Культура эпохи Просвещения.
Реферат по предмету:
"Культурология"
Название работы:
"Культура эпохи Просвещения."
Автор работы: Ольга
Страниц: 16 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
1. Зарубежая культура эпохи Просвещения
Особое место этой эпохи, охватывающей конец XVII-XVIII вв., отразилось в полученных ею эпитетах "Век разума", "Эпоха Просвещения.
Просвещение - необходимая ступень в культурном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни. Просвещение в основах своих де-мократично, это культура для народа. Главную свою задачу оно видит в воспи-тании и образовании, в приобщении к знаниям всех и каждого. Как всякая значи-тельная культурно-историческая эпоха. Просвещение сформировало свой идеал и стремилось сопоставить его с действительностью, осуществить как можно скорее и как можно понее на практике.
Эпоха Просвещения - одна из самых ярких в развитии философии и духов-ной культуры в Европе.
1.1. Главные ценности эпохи Просвещения
Выдвинув идею формирования личности, просветители показали, что че-ловек обладает разумом, духовной и физической силой Люди приходят в мир равными, со своими потребностями, интересами, удовлетворение которых - в ус-тановлении разумных и справедливых форм человеческого общежития. Умы про-светителей волнует идея равенства, что только перед Богом, но и перед закона-ми, перед другими людьми. Идея равенства всех людей перед законом, перед че-ловечеством - первый характерный признак эпохи Просвещения.
Избавление от всех социальных неурядиц просветители видели в распро-странении знаний. И не без их участия в эпоху Просвещения победу одержал ра-ционализм, развившийся в западноевропейской мысли еще в Средние века. В статье "Ответ на вопрос: что такое Просвещение?" И. Кант писал:
Просвещение - это выход человека из состояния своего несовершенноле-тия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть не-способность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине - это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им.
Неудивительно, что религия в той форме, в какой преподносила ее цер-ковь, казалась просветителям-атеистам в пылу борьбы крайностей врагом чело-века. В глазах просветителей-деистов. Бог превратился в силу, которая лишь внесла определенный порядок в извечно существовавшую материю. В эпоху Просвещения стало особенно популярным представление о Боге как великом ме-ханике и о мире как огромном механизме.
Благодаря достижениям естественных наук возникло представление, что время чудес и загадок миновало, что все тайны мироздания раскрыты и Вселен-ная, и общество подчиняются логичным, доступным человеческому разуму зако-нам. Победа разума - второй характерный признак эпохи.
Третий характерный признак эпохи Просвещения - исторический опти-мизм.
Эпоха Просвещения по праву может быть названа "золотым веком утопии". Просвещение, прежде всего, включало в себя веру в возможность изменять чело-века к лучшему, "рационально" преобразовывая, политические и социальные ус-тои.
Ориентиром для создателей утопий XVIII в. служило "естественное" или "природное" состояние общества, не ведающего частной собственности и угне-тения, деления на сословия, не утопающего в роскоши и не обремененного ни-щетой, не затронутого пороками, живущего сообразно разуму, а не "по искусст-венным" законам. Это был исключительно вымышленный, умозрительный тип общества, который, по замечанию Руссо, возможно, никогда и не существовал и который, скорее всего, никогда не будет существовать в реальности.
Возрожденческий идеал свободной личности приобретает атрибут всеобщ-ности и ответственности: человек Просвещения думает не только о себе, но и о других, о своем месте в обществе. В центре внимания просветителей - проблема наилучшего общественного устройства. Просветители верили в возможность по-строения гармонического общества.
Глубокие изменения в социально-политической и духовной жизни Европы, связанные с зарождением и становлением буржуазных экономических отношений обусловили основные доминанты культуры XVIII в.
Главными очагами Просвещения были Англия, Франция, Германия. С 1689 г. - года последней революции в Англии - начинается эпоха Просвещения. Это была славная эпоха, начатая одной революцией и закончившаяся тремя: про-мышленной - в Англии, политической - во Франции, философской и эстетиче-ской - в Германии. За сто лет - от 1689 до 1789 гг. - мир изменился. Все больше выветривались остатки феодализма, все громче заявляли о себе буржуазные от-ношения, окончательно утвердившиеся после Великой французской революции.
XVIII столетие подготовило также господство буржуазной культуры. На смену старой, феодальной идеологии пришло время философов, социологов, эко-номистов, литераторов нового века Просвещения.
В философии Просвещение выступало против всякой метафизики (науки о сверхчувственных принципах и началах бытия). Оно содействовало развитию любого рода рационализма (признающего разум основой познания и поведения людей), в науке - развитию естествознания, достижение которого оно часто ис-пользует для обоснования научной правомерности взглядов и веры в прогресс. Не случайно, что и сам период Просвещения в некоторых странах называли име-нами философов. Во Франции, например, этот период называли веком Вольтера, в Германии - веком Канта.
