Недобросовестная конкуренция в РФ
Курсовая по предмету:
"Юриспруденция"
Название работы:
"Недобросовестная конкуренция в РФ"
Автор работы: Нина
Страниц: 31 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Формирование в Российской Федерации рыночных отношений явилось мощным сти-мулом для развития конкуренции в различных направлениях экономической деятельности. В настоящее время (с 01.02.2010) вступил в силу новый Федеральный закон «Об основах госу-дарственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» , который при¬зван обеспечивать единство экономического пространства в РФ путём установления тре-бований к организации и осуществлению торговой деятельности на товарных рынках; разви-вать торговую деятельность в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведённой продукции; обеспечивать доступность товаров для населения, что должно благоприятно сказываться на формировании конкурентной среды; обеспечивать соблюдение прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участ-вующих в торговых отношениях, и поддержку российских производителей товаров.
Конкуренция, как экономическое, так и правовое явление, - необходимый атрибут раз-витой экономики. Именно она является основным стимулом повышения качества произво-димой продукции, наращивания объёмов производства, формирования наиболее обоснован-ной цены товаров, качественной и достоверной рекламы.
Рассматривая положительные стороны конкуренции, нельзя забывать о том, что, со-гласно нормам гражданского законодательства, целью каждого предпринимателя является максимальное получение прибыли при минимальных финансовых и трудовых затратах. Дан-ной цели предприниматель достигает не только через удовлетворение спроса потребителей, но порой и путём монополизации рынка, применяя при этом различные средства для устра-нения конкурентов. К данным средствам относятся: недостоверная реклама; присутствие сговора предпринимателей; аккумулирование в своих руках максимального количества тор-говых или производственных предприятий, осуществляющих производство и реализацию однородных товаров, для получения доминирующего положения на рынке; установление монопольно низких либо высоких цен и т.д.
Отрицательные последствия такой предпринимательской деятельности обязывают го-сударство правовыми методами регулировать экономическую деятельность хозяйствующих субъектов, не допуская недобросовестной конкуренции и создавая участникам рыночных отношений правовые рамки конкурентной борьбы на товарных рынках . Однако, недобросове¬стная конкуренция является неизбежным проявлением рыночных отношений. В самом общем плане её можно определить как «способы конкурентной борьбы, наносящие вред конкурентам, иным хозяйствующим субъектам, потребителям, и неприемлемые с точки зрения нормального функционирования рынка» .
Актуальность формирования в Российской Федерации качественного конкурентного законодательства вызвана интеграцией нашего государства в мировую экономику. Также в последнее время наблюдается обратный процесс, а именно: зарубежные компании откры¬вают филиалы своих предприятий на территории России и тем самым входят в состав рос¬сийской экономики. В подобной ситуации Россия просто обязана обеспечить на своей терри¬тории здоровую конкурентную обстановку, привлекательную для иностранных инвесторов, т.е. создать такие условия, которые формируют так называемый здоровый «инвестиционный климат».
На сегодняшний день остаётся открытым вопрос о законодательном закреплении пе-речня мер государственного воздействия на недобросовестную конкуренцию, а также рас-ширения перечня форм недобросовестной конкуренции, исходя из фактически сложившейся обстановки на российских рынках и принимая во внимание накопленный международный опыт. В частности, ФЗ «О защите конкуренции» содержит ряд бланкетных норм, наличие которых предполагает принятие нормативно-правовых актов Правительства РФ, необходи-мых для реализации самого закона. Следовательно, до принятия соответствующих норма-тивно-правовых актов некоторые аспекты остаются до конца не урегулированными.
Законодательство России должно более эффективно обеспечивать правовую стабиль-ность, создавать благоприятные условия для торгово-экономических отношений, для чего необходимо привести его в соответствие с нормами международного права. Заключение ме-ждународных договоров и соглашений, направленных на формирование конкурентной среды в договаривающихся странах, имеет огромный положительный эффект для России, соответ-ствующие положения законодательства которой пока находятся в состоянии становления и нуждаются в заимствовании мирового опыта в данной сфере.
§1. Правовая природа, понятие и признаки недобросовестной конкуренции
Конкуренция является необходимым условием развития рыночной эконо¬мики, она спо-собна координировать экономическую деятельность без административного принуждения, что позволяет предпринимателям добиваться увеличения прибыли. Указанные обстоятель-ства свидетельствуют о несомненном преимуществе экономики, основанной на конкуренции субъектов предпринимательства.
Термин «конкуренция» происходит от латинского «concurre» - «бежать вместе». Когда речь идёт о конкуренции, под ней понимают соперничество в какой-либо области между от-дельными лицами, стремящимися к одной цели. В более широком смысле конкуренция – это борьба за наиболее выгодные и благоприятные условия существования индивида (п. 7 ст.4 ФЗ «О защите конкуренции»).
К признакам совершенной конкуренции относят:
- формирование потребительских предпочтений при однородном и однокачественном товаре на основании показателей и деловой репутации хозяйствующего субъекта;
- отсутствие запретов и ограничений, связанных с регистрацией товарных знаков и зна-ков обслуживания.
