результат образования в совокупности мотивационно-ценностных, когнитивных составляющих, и выступило понятие «компетенция/компетентность» [35, с. 14].

Введение компетентностного подхода, по мнению А. В. Хуторского [75] в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской высшей школы, когда студенты могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций.

Необходимость введения компетентностного обучения обусловлена процессами гармонизации «архитектуры» европейской системы высшего образования, сменой основополагающих педагогических принципов, богатством понятийного содержания нового термина [35, с. 13], а также предписаниями «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы» [6].

По мнению ряда исследователей (В. М. Антипова, К. Ю. Колесина, Г. А. Пахомова [8]) причины обращения современной педагогики к понятиям «компетенции/компетентность», «компетентностный подход», «ключевые компетенции» обусловлены:

– существенными изменениями в обществе, ускорением темпов социально-экономического развития;

– поиском новой концепции образования, отражающей изменения ориентированные на воспроизведение таких качеств личности как мобильность, динамизм, конструктивность, профессионализм;

– задачами модернизации общего и профессионального образования, необходимостью их соответствия, как потребностям личности, так и запросам общества требующих принципиального нового подхода к определению целей, содержания и организации образования;

– развитием процессов информатизации, приводящих к тому, что система профессиональной подготовки изменяется на основе все возрастающих потоков информации;

– необходимостью принципиально новых подходов к конструированию содержания педагогического образования, стимулирующих молодого педагога к постоянному самосовершенствованию, рефлексии качества своей педагогической деятельности, ее самооценки и коррекции.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ 9

1.1. Необходимость введения компетентностного обучения в связи с новым образовательным стандартом 9

1.2. Сущность понятия «компетенция» 13

1.3. Базовые компетенции современного специалиста 18

Выводы к первой главе 24

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ 26

2.1. Понятие о «социокультурной компетенции», ее место в иерархии формируемых компетенций 26

2.2. Содержание и структура социокультурной компетенции в методике изучения иностранных языков 31

2.3. Наиболее важные аспекты формирования социокультурной компетенции студентов 40

Выводы ко второй главе 46

ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ВУЗАХ 49

3.1. Системный подход в формировании социокультурной компетенции при обучении иностранным языкам……………………. 49

3.2. Анализ учебно-методических комплексов, которые используются на занятиях английского языка 52

3.3. Серия упражнений, направленных на формирование социокультурной компетенции 57

