Культура русской усадьбы
Реферат по предмету:
"Культурология"
Название работы:
"Культура русской усадьбы"
Автор работы: Юлия
Страниц: 33 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
2. Современное положение русских усадеб. Попытки сохранить культуру дворянской усадьбы.
В начале августа 2004 года Правительство Москвы утвердило разработанную столичным Комитетом по туризму программу "Венок русских усадеб". Цель - сделать сохранившиеся исторические усадебные комплексы престижными объектами для посещения отечественными и зарубежными туристами, привлечь всеобщее внимание к этим памятникам, немалая часть которых по сей день известна в основном профессионалам и знатокам-энтузиастам. Нет сомнения: успешная реализация замысла будет означать, что в судьбе русской усадьбы действительно происходят существенные перемены к лучшему.
По-настоящему оценить значение программы возможно лишь при рассмотрении ее в контексте всей совокупности вопросов, связанных с сохранением, научным исследованием, реставрацией и современным использованием усадебных историко-архитектурных комплексов. Сдлаем экскурс в историю русской усадьбы и усадьбоведения за постсоветский период, сознательно и намеренно акцентируя внимание на положительных тенденциях и реальных достижениях, - о многочисленных проблемах и негативном опыте написано и сказано уже немало.
Двенадцать лет назад, в 1992 году, группа искусствоведов, архитекторов-реставраторов, историков и представителей ряда смежных специальностей образовала Общество изучения русской усадьбы (ОИРУ), воссоздав одноименную общественную научную организацию, действовавшую в 1920-х годах и закрытую в начале 1930-х. В состав первого ОИРУ входили виднейшие ученые своего времени - А. И. Некрасов, А. И. Греч, В. В. Згура, М. А. Ильин. Сегодняшнее ОИРУ также объединило лучшие научные силы - достаточно упомянуть лишь таких известных современных историков архитектуры и искусства, как В. C. Турчин, Е. И. Кириченко, Е. А. Борисова, О. С. Евангулова, И. В. Рязанцев. Первым председателем возрожденного творческого союза исследователей стал заведующий сектором Свода памятников архитектуры и монументального искусства Государственного института искусствознания В. П. Выголов. В 1995 году его сменила доктор исторических наук Л. В. Иванова. Именно она явилась инициатором воссоздания Общества, и именно присущие ей широта и синтетичность подхода к изучению исторических усадеб в сочетании с талантом организатора позволили эффективно скоординировать усилия ученых самых разных специализаций. Результаты очевидны и неоспоримы - современное российское усадьбоведение реально стало одним из наиболее динамично развивающихся междисциплинарных направлений на стыке нескольких наук.
С 2000 года Общество возглавляет директор Института культурного и природного наследия, доктор географических наук В. В. Веденин. С его именем связано появление теории уникальных территорий - единых комплексных объектов наследия, не только представляющих собой зримые образы истории, но и способных стать связующей нитью между прошлым и будущим. Еще в начале 1990-х годов специалисты Института разработали программу "Калужская область - уникальная территория", в которой задачи сохранения культурных ландшафтов, сформированных не в последнюю очередь создателями сохранившихся усадеб и усадебных парков, тесно увязывется с проблемами экономического развития.
Хорошо известно, в каком бедственном положении подчас оказываются даже всемирно известные архитектурные ансамбли. Показателен пример Архангельского. С 1984 по 1996 год доступ туда для посетителей был закрыт - постройки поместья князя Н. Б. Юсупова превратились в аварийно опасные руины. Возродить Архангельское - хотя надо сразу оговориться, что реставрационные работы пока далеки от завершения - помогли энтузиазм научных сотрудников здешнего музея во главе с директором В. Длугачем и деятельное участие международной организации "Американские друзья русской усадьбы".
Этот благотворительный фонд создавался в 1997 году Его возглавила известная исследовательница русской усадебной культуры, профессор Колумбийского университета Присцилла Рузвельт (внучатая племянница Ф. Д. Рузвельта); в состав руководства вошли представители живущих за рубежом русских аристократических родов. Ансамбль Архангельского был включен во всемирный список архитектурного наследия, находящегося под угрозой гибели, и именно благодаря этому дирекции музея удалось привлечь необходимые средства для первоочередных мер по его спасению. Теперь Архангельское имеет реальную перспективу стать со временем культурным и туристическим центром, равным или почти равным по значению дворцово-парковым ансамблям окрестностей Санкт-Петербурга.
