Введение в специальность. Основные принципы федерального устройства
Реферат по предмету:
"Юриспруденция"
Название работы:
"Введение в специальность. Основные принципы федерального устройства"
Автор работы: Балашова Анастасия
Страниц: 20 шт.
Год:2009
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Актуальность настоящего исследования. Выбор темы настоящей работы обусловлен тем, что проблема федерализации всех сфер общественных отношений в Российском государстве поставлена на повестку дня как историческим развитием страны, так и насущными проблемами современного федеративного государства. Она также определяется необходимостью обобщения практики федерального устройства и правления в современной России с учетом отечественного и международного опыта федерализма.
Федерализм – федерация – федеративные отношения — это форма децентрализации государственной власти федеративного государства (федерации), предполагающая разграничение компетенции между органами государственной власти России и органами власти субъектов федерации. Субъекты федерации (штаты, земли, республики, области, провинции) — это составные части федеративного государства, в которых создаются органы законодательной и исполнительной власти (реже суды), действующие в соответствии с федеральными законами с учетом разграничения компетенции между федерацией и ее субъектами.
Объективная необходимость в теоретических и прикладных разработках вопросов, вызванных к жизни взаимоналожением федеративного и регионального, политического и национального, социального и экономического факторов, диктуется множеством явлений, злободневность которых не нуждается в специальной доказательной аргументации.
Российский ученый М.В. Столяров приводит список более 40 федераций, сложившихся к концу ХХ столетия . Властно-управленческие механизмы федерализма все чаще привлекают внимание руководства различных стран. Эксперты и ученые, занимающиеся историей и современными проблемами федерализма, рассматривают федералистские принципы как наиболее подходящую модель политической интеграции и общественной мобилизации в сфере государственного устройства и правления. Эти принципы способны обеспечить многообразие форм жизнедеятельности различных общностей в рамках единого политического пространства. В течение веков история политической мысли (особенно в Европе) была сосредоточена на проблеме образования единого национального государства.
Происходившие в последние годы изменения в федерализации и опыт субъектов РФ в повышении самостоятельности, формировании адекватных особенностям новой эпохи форм взаимодействия с федеральным центром нуждаются в комплексном изучении с учетом международной практики и традиций федеративности в России. Опыт федеративных и национальных отношений в Российской Федерации, накопленный в постсоветский период, уникален и своеобразен, что не может быть поставлен в один ряд с историей развития федеративности в Российской империи или опытом федеративного строительства в СССР, которые могут рассматриваться лишь в качестве общего исторического контекста федерализма в России.
Цель настоящей работы – исследование принципов федерального устройства.
Глава 1. Историография исследуемой проблемы
Принципиальное значение для исследования темы имеют работы ряда зарубежных ученых, внесших в разное время вклад в изучение и разработку теории и принципов федерализма. В западной литературе федерализм осмысливался с точки зрения политико-правового статуса, полномочий, компетенции и суверенитета федерации и ее составных частей. Так, Г. Елинек, П. Лабанда, В.Уиуллоуби, Т. Гоббс были убеждены, что суверенитетом обладает только федерация в целом. Их оппоненты М. Зайдель и Д. Кальхаун считали, что суверенитет принадлежит составным частям федерации, особенно в тех случаях, когда субъекты федерации наделялись конституцией правом выхода из союза.
Важные стороны федеративных отношений в зарубежных странах с учетом проблем этничности государственного единства и бюджетного федерализма освещались в работах Д. Элазара, И. Душачека, Р. Уатса и др.
В советский период большинство зарубежных авторов акцентировали свое внимание исключительно на особенностях советской модели федеративных отношений. Вопросы федерализма в период СССР в значительной степени освещались через призму национальных отношений и этнических проблем, о чем писали В.И. Ленин, А.В. Луначарский, И.В. Сталин.
В 1960-е гг. М.С. Джунусов предложил квалифицировать нацию как «социально-этническую категорию», считая этнический признак равноценным с признаком социальным
Анализ научной литературы постсоветского периода показывает, что вопросы государственного строительства новой России в контексте развития ее федеративных основ привлекли внимание ряда политиков, депутатов Госдумы, ученых правоведов, юристов, историков, политологов (И.П. Рыбкин, Ю.М. Лужков, Е.С. Строев, В.Ф. Шумейко, С.М. Шахрай, Р.И. Хасбулатов и др.). Многие из них, будучи политиками и активными участниками политико-правового государственного развития в 1990–2005-е гг., внесли вклад
Содержание работы
Введение 3
Глава 1. Историография исследуемой проблемы 5
Глава 2. Исторические принципы российского федерального устройства 9
Глава 3. Зарождение и развитие принципов федерального устройства 11
3.1. Дореволюционное развитие российского федерализма 11
3.2 Развитие российского федерализма в советский период 13
3.3 Развитие российской федерации в постсоветский период 14
Заключение 18
Список литературы 20
Использованная литература
- Опубликованные
- Федеральный закон «О принципах и порядке разграничения пред-метов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной вла-сти субъектов Российской Федерации» от 24 июня 1999г // Рос-сийская газета. 1999. 30 июня
- Концепция Государственной национальной политики Российской Федерации // Российская газета. 1996. 4 июня.
- Абдулатипов Р.Г., Михайлов В.А., Чичановский А.А. Националь-ная политика Российской Федерации: от концепции к реализации. М., 1997
- Аринин А.Н. Российская государственность и проблемы федера-лизма / Ин-т этнологии и антропологии РАН. М., 1997
- Аринин А.Н., Марченко Г.В. Уроки и проблемы становления рос-сийского федерализма. М., 1999
- Буренко В.И. Социальное регулирование политической власти: история идей и современные подходы. М., 2001
- Валентей С.Д. Федерализм: российская история и российская ре-альность. М., 1998
- Дробижева Л.М. Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 1990-х годов. М., 1994
- Золотарева М.В. Правовые основы федерализма. М., 2006
- Каменская Г.В. Федерализм: мифология и политическая практика. М., 1998
- Лысенко В.Н. Развитие федеративных отношений в современной России. М., 1996
- Медведев Н.П. Политическая регионалистика. М., 2005
- Мириханов Н.М. Новый курс российской власти. М., 2002;
- Мухаметшин Ф.Х. Республика Татарстан: от референдума до до-говора / Общ. ред. Г.А. Исаев, Р.Г. Фатыхов, И.Т. Тагиров. Казань, 1995;
- Мухаметшин Ф.Х., Исаев Г.А. Региональный политический про-цесс в федеративном и социологическом измерениях. Казань, 2002.
- Проблемы и перспективы развития Российского Федерализма: Первая Всерос. науч.-практ. конф., 19-20 января 1998 г. М.: Изд. Совета Федерации, 1998.
- Тишков В.А. Очерки теории этноса и политики этничности в Рос-сии. М., 1997
- Федерализм: глобальные и российские измерения: Междунар. на-уч.-практ. конференция, [6-8] сент. 1993 г. Казань, 1993
- Федерализм: Материалы рос.-америк. науч. конф., г. Вайоминг, 15-16 февраля 1996г., г.Саратов, 23-24 мая 1996 г./ Редкол.: Голуб Ю.Г., Долгов В.М., Дыльнов Г.В. Саратов. гос. ун-т, 1997
- Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М., 1997
- Шумейко В.Ф. Россия: от унитарного к федеративному государст-ву. М., 2006.