В истории человечества просветителей волновали глобальные проблемы: Как появилось государство? Когда и почему возникло неравенство? Что такое прогресс? И на эти вопросы находились столь же рациональные ответы, как и в тех случаях, когда речь шла о "механизме" мироздания.
В области морали и педагогики Просвещение проповедовало идеалы гу-манности и возлагало большие надежды на магическую силу воспитания.
В области политики, юриспруденции и общественно-экономической жизни - освобождение человека от несправедливых уз, равенство всех людей перед за-коном, перед человечеством. Эпохе впервые пришлось решать в столь острых формах давно известный вопрос о достоинстве человека. В разных сферах дея-тельности он трансформировался по-разному, но неизбежно приводил к принци-пиально новым, новаторским по своей сути открытиям. Если говорить об искус-стве, например, то не случайно именно эта эпоха столь неожиданно для себя, но столь результативно вынуждена была откликнуться не только на проблему "ис-кусство и революция", но и на проблему художественного открытия, рожденного в недрах формирующегося нового типа сознания.
Просветители были материалисты и идеалисты, сторонники рационализма, сенсуализма (основой познания и поведения считали ощущения) и даже божест-венного провидения (уповали на волю Бога). Часть из них верила в неизбежный прогресс человечества, другая - рассматривала историю как общественный рег-ресс. Отсюда и своеобразие конфликта между историческим сознанием эпохи и вырабатывавшимся ею же историческим знанием - конфликта тем более обост-рявшегося, чем обстоятельнее определяла сама эпоха свои исторические пред-почтения, особую роль в текущем и грядущем развитии человечества.
Как течение общественной мысли Просвещение представляло собой некое единство. Заключалось оно в особом умонастроении, интеллектуальных склонно-стях и предпочтениях. Это, прежде всего цели и идеалы Просвещения, такие, как свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др., а также знаменитое вольнодумство, критическое отношение к авторитетам вся-кого рода, неприятие догм, в том числе церковных.
Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни. Развенчав, политические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной, прежде всего к человеку, вне зависимости от его социальной принадлежности, системы ценностей, которая органически вошла в кровь и плоть западной цивилизации.
Просветители происходили из разных классов и сословий: аристократии, дворян, духовенства, служащих, представителей торгово-промышленных кругов. Разнообразны были и условия, в которых они жили. В каждой стране просвети-тельское движение носило отпечаток национальной самобытности.
2. Особенности Просвещения в странах Европы
2.1. Английское и Шотландское Просвещение
Особая роль Англии в истории Европейского Просвещения заключалась, прежде всего, в том, что она была его родиной и во многих отношениях перво-проходцем. В Англии в XVII-XVIII вв. после революции и гражданских войн сгладились резкие противоречия в обществе. Развитие парламентаризма привело к упрочению правовых форм политической борьбы. Английская церковь не про-тивопоставляла себя Просвещению, а в какой-то мере даже отвечала его идеалу веротерпимости. Это способствовало культурному развитию страны, поскольку позволяло сохранить равновесие между традиционными ценностями, хранитель-ницей которых выступала церковь, и новаторскими, которые несло Просвещение. Все это делало Англию своего рода образцом общественного прогресса. Не слу-чайно в XVIII в. все основные течения английской общественной мысли находи-ли свое продолжение и развитие в других европейских странах.
Содержание работы
1. Зарубежая культура эпохи Просвещения 3
1.1. Главные ценности эпохи Просвещения 3
2. Особенности Просвещения в странах Европы 7
2.1. Английское и Шотландское Просвещение 7
2.2. Французское Просвещение 9
2.3. Просвещение в Германии 11
2.4. Русское Просвещение 13
Литература 16
Использованная литература
- Губман Б.Л. Западаная философия культуры ХХ в. Тверь, 1997 Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие. М., 1996
- Запад и Восток. Традиции и современность. М., 1993.
- История мировой культуры: наследие Запада. М., 1998.
- Каган М.С. Философия культуры. СПб, 1996 Левяш И.Я. Культуроло-гия. Курс лекций. Минск, 1998
- Культурология. История мировой культуры. // Под ред. Марковой А.Н. - М., 1995. Культурология // Под ред. Радугина А.А. -- М., 1998.
- Нэсбитт Д., Эбурдин П. Мегатенденции: Год 2000. М., 1991. 39.
- Поликарпов В.С. Лекции по культурологии - М., 1997.
- Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие. М., 1998 Хрестоматии и антологии по теории культуры Антология исследования культуры. Т.1.
- Самосознание европейской культуры ХХ века: мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М., 1991
- Самосознание русской культуры // Под ред. И.Ф. Кефели и др. - СПб, 1999.
- Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия. М., 1998
- Теория культуры: Отечественные Исследования. М., 1996
- Философия культуры: становление и развитие // отв ред. Каган М.С. - СПб, 1998.
- Чешков М.А. Развивающийся мир и посттоталитарная Россия. Новые конфигурации мирового пространства. В поисках глобального и теоре-тического синтеза. М., 1994.