Другая знаменитая аристократическая резиденция - находящееся ныне в черте столицы Останкино - также обрела заслуженное всемирное признание. На его территории проходил международный музейный фестиваль "Исторические театры Европы". Ибо останкинский дворец-музей - одно из немногих в Европе театральных зданий XVIII века, сохранивших изначальную планировку, подлинные предметы убранства и часть механизмов машинного отделения (машины "дождя" и "грома"). Театр успешно функционирует. Многие, наверное, слышали про летние "Шереметевские сезоны" (название - дань памяти создателю усадьбы графу Н. П. Шереметеву). В Останкине исполняются музыкальные сочинения "времен очаковских и покоренья Крыма" и концертные программы, составленные из произведений композиторов эпохи Моцарта, Вивальди и Бортнянского.
Эти два примера реального возрождения старинных усадеб - самы яркие, но отнюдь не исключительные. И в Кузьминках (где недавно создан Музей русской усадебной культуры), и в Кускове, Коломенском и Царицыне, и в подмосковных Остафьеве и Больших Вяземах идет насыщенная творческая и научная жизнь. У всех этих "культурных гнезд" есть не только прошлое, но и настоящее. Сюда скоро можно будет приплюсовать и Середниково - архитектурный ансамбль близ Зеленограда, построенный в екатерининскую эпоху по заказу сенатора В. А. Всеволожского, а во второй четверти XIX века принадлежавший генералу Д. А. Столыпину, брату бабушки Михаила Юрьевича Лермонтова Е. А. Арсенеьевой. С 1829 по 1832 год юный поэт проводил в Серединоково летние месяцы. Эта усадьба связана с памятью и другого выдающегося человека - Петра Аркадьевича Столыпина. В 1992 году здесь учрежден Национальный Лермонтовский центр под эгидой ассоциации "Лермонтовское наследие", возглавляемой потомком и полным тезкой поэта М. Ю. Лермонтовым и объединяющей представителей лермонтовского рода. Середниково - уникальный пример восстановления усадьбы по инициативе и под руководством прямых наследников ее дореволюционных владельцев.
Содержание работы
Содержание
Введение..3
1. История возникновения русской дворянской усадьбы...4
2. Современное положение русских усадеб. Попытки сохранить культуру дворянской усадьбы10
3. Культура русской усадьбы.
3.1 Архивные источники о русской усадьбе: быт, обычаи, традиции.17
3.2 Русская дворянская усадьба в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова22
Заключение..30
Литература..31
Введение
Усадьба, в привычном для современного человека понимании этого слова, связана, прежде всего, с дворянским сословием. По словарю В.И. Даля, усадьба «господский дом на селе со всеми ухожами, садом, огородом и прочим». У большинства из нас тут же всплывают образы Петергофа, Кускова, Павловска, Архангельского и других загородных царских резиденций и домов крупной дворянской аристократии. Но этимология слова дает нам более широкое его понимание. В старину существовала масса синонимов слову усадьба, имевших аналогичное значение усада, усадебка, усадище, усадбище. Все они происходят от корня усад, имеющего значение отведенного места, выделенного участка, места куда усадили, но в большей степени - значение обжитого, освоенного. Это в полной мере относится фактически к любому частному жилью, в том числе городскому и крестьянскому. И в этом смысле усадьба как явление не исчезало из нашей жизни и в советские годы (сельская усадьба, центральная усадьба колхоза), не исчезло и сейчас. Напротив, оно становится все более актуальным и востребованным.
И все же естественное стремление человека сделать место своего обитания наиболее удобным, красивым, модным, престижным , заставляет нас ориентироваться на лучшие образцы частного жилья. И такими образцами, безусловно, являются дворянские усадьбы XVIII- начала XX веков.
