Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Культурология --> Античная культура: духовные и эстетические принципы

Античная культура: духовные и эстетические принципы

Москва

Реферат по предмету:
"Культурология"



Название работы:
"Античная культура: духовные и эстетические принципы"




Автор работы: Ольга Максимова
Страниц: 16 шт.



Год:2008

Цена всего:499 рублей

Цена:1499 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

ГЛАВА I

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ

§ 1. Греческая культура доклассического периода

Микенская культура представляет собой первый период культуры собственно греческой, тогда как предшествующие ей доисторическая и троянская культуры по своему содержанию оказываются вообще характерными для человечества периода каменного века. Одновременно (XV - XIII в. до н.э.) на Крите существовала культура минойская (исследователи приписывают ей линейное письмо А), для которой было характерно обожествление царя и выстраивание города вокруг дворца. В религиозном отношении минойцы были преданы фетишизму, то есть обожествлению вещественных предметов, кроме того, они боготворили животных, хотя уже в рамках этой культуры встречается поклонение человекоподобным существам. Покорив Крит, микенцы ассимилировали его культуру - Микенской культуре было также свойственно почитание царя, вторым же по значимости являлся главный военачальник, а далее чиновники, отвечающие за ведение гражданских дел по округам (базилевсы). Таким образом, власть царя опиралась на военную аристократию, которая приобрела значение особой общественной касты. Царя содержали сельские общины, формально обладающие свободой. По времени линейное письмо Б относится к языку Агамемнона, между тем, как Олимпийское государство богов отражает государственное устройство Микенской Греции. Наиболее великолепными из археологических находок Микенского периода являются царские гробницы и их золотое убранство, большинство из которых найдены на территории Микен и Тиринфа. Микенцы обладали своим алфавитом, родственным финикийскому и, вероятно, более древним. Они также достигли больших успехов в градостроительстве, в обработке металлов, в гончарном искусстве. Нельзя не отметить в микенской культуре следов восточных влияний, отраженных с мифах и в художественных произведениях микенских мастеров. Сведения о ранней эпохе греческой культуры дошли до нас только в произведениях Гомера, в которых в какой-то мере стирается грань между описываемыми временами и временами создания «Одиссеи» и «Илиады». Огромное значение в этот период придается узам семьи, однако, при этом наблюдается переход от родового к общинному строю. В произведениях Гомера уже имеются сословия, но замкнутости сословий еще нет высшие свободно общаются с низшими, кроме того, возможен переход из одного сословия в другое. Обожествляемый царь по сути является вождем племени он приносит жертвы от всей общины, ведет войско, соединяет в своей деятельности военную, судебную и жреческую функции, не отделен от народа и не отличается особой роскошью существования. Аристократия также играет роль совета старейшин при вожде племени. Собрание всей общины в этот период уже имеет скорее формальный характер (изъявление народом своей воли практически никак не связывает царя). Кровную месть постепенно заменяет вира, получаемая родственниками убитого. Основным занятием гомеровских греков является земледелие, также популярны занятия кузнецов, плотников, различные рукоделия, искусство врачевания. Торговля этого периода имела меновой характер, а морские опасности и безжалостность финикийских купцов порождали подозрительное отношение к чужестранцам. Военные действия увенчиваются победой в основном благодаря доблести полководцев. Семейная жизнь древних греков строится, главным образом, вокруг домашнего очага: религия практически не имеет государственного характера, жрецы также не играют большой роли, являясь по сути племенными шаманами. Почитание богов обладает всеми чертами архаической религиозности, которой свойственен фетишизм (например, поклонение дубу Зевса как самому богу), анимизм (Артемида появляется в виде лани), тотемизм (народ мирмидонян происходит из муравьев) и т.д. .

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава I. Этапы формирования античной культуры 4

§ 1. Греческая культура доклассического периода 4

§ 2. Переход к классическому периоду 6

§ 3. Эллинистический период: основные черты 7

Глава II. Эстетика и этика классического периода 8

§ 1. Политика и право 8

§ 2. Религия и философия 9

§ 3. Мусические искусства: поэзия, риторика, музыка, орхестика 11

§ 4. Пространственно-вещественные искусства: живопись, скульптура, строительное искусство 13

§ 5. Теории искусства 14

Заключение 16

Список литературы 17

ВВЕДЕНИЕ

Феномен античной культуры многие века привлекает внимание исследователей, поскольку «греческое чудо» (по определению Ренана) обусловило все дальнейшее развитие европейской культуры и цивилизации: так, древнегреческая философия от Милетской школы до направлений эллинизма стала опорной точкой в развитии европейской философии в целом; построения Платона и неоплатоников способствовали формированию христианской догматики и мировоззрения, которое и стало определяющим в развитии менталитета европейских народов; древнегреческая архитектура, скульптура, театр, поэзия продолжают и поныне вдохновлять поэтов и прозаиков; труды Геродота стали отправной точкой развития исторического знания, Пифагора и Евклида математики, Аристотеля целого спектра наук от логики до естествознания; именно в античной Греции следует искать зачатки теории права (в период эллинизма усвоенной и развитой Римом), политической науки, философии религии, этики и эстетики.

Каковы источники античной культуры? Каковы были условия ее формирования? Каковы причины возникновения этого феномена во всех его аспектах? Какие духовные и эстетические принципы лежат в его основании? Эти и другие вопросы предполагается рассмотреть в рамках данной работы.

В качестве вспомогательной литературы в работе используются: исследование Ж. П. Вернана «Происхождение древнегреческой мысли», лекции по истории мировой культуры Н. Н. Петрухинцева, «Эллинская культура» Ф. Баумгартена и Ф. Поланда, а также статья С. С. Аверинцева «Греческая «литература» и ближневосточная словесность» и исслдование М. Нильсона «Греческая народная религия». Духовная и эстетическая подоплека античной культуры рассматривается по книге А. Ф. Лосева «История античной эстетики. Высшая классика» (Лосев проводит исследование на материале диалогов Платона). Отличие этих принципов на других этапах античной культуры оговаривается в ходе рассмотрения этих этапов. Структура работа обусловлена поставленными задачами исследования.

Использованная литература

  1. Аверинцев С. С. Греческая «» и ближневосточная «словесность» // Аверинцев С. С. Образ античности. СПб., 2004.
  2. Баумгартен Ф., Поланд Ф., Вагнер Р. Эллинская культура. Мн., 2000.
  3. Вернан Ж. П. Происхождение древнегреческой мысли. Перевод с французского. Общая ред. Кессиди Ф. Х., Юшкевича А. П. М., 1999.
  4. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Высокая классика. Харьков, 2000.
  5. Нилльсон М. Греческая народная религия. СПб., 1998.
  6. Петрухинцев Н. Н. XX лекций по истории мировой культуры: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.


Другие похожие работы