Культура и цивилизация
Контрольная по предмету:
"Культурология"
Название работы:
"Культура и цивилизация"
Автор работы: александр лобан
Страниц: 29 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
1. Основные характеристики и классификации цивилизаций. Различия между цивилизацией и культурой. Духовная и социальная структура цивилизаций
Термин «цивилизация» (от лат. Civilis гражданский, государственный) исполь¬зуется в различных смыслах [1, с. 324]. Во-первых, как историческая ступень в развитии человече¬ства, которая началась после варварства и характеризуется обра¬зованием классов, государства, урбанизацией и возникновением письменности. В такой интерпретации термин «цивилизация» и служит для противопоставления собственно социальной фор¬мы организации жизни общества кровноодственным, есте-ственно сложившимся формам. В современной литературе тер¬мин «цивилизация» сохраняет свой первоначальный смысл как антитеза варварству. Во-вторых, понятие цивилизации исполь¬зуется как характеристика целостности всех культур, их обще¬человеческое единство («мировая цивилизация», «цивилизован¬ный образ жизни» и т.п.). В-третьих, как синоним термина «материальная культура»: то, что дает комфорт, удобство, пре¬доставляемое техникой (жилище, бытовая техника, транспорт и связь, обслуживание и т.п.) В-четвертых, как характеристика единства исторического процесса. Это понятие служит в каче¬стве критерия сравнительной оценки определенных этапов ис¬тории в связи с развитием общественного богатства. Развитие общества в этом случае характеризуется понятиями «цивилизо¬ванность», «низшая ступень развития цивилизации», «общий уровень цивилизации», «промежуточные стадии цивилизации». Но названное понимание цивилизации не является достаточ¬ным, поскольку отсутствует критерий, позволяющий опреде¬лить уровень, степень или стадию ее развития. В середине XVIII в. понятие цивилизации использовалось как оппозиция «естественному» состоянию человека, а в качестве критерия прогресса цивилизации утверждалась идея общественного блага в ее различных модификациях. Кант усматривал различие меж¬ду цивилизацией и культурой. Шпенглер абсолютизировал это различие, определив цивилизацию как момент в развитии куль¬туры. На анализе огромного фактического материала он пришел к выводу, что в истории человечества существовало и существует множество самобытных и эквивалентных по значимости куль¬тур, каждая из которых завершает пройденный ею жизненный цикл стадией омертвления, которую Шпенглер называет циви-лизацией. Подобно живым организмам, цивилизации пережи¬вают все возрасты человека: «У каждой имеется свое детство, юность, возмужалость и старость» [1, с. 324].
В концепции Шпенглера (а за¬тем и П. Сорокина, А. Тойнби и других мыслителей) цивили¬зация определяется как этап вырождения культуры, как царство технико-механических элементов, вытесняющих органически-жизненное начало, концентрирующееся в культуре.
Важный вклад в понимание сущности цивилизации был вне¬сен этнографическими исследованиями XIXXX вв., раскрыв¬шими огромное богатство и многообразие духовного мира, быта, обычаев, экономики и культуры различных народов. Один из из¬вестных этнографов XIX в. Тэйлор отождествил культуру и ци¬вилизацию, полагая, что оба эти понятия обозначают весь ком¬плекс знаний, верований, морально-этических концепций, юридических установлений, привычек и практических навыков, приобретаемых людьми в ходе истории. Указание на значимость, верований, ритуалов, предписаний, имеющих нормативную природу, позволяет выявить наиболее важную, определяющую сторону того явления, которое мыслится в понятии «цивилизация».
Выделим в разнообразии точек зрения то, что их разде¬ляет, и то, что их объединяет. Главные различия состоят в том, что одни философы выделяют в истории общества эта¬пы цивилизации и этапы культуры, другие полагают, что культура и цивилизация возникают и существуют одновременно. Одни авторы отождествляют понятия цивилизации и культуры, другие нет. Одни авторы полагают, что циви¬лизация возникла раньше культуры, другие - что цивилизация возникла позже культуры. Однако авторы почти единодушно усматривают в цивилизации царство технико-механических элементов. Так или иначе, все авто¬ры единодушно связывают цивилизацию и культуру. Прав¬да, одни характеризуют цивилизацию как порождение твор¬ческого гения человечества (Данилевский), другие - как средство регламентации, управления культурой. Все фило¬софы усматривают в цивилизации начало своеобразия куль¬туры, хотя многие отрицательно относятся к цивилизационной обособленности народов.
Содержание работы
1. Основные характеристики и классификации цивилизаций. Различия между цивилизацией и культурой. Духовная и социальная структура
цивилизаций .. 3
2. Место Возрождения в истории европейской и мировой культуры 11
3. «Только избранные люди могут творить шедевры культуры, народ лишь только потребитель этих произведений». Найдите аргумент для защиты или опровержения этого тезиса .. 27
Список литературы ..
Использованная литература
- Бучило И.Ф. Чумаков А.Н. Философия: учебное пособие. М.: ПЕРСЭ, 2001. 447 с.
- Введение в философию. Учеб. пособие для вузов. Изд. 4. М., 2004.
- Гриненко Г.В. История философии: Учебник. М: Юрайт-Пресс, 2004.
- Культурология: теория и история культуры: учеб. Пособие / И.Е. Ширшов, К.И. Баладин. Мн: БГЭУ, 2004. 543 с. с. 233 244
- Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ под ред. А.Н. Марковой . М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. 1998. 600 с.
- Малькова Т.П. Фролова М.А. Введение в социальную философию. М: Международная педагогическая академия, 1995. 192 с.
- Мир философии: Книга для чтения в 2-х ч. М., 1991
- Мировая и художественная культура: учеб. пособ. / Колл. авт Б.А. Эренгосс и др. М.: Высш. шк. , 2001. 767 с.
- Невлева И.М. Философия. М.: Изд-во РДЛ, 2002. 448 с.
- Народное искусство в воспитании детей /под ред. Т.С. Комаровой. М.: Педагогическое общество России, 2000. 256 с.
- Философия: Учебник для вузов. Отв. ред. В.Н.Кохановский. Ростов н/Д, 1995.
- Харламов И.В. Педагогика. М.: Высшая школа, 1990.