Культура как мера человеческого в человеке
Реферат по предмету:
"Культурология"
Название работы:
"Культура как мера человеческого в человеке"
Автор работы: Леонидов Евгений
Страниц: 19 шт.
Год:2012
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Одно из направлений культурологии ХХ в. - концепция эволюционного гуманизма - предполагает дальнейшее развитие индивидуальности, наиболее полно выраженное в культуре.
Категории «человек» и «культура» образуют сопряженные сферы исследования. Человека окружает поле культуры, а сам он творец культуры и ее продукт. В рамках культуры человек осознает и познает себя. Именно культура «опосредствует превращение человека из природного существа в социальное» .
Тайны бытия человека продолжают оставаться тем не менее загадочными, хотя человек уже расщепил атом и осваивает космос. Вопрос смысла жизни человека «не может решаться без какой-либо связи со всем тем, что принято именовать проблемой личности» .
По Канту, смысл жизни находится не вне человека, а внутри его. Обособление организма от окружающего мира философы называют развитием сознания и личности. Процесс же единения со Вселенной есть то, что мы называем культурой, а культура рождает цивилизацию. Цивилизация сначала отторгает культуру, а затем, чтобы не погибнуть, возвращается к ней. «Если возврат к культуре осуществляется не на должном уровне, это приводит к гибели цивилизации» .
Поэтому задача всякого человека всесторонне развивать все свои способности, внося свой личный вклад в историю, в прогресс общества, в его культуру.
«В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, который она реализует через общество, но в принципе таков же и смысл жизни общества, человечества в целом» .
В связи с этим нуждается в уточнении сам термин «культура», ибо как сложный общественный феномен это понятие ускользает от определения, хотя в мире имеются сотни таких определений. Для полной классификации имеющихся определений культуры необходимо выделить еще одну категорию - «человеческое или лично-общественное» определение культуры.
Суть его заключается в том, что «культура - это некий творческий потенциал, заложенный в каждом индивидууме и проявляющейся в его действиях, поступках только при наличии совокупности внешних и внутренних факторов»
Существовавший всегда конфликт между личностью и обществом в XXI в. должен быть преодолен, причем обязательным условием этого должна быть гуманность, бережное и уважительное отношение к каждому члену общества.
Для понимания человека и его культуры важное значение имеет теория К.Г.Юнга о коллективном бессознательном, которое имеет сверхличную общую природу. Содержание «коллективного бессознательного» составляют архетипы, служащие регулирующим принципом формирования творческого материала.
1. Формирование представлений человека о культуре
Проблемы человека, его духовности, понимание им смысла жизни относятся к мировоззренческим вопросам, к которым обращались и обращаются русские мыслители, по-разному решая их на протяжении отечественной истории.
Особенностью мировоззрения древнерусских религиозных авторов и мыслителей периода первоначальной христианизации является интерес к нравственно-этической проблематике, изложенный в образной, живой манере. Этот период приобретает принципиально важное значение для отечественной культуры более зрелого типа.
Так, например, в это время происходит развитие единой древнерусской письменности (кириллицы).
Осуществляется духовный переворот, который вносит глубокие изменения в развитие русской культуры, позволяя накапливать в ее рамках социальный опыт, развивать художественное слово, закреплять, сохранять и распространять устные произведения теперь уже в письменной форме.
Важным моментом домонгольского периода отечественной культуры является формирование литературного письменного языка, с которого начинает свой отсчет древнерусская книжность. Особое место в памятниках древнерусской литературы отведено человеку. Нравственные искания охватывали следующие аспекты его жизни: отношение к миру, праведное существование человека в нем, пути его духовного самосовершенствования и др.
Одними из самых ранних датированных памятников древнерусской письменности являются «Изборник 1073 года» и «Изборник 1076 года». В них человек мыслится как разумное существо, что отличает его от животных и растений. Особенно подчеркивается его высокое назначение, связанное с подобием Богу.
Содержание работы
Введение 3
1. Формирование представлений человека о культуре 5
2. Человек в соотношении культуры гуманитарной и культуры внешней 10
Заключение 17
Список литературы 19
Использованная литература
- Ален Турен Возвращение человека действующего. Очерк социологии. - М.: Научный мир, 1998
- Бондарь С.В. Философско-мировоззренческое содержание «Изборников» 1073 и 1076 годов / АН УССР. Ин-т философии: Отв. ред. В.Д. Литвинов. - Киев, 1990.
- Горский В.С. Философские идеи в культуре Киевской Руси XI - XII в. - Киев, 1988
- Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X-XVII веков: Учеб. пособ. - М., 1990.
- Данилова Н. Человек в культуре и истории// Философская и педагогическая антропология: 1-е Соколовские чтения: Материалы регион. научн.-теорет. конф. -Нижневартовск, 2008
- Емельянова Е.В. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека // Философская и педагогическая антропология: 1-е Соколовские чтения: Материалы регион. научн.-теорет. конф. -Нижневартовск, 200
- Захарова М. Где искать смысл жизни? // Философская и педагогическая антропология: 1-е Соколовские чтения: Материалы регион. научн.-теорет. конф. -Нижневартовск, 2008
- Колесов В.В. Древняя Русь: наследие в слове. Мир человека. - СПб.: Филологич. фак-т СПГУ, 2000.
- Моисеев, Н.Н. Универсум. Информация. Общество /Н.Н. Моисеев. - М., 2001.
- Прохоров Г.М. Памятники переводной и русской литературы XIV-XV веков. Л., 1987.
- Федотов Г.П. Святые Древней Руси. - М.: Моск. раб., 1990
- Фукуяма Ф. Природа человека // Вопросы философии. 2004. № 2.