1. История возникновения русской дворянской усадьбы
Зарождение русской дворянской усадьбы восходит к средневековью. Но владельческая усадьба XV-XVII веков еще мало отличалась от обычного крестьянского двора, как по планировке, так и по материалам, использованным при ее строительстве. У мелкопоместных землевладельцев усадьба располагалась, как правило, в окружении крестьянских дворов, являясь центром населенного пункта, и отличалась от окружающей застройки лишь количеством и величиной строений. При доме иногда разбивали плодовый садик, но чаще всего небольшой и утилитарный по назначению. Лишь крупные феодалы-вотчинники разводили большие плодовые сады и даже упоминали их в своих духовных завещаниях: «А се даю сыном своим, Василью, Дмитрию, да Дмитрию Меншему, двор свои да сад за городом на посаде, да садец меншей, а тем ся дети мои поделят межи себе без обиды, ровно» (Духовная грамота князя галицкого Юрия Дмитриевича (1433 г.)
С началом петровских реформ в Россию стали проникать новинки западноевропейской культуры паркостроения. Но первоначально усадьбы европейского типа получили распространение в основном вокруг столиц. Только к концу XVIII века, после указа Императрицы Екатерины II о вольности дворянства, усадьба нового типа широко входит в быт. Европейская эстетика, проникнув в Россию, существенно трансформировалась, вобрав в себя русские национальные черты .
Русская дворянская усадьба представляла собой особый мир, обустроенный в соответствии со вкусами и возможностями владельцев. Сотни разбросанных по стране дворянских усадеб были в некотором смысле островками европейской культуры в российской глубинке. В провинциальных усадьбах можно было увидеть постройки известных зодчих, сады с экзотическими растениями, предметы мебели, изобразительного и прикладного искусства, работы знаменитых столичных и зарубежных мастеров. А рядом с ними существовали творения местных архитекторов, столяров, живописцев, уступающие в чистоте стиля, но нередко исполненные своеобразной выразительности.
Мы привыкли ассоциировать наших писателей, поэтов, музыкантов с их родовыми имениями, в которых они творили. Но эти имения - не просто места отдыха и творчества. Это дома, где выросло не одно поколение представителей рода, это хозяйство, требующее постоянной заботы, присмотра, руководства работами, это крестьяне и дворовые, также вносившие значительное разнообразие в жизнь помещика. Да надо ли делать длинный список всего того, что отвлекало творческого человека, живущего в усадьбе, от написания очередного гениального произведения? Можно ли понять, прочувствовать произведения А.С. Пушкина, А.Н. Островского, И.А. Бунина, не прочувствовав и не поняв среду, в которой жили эти люди, над чем смеялись, от чего страдали?
У человека, не имеющего прямого отношения к данной теме, может сложиться впечатление, что русская усадьба - это дворцовые ансамбли в окрестностях Москвы и Санкт-Петербурга и разбросанные там и сям отдельные имения, по какой-то странной закономерности прежде населенные исключительно великими поэтами и писателями. Нет! Каждый клочок земли имел собственника, да порой и не одного, а собственнику нужно было где-то жить. И жить не в крестьянской избе, а в хорошем доме, с парком, прудами, беседками и другими затеями, как того требовала мода и насколько позволяли возможности.
А по средствам и возможностям дворяне различались очень сильно: от богатейших вотчинников, имевших не одну тысячу крестьян и десятки тысяч десятин земли, до «малодушных» и «бездушных», т.е. имевших менее 50 душ крестьян или не имевших крестьян вовсе. Последние иногда образовывали совместные поселения, по внешнему виду и по способам ведения хозяйства ничем не отличавшиеся от обычных крестьянских, пахали землю, разводили скот. Достаток определял, соответственно, и условия жизни, и культурный уровень представителей этой относительно закрытой касты российского общества.
Пожалуй, особенно ярко характеризует социальное положение помещика его усадьба. Наиболее состоятельные могли позволить себе возведение роскошных дворцов в окружении огромных парков, диктуя моду в усадебном строительстве. А небогатые помещики строили свои дома из недорогого материала, небольшие по площади, по типовому проекту или по проекту доморощенного архитектора и зачастую в окружении домов собственных крестьян. Где еще, если не в собственном жилище, проявляются черты характера человека, его привычки, вкусы, финансовые возможности? Даже те немногие дожившие до сегодняшнего дня усадьбы могут многое рассказать о людях, некогда их населявших.