Названные признаки должны считаться необходимым условием для формирования ста-бильной рыночной экономики. Однако реальная экономическая действительность показы-вает, что в целях максимизации прибыли и повышения рентабельности производства пред-приниматели нередко прибегают к недобросовестной конкуренции, методы которой идут вразрез с деловыми обычаями и традициями.
Право на защиту от недобросовестной конкуренции в РФ базируется на конституцион-ном принципе запрета недобросовестной конкуренции: не допускается экономическая дея-тельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 2 ст. 34 Конституции ). Данное положение нашло своё дальнейшее развитие в ГК РФ, например в ст. 10 «Пределы осуществления гражданских прав», устанавливающей общий запрет использо-вания гражданских прав в целях ограничения конкуренции. Этот запрет подкрепляется, в свою очередь, ст. 1064 ГК РФ, устанавливающей общие основания ответственности за при-чинение вреда (деликтные обязательства). Кроме того, в ходе реформы отечественного кол-лизионного права в Раздел VI ч. III ГК РФ включена ст. 1222 «Право, подлежащее примене-нию к обязательствам, возникающим вследствие недобросовестной конкуренции». Статья является весьма заметной новеллой отечественного законодательства.
Россия относится к тем странам, где в отличие от континентальной системы права от-сутствует специальный законодательный акт о недобросовестной конкуренции
Содержание работы
Введение 3
§1. Правовая природа, понятие и признаки недобросовестной конкуренции 4
§2. Классификация форм недобросовестной конкуренции 7
§3. Методы недобросовестной конкуренции 13
Заключение 15
Библиография 17
Приложение №1 19
Приложение №2 22
Приложение №3 26
Использованная литература
- Нормативно-правовые акты
- Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосова¬нием 12 де-кабря 1993 (с изм. от 30.12.2008 №7-ФКЗ) // Российская газета. – 2009. – 21 января.
- Уголовный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон №63-ФЗ от 13 июня 1996 г. (в ред. ФЗ №253-ФЗ от 21 июля 2011 г.) // Собрание зако¬нодательства РФ, 17.06.1996, №25, ст. 2954.
- Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного ре¬гулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (в ред. ФЗ №369-ФЗ от 23.12.2010) // СЗ РФ, 04.01.2010, № 1, ст. 2.
- Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. ФЗ № 162-ФЗ от 27.06.2011) // СЗ РФ, 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3434.
- Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. №2300-1 «О защите прав потребите¬лей» (в ред. ФЗ № 242-ФЗ от 18.07.2011) // СЗ РФ, 15.01.1996, № 3, ст. 140.
- Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (в ред. ФЗ № 242-ФЗ от 18.07.2011) // СЗ РФ, 20.03.2006, № 12, ст. 1232.
- Парижская Конвенция по охране промышленной собственности. Публикация № 201 (R). – Женева: Всемирная организация интеллектуальной собственности, 1990.
- Учебная , монографии, статьи, диссертации
- Владимирова П.М. Правовое регулирование конкуренции в Российской Федера-ции: дис. канд. юрид. наук. – М.: 2007. – 188 с.
- Вознесенский Н.Н. Обязательства вследствие недобросовестной конкуренции в меж¬дународном частном праве: дис. канд. юрид. наук. – М.: 2008. – 209 с.
- Гукасян Л.Е., Серегин Д.И. Обзор некоторых дел по защите от недобросовестной кон¬куренции, рассмотренных федеральным антимонопольным органом // Вестник МАП Рос¬сии. – 2001. - №2. – С. 142.
- Гусакян Л.Е. Защита от недобросовестной конкуренции на товарных рынках Рос-сии // Законодательство, практика применения, комментарии. – М., 2001. – С. 68 – 70.
- Жалнина Е.А. Правовая охрана товарных знаков и право на защиту от недобросовест¬ной конкуренции: дис. канд. юрид. наук. – Москва, 2006. – 180 с.
- Зименкова О.Н. Правовое регулирование конкурентных отношений в России и за ру¬бежом: Дис. канд. юрид. наук. – М., 1984. – 192 с.
- Кондратовская С.Н. Правовые проблемы пресечения недобросовестной конкурен-ции на товарных рынках: Дис. канд. юрид. наук. – М.: 2005. – 177 с.
- Кулагин М.И. Предпринимательство и право: опыт Запада. – М., 1992.
- Новицкий И.Б. Принцип доброй совести в проекте обязательственного права. – СПб., 1996.
- Серегин Д.И. Недобросовестная конкуренция как правовая категория: дис. канд. юрид. наук. – М.: 2002. – 159 с.
- Следь Ю.Г. Ответственность за недобросовестную конкуренцию: уголовно-право-вой аспект // Законодательство и экономика. – 2007. - №1.
- Степанова М.М. Правовое регулирование конкуренции на современных товарных рынках: дис. канд. юрид. наук. – Москва, 2010. – 196 с.