Конституционно-правовой статус конституционного собрания
Курсовая по предмету:
"Юриспруденция"
Название работы:
"Конституционно-правовой статус конституционного собрания"
Автор работы: Юлия
Страниц: 31 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Основой правопорядка может выступать только Конституция, но не решение большинства парламента, которое в условиях плюралистической демократии, составляющей одну из основ конституционного строя РФ, не всегда постоянно. Именно поэтому в самой Конституции было установлено, что она не может быть отдана на усмотрение Федерального Собрания в своих фундаментальных положениях, касающихся основ конституционного строя и прав человека, а также внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции. В частности, положения гл. 1 «Основы конституционного строя», гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» и гл. 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Это означает, во-первых, важную гарантию рационализирующей функции Конституции как способа установления адекватных потребностям демократического развития общества форм социального, экономического, политического и юридического бытия общества и ее стабильности, поскольку учредительная власть, т.е. власть, учреждающая Конституцию, остается за ее субъектом - многонациональным народом Российской Федерации, конституировавшим себя в качестве единой государственной гражданской нации, - и не может осуществляться Федеральным Собранием; во-вторых, пересмотр Конституции может вести к иному «наполнению» демократического правового государства с присущими ему верховенством права и гарантированными правами человека, но не к отказу от них, т.е. пересмотр Конституции никогда не может простираться до преодоления ее идентичности (соответствия реалиям социально-экономического, политического, духовного и правового развития общества, а также потребностям государственного существования многонационального народа РФ как единой государственной гражданской нации и общим для современного этапа цивилизационного процесса объективным закономерностям, в числе которых демократия, верховенство права, права человека и гражданина).
Если предложение о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Тем самым предусматривается возможность передачи учредительной