Тяжкие потери понесла усадьба после реформы 1861 года. Реформа, освободившая крестьян от зависимости, подорвала экономическую основу дворянского усадебного хозяйства, направив развитие сельского хозяйства по капиталистическим рельсам. Долгие десятилетия страна шла к этому моменту, неотвратимость такой реформы понимали многие. Правительство, наученное горьким опытом дворянских выступлений и дворцовых переворотов, больше опасалось возмущения дворян, чем крестьянских бунтов, и потому сделало все, чтобы смягчить для них ситуацию, но, тем не менее, реформа была потрясением для большей части представителей дворянского сословия. За пару лет до указа помещица Болотникова кричала своим крестьянам, что скорее у нее на ладонях волосы вырастут, чем их освободят, но прошли два года, и те же крестьяне, проходя мимо окон усадебного дома, злорадно выкрикивали: «Что, барыня, выросли у тебя волосы?!». Старик Молчанов в бессильной злобе на кучера, ответившего ругательствами на распоряжение закладывать экипаж, приказал его выпороть - и был выпорот сам до полусмерти его же дворовыми, прознавшими о свободе. Помещик Аристов, боевой офицер, прошедший войну 1812 года и европейскую компанию 1813-14 годов, покрытый шрамами и наградами, пустил себе пулю в голову, узнав, что в его преклонные лета, не имея ни близкой родни, ни детей, он лишился шанса дожить жизнь спокойно.
Однако части дворянства удалось приспособиться к новой экономической ситуации, превратив усадьбу в фермерское хозяйство, в «экономию». Большинство же дворян, пытаясь удержаться на плаву, распродавало свои земли и усадьбы новому нарождающемуся классу богатых и предприимчивых людей, «новых русских» той поры. Усадьба-экономия, дача - вот те типы комплексов, которые приходят на смену «родовым гнездам ».
Революция 1917 г. уничтожила не только институт частной собственности, но и феномен частной жизни, заменив ее на жизнь общественную. Усадьбы в лучшем случае превратились в дома отдыха, санатории, дома культуры и пансионаты, школы, больницы и иные медицинские и социальные учреждения, но значительная их часть была просто безвозвратно утрачена. После 1991 года большинство таких усадеб в прямом смысле оказалась беспризорной - медицинские и социальные учреждения ликвидировались, государство перестало выделять средства на их еставрацию и ремонт.
В настоящее время актуализировался интерес к усадьбе не только как к памятнику истории и культуры. Само явление «усадебной культуры» постепенно становится реальностью современной жизни.
Сейчас среди наиболее состоятельной части наших сограждан наметился отход от стереотипов 90-х годов, стандартные коттеджи на Рублевке выходят из моды. Становится все более популярным понятие исторической усадьбы, возвращены из небытия Покровское-Глебово, Середниково, Михалково, Знаменское-Раек, усадьба купцов Плешановых в Ростове Великом, усадьбе Белюстина в Калязине.
Тенденция развития рынка загородной недвижимости подтверждает изменения в психологии и восприятии элитой загородного дома: большее внимание стало уделяться размеру территорий и ее ландшафтному обустройству, выбору архитектурного стиля и гармоничному сочетанию построек с окружающей природой. В этом смысле сохранившиеся исторические архитектурно-парковые ансамбли прекрасные образцы национальной традиции загородного строительства и ландшафтного обустройства.
В европейских странах сегодня очень популярна практика ретроспективных реконструкций, позволяющих посетителям таких мест почувствовать себя в атмосфере прошлого. В настоящее время это одно из самых перспективных направлений в развитии туристического бизнеса, индустрии развлечений, образовательных программ. Статистические данные свидетельствуют о том, что проекты такого плана очень перспективны для малого и среднего бизнеса в области торговли, общественного питания, туризма. И в этом смысле усадьбы имеют будущее не только как загородное жилье, но и как туристические достопримечательности.