Выводы к третьей главе 70

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74

ПРИЛОЖЕНИЯ 84

Использованная литература

  1. Приказ Минобразования России от 11.02.2002 № 393 «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» // Модернизация российского образования. Документы и материалы. – М.: Изд-во ВШЭ, 2002. – С. 263-282.
  2. Приказ Минобрнауки России от 15.02.2005 № 40 «План мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://library.uipa. kharkov. ua/library/Documents/BolonProz/3/O_realizazii.htm
  3. Приказ Президента РФ от 04.02.2010 № 271 «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:. http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/
  4. «Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации», одобрены на заседании Правительства РФ 09.12.2004 (протокол № 47, раздел I) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.websib.ru/develop/page.php?article=14
  5. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751 «Национальная доктрина образования на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/46741
  6. Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 № 163-р «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: mon.gov.ru/files/materials/8286/11.02.07-fcpro.pdf
  7. Алмазова Н. И. Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе. Автореферат дис. … доктора пед. наук / Н. И. Алмазова. – Санкт-Петербург, 2003. – 47 с.
  8. Антипова В. М. Компетентностный подход к организации дополнительного образования в университете / В. М. Антипова, К. Ю. Колесина, Г. А. Пахомова // Педагогика. – 2006. – №8. – С. 57-62.
  9. Архангельский C. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учебно-методическое пособие / С. И. Архангельский. – М., Высшая школа. – 368 с.
  10. Баграмянц Н. Л. Роль и значение ролевых игр в формировании социокультурной компетенции студентов-экономистов / Н. Л. Баграмянц // Современные теории и методы обучения иностранным языкам. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 381 с.
  11. Байденко В. И. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса / В. И. Байденко, Б. Оскарссон // Профессиональное образование и личность специалиста. –М.,2002. – С.14-32.
  12. Байденко В. И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. – 3-е изд. – М., Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый университет, 2003. – 128 с.
  13. Барынина Л. А. Формирование социокультурной компетенции учащихся 8-11 классов на основе межличностного и межкультурного общения с носителями языка и взаимной толерантности в рамках международного школьного обмена [Электронный ресурс] / Л. А. Барынина, Г. И. Ионова, Н. Ф. Климова, Т. Ф. Носкова. – Режим доступа: http://www.vipkro.wladimir.ru/opyt-2005/data/op14/main. htm
  14. Барышников Н. В. Параметры обучения межкультурной коммуникации в средней школе / Н. В. Барышников // Иностранные языки в школе. – 2002. – №2. – С. 8-12.
  15. Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника / И. Л. Бим. – М.: Просвещение, 2002. – 288 с.
  16. Бим И. Л. Обучение иностранному языку. Поиск новых путей / И. Л. Бим // Иностранные языки в школе. – 1989. – № 1. – С. 13-19.
  17. Бим И. Л. Теория ипрактика обучения немецкому языку в средней школе / И. Л. Бим. – М.: Просвещение, 1998. – 89 с.
  18. Бобиенко О. М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций / О. М. Бобиенко. – М.: Издательский центр ТИСБИ, 2006. – 15 с.
  19. Бобкова В. Н. Страноведение как форма привития интереса к изучению иностранных языков / В. Н. Бобкова // Иностранные языки в школе. – 2006. – № 5. – С. 32-37.
  20. Борисенко М. К. Некоторые аспекты преподавания элементов лингвострановедения на французском языке / М. К. Борисенко // Иностранные языки в школе. – 1997. – № 3. – С. 41.
  21. Борозенец Г. К. Концептуальные подходы к построению модели формирования иноязычной коммуникативной компетентности будущих специалистов [Электронный ресурс] / Г. К. Борозенец // Вестник ВГУ. Серия «Лингвистика и межкультурная коммуникация». – 2004. – № 1. – С. 93-105. – Режим доступа: www.ebiblioteka.lt/resursai/ Uzsienio%20leidiniai/.../lin0401_17.pdf
  22. Брагина А. А. Лексика языка и культура страны в лингвострановедческом аспекте / А. А. Брагина. – М.: Русский язык, 1981. – 213 с.
  23. Васичкина О. Н. Иностранный язык как средство развития коммуникативной компетентности [Электронный ресурс] / О. Н. Васичкина // Педагогическая наука и образование в России и за рубежом: региональные, глобальные и информационные аспекты. – Ростов, 2006. – Режим доступа: http://www.rspu.edu.ru/ university/publish/pednauka/2006_1/02Vasichkina.htm
  24. Веденина Л. Г. Теория межкультурной коммуникации и значение слова / Л. Г. Введенина // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 5. – С. 12-17.
  25. Вежбицкая А. А. Язык. Культура. Познание / Под ред. Кронгауз М. А. –М.: Русские словари, 1997. – 368 с.
  26. Верещагин Е. М. Язык и культура / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. – М., 1993. – 247 с.
  27. Викторова Л. Г. Диалоговая концепция культуры М. М. Бахтина – В. С. Библера / Л. Г. Викторова // Вопросы культурологии. – 2005. –№ 7. – С. 38-40.
  28. Гончарова Н. Л. Категория «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме [Электронный ресурс] / Н. Л. Гончарова // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». – 2007. – № 5. – С.112- 120. – Режим доступа: http://www. ncstu.ru