Российская деловая элита достаточно молодой и формирующийся общественный слой, его представления о стиле жизни складываются попутно с созданием и укреплением материального положения. Все большую ценность приобретает для него понятие семьи, фамилии и «родового гнезда», формируется потребность иметь свою историю, свой дом, причем не только как место проживания, но и как некое знаковое понятие. Последнее особенно важно, так как до сих пор перед большинством наиболее состоятельных людей стоит вопрос о том, что избрать местом жизни своей семьи Россию или зарубежье. В отношении усадеб это решение принципиально важно, так как уровень вложений в реставрацию сохранившихся загородных памятников истории и культуры и окружающих их ландшафтов превосходит затраты на строительство новой загородной недвижимости. Выбор в качестве места для жизни исторической усадьбы это следующий этап понимания элитарности, высокого качества жизни. Стать наследником имения облеченного некой исторической аурой, традициями, легендами, ощутить себя правопреемником стабильного, традиционного уклада жизни - это не только особая эстетика, но и способ капитализации своих достижений в будущий жизненный успех своих детей.
Использованная литература
- Фролов А. И. Усадьбы Подмосковья. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003
- Греч А. Н. Венок усадьбам. М.: АСТПРЕСС КНИГА, 2006
- Чижков А. Б. Подмосковные усадьбы. Аннотированный каталог с картой расположения усадеб. М.: 2006
- Дворянская и купеческая сельская усадьба в России XVIXX вв.: Исторические очерки. М.: Эдиториал УРСС, 2001
- Евангулова О. С. Художественная «Вселенная» русской усадьбы. М.: ПрогрессТрадиция, 2003
- Русская усадьба в старинной открытке / Альбом с аннотированным указателем. НП «Русская усадьба». Под ред. И. Н. Слюньковой М., ИПГ «Профис», 2003
- Пыляев М. И. Старая Москва. Рассказы из былой жизни первопрестольной столицы / Вступит. статья Ю. Богомолова. СПб.: «Паритет», 2005
- Кондратьев И. К. Седая старина Москвы. Изд. 5е, стереотипное. М.: Цитадель-трейд: Вече, 2006
- Алдонина Р. П. Русская усадьба. М.: Издательство «Белый город», 2006
- Любецкий С. М. Московские окрестности ближние и дальние, за всеми заставами, в историческом отношении и в современном их виде для выбора дач и гулянья /С. М. Любецкий. Подмосковные дорожные заметки/С. Яковлев/ Сост.: А. Р. Андреев. М.: Евролинц, 2006
- Охлябинин С. Д. Повседневная жизнь русской усадьбы XIX века /Автор предисл. А. И. Фролов М.: Молодая гвардия, 2006
- Лаврентьева Е. В. Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Приметы и суеверия М.: Молодая гвардия, 2006
- Бродский Н. Л. Литературные салоны и кружки: Первая половина XIX века. М.: Аграф, 2001
- Знаменитые российские фамилии. М.: ООО «Издательство "РОСМЭНПРЕСС"», 2004
- Муравьев В. Московские слова и словечки. Происхождение москвских пословиц, поговорок, речений; топонимика московских улиц, площадей и переулков. М.: ИзографЪ, Издаетльский дом «Журналист», 2005
- Усадьба Абрамцево
- Аксакова В. С. Дневник 18541855 гг. М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»: ОАО «Люкс», 2004
- Анненкова Е. И. Аксаковы. СанктПетербург: «Наука», 1998
- Рыбаков И. А. По Радонежской земле. Издательство «Культура», 1992
- Ромашкова Л. Принцессу Грезу видеть наяву. Артхроника. №56/2006
- Абрамцево. Сборник. Авторы сотрудники музея «Абрамцево». Л.: Художник РСФСР, 1988
- Середнякова Е. Г. Русская живопись конца XIXначала XX века. Издательство «АирАрт», 2001
- Белоглазова Н. М. Абрамцево. Государственный историкохудожественный и литературный музейзаповедник. Альбом. М.: «Советская Россия», 1981
- Усадьба Архангельское
- Л. И. Булавина, С. А. Розанцева, Н. А. Якимчук. Архангельское. Альбом. М.: Издательство «Советская Россия», 1983
- Архангельское [Текст, изоматериал]: альбомпутеводитель/сост. и общ. ред Л. Н. Кирюшиной. М.: ГМУ «Архангельское», 2007
- Кусково. Останкино. Архангельское. М.: «Искусство», 1976
- Владмели В. Приметы и религия в жизни А. С. Пушкина и другие повести и рассказы. М.: Издательство содружество А. Богатых и Э.РАкитской, 2003
- Пушкинские места: путеводитель. М.: Профиздат, 1999