  29. Городецкая Л. А. Культурно-обусловленные ритуалы общения: обязательность соблюдения и возможность нарушения / Л. А. Городецкая // Вестн. Москов. ун-та. Сер. Лингвистика и межкультур. коммуникация. – 2001. – № 2. – С. 49-59.
  30. Государственные и образовательные стандарты в системе общего образования. Теория и практика / Под ред. В. С. Леднева, Н. Д. Никандрова, М. В. Рыжакова. – М., 2002. – С. 63.
  31. Гудков Д. Б. Теория и практика межкультурной коммуникации / Д. Б. Гудков. – М: Гнозис, 2003. – 317 с.
  32. Евдокимова Н. В. Становление понятий «компетентность» и «компетенция» в современной педагогической практике [Электронный ресурс] / Н. В. Евдокимова. – Режим доступа: www.t21.rgups.ru/doc 2007/1/07.doc
  33. Зеер Э. Ф. Ключевые компетенции учащихся по ремесленным профессиям / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова // Образование и наука. – 2005. № 1(31). – С. 70-79.
  34. Зеер Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э. Зеер, Э. Сыманюк // Высшее образование в России. – 2005. – № 4. – С. 23-30.
  35. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя // Ректор вуза. – 2005. – № 6. – С. 13-29.
  36. Зобнина А. О. Культурологическое образование как фактор формирования социокультурной компетентности школьников [Электронный ресурс] / А. О. Зобнина. – Режим доступа: ftp:// lib.herzen.spb.ru/text/zobnina_112_127_134.pdf
  37. Иванова Д. И. Компетентностный подход в образовании. Проблемы. Понятия. Инструкции / Д. И. Иванова, К. Р. Митрофанов, О. В. Соколова. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101 с.
  38. Исаева Т. Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя / Т. Е. Исаев // Педагогика. – 2006. – № 9. – С. 55-60.
  39. Каменская О. Л. Текст и коммуникация: Учеб. пособие для ин-тов и фак-тов иностр. яз. / О. Л. Каменская. – М.: Высш. шк., 1990. – 152 с.
  40. Конецкая В. П. Лексико-семантическая характеристика языковых реалий. Великобритания. Лингвострановедческий словарь / В. П. Конецкая. – М., 1980. – 19 с.
  41. Кузовлев В. П. Методисты утверждают: «несварение мозгов» ученикам не грозит / В. П. Кузовлев, О. В. Пономаренко // Коммуникативная методика. – 2003. – №6. – С. 52-60.
  42. Кухоренко М. Н. Разработка теоретических и методических аспектов обучения личностно-ориентированному общению как эффективное решение проблемы социокультурной адаптации иностранных студентов в российских вузах [Электронный ресурс] / М. Н. Кухоренко, К. С. Лелюшкина // Вестник ТГУ. – № 349 (август 2011). – С. 162-186. – Режим доступа: sun.tsu.ru/mminfo/000063105/ 349 /image/349-162.pdf
  43. Лейфа И. И. Роль социально-культурного аспекта в формировании профессиональной компетенции будущих учителей иностранного языка. Автореферат дис.…канд. пед. наук / И. И. Лейфа. – МГПУ, 1993. – 36 с.
  44. Методическая разработка по преподаванию социокультурной компетенции студентам высокого продвинутого уровня (на материале русского языка) [Электронный ресурс] / Под общ. ред. Б. Шехтмана. – М., 2008. – Режим доступа: distinguishedlanguage centers.org/.../ Book_ 1_Sociocultural_Compete.
  45. Милосердова Е. В. Национально-культурные стереотипы и проблемы межкультурной коммуникации / Е. В. Милосердова // Иностранные языки в школе. − 2004. – № 3. – С. 81-84.
  46. Мильруд Р. П. Компетентность в изучении языка / Р. П. Мильруд // Иностранные языки в школе. – 2004. – № 7. – С. 30-36.
  47. Московская Н. Л. Формирование профессиональной компетентности лингвистов-преподавателей в интегрально-коммуникативном образовательном пространстве / Н. Л. Москвская. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. – 376 с.
  48. Нефедова М. А. Отбор материалов лингвострановедческого содержания для чтения / М. А. Нефедова // Иностранные языки в школе. – 1994. – № 4. – С. 38-39.
  49. Нечаева Л. Т. К вопросу о социокультурном компоненте содержания обучения японскому языку [Электронный ресурс] / Л. Т. Нечаева. – Режим доступа: www.iaas.msu.ru/res/lomo64/lingio/nechaeva.htm
  50. Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по иностранному языку [Электронный ресурс] // Российский общеобразовательный портал. – Режим доступа: http://www.school. edu.ru/dok_edu.asp?Ob_no=14413
  51. Пассов Е. И. Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур: Пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования / Е. И. Пассов. – Мн.: Лексис, 2003. – 184 с.
  52. Поленова А. Ю. Компетентностное образование как залог высокой профпригодности будущего специалиста [Электронный ресурс] / А. Ю. Поленова // Международная научно-практическая Интернет-конференция "Многоуровневое образование как пространство профессионально-личностного становления выпускника вуза" / Южный федеральный институт. – Ростов н/Д., 2007. – Режим домтупа: http:// rspu.edu.ru/rspu/science/conferences/conference_ped/section_1/ polenova.doc.
  53. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. – М.: Высшая школа, 2004. – 511 с.
  54. Пономаренко О. В. Будь готов по команде «Пружина» / О. В. Пономаренко // Коммуникативная методика. – 2005. – № 4. – С. 2-5.
  55. Починок Т. В. Формирование социокультурной компетенции как основы межкультурного общения / Т. В. Починок // Иностранные языки в школе. – 2007. – № 7. – С. 2-6.
  56. Психолого-педагогический словарь. / под ред. В. А. Мижерикова. –Ростов-на-Дону.: «Феникс», 1998. – 540 с.


Другие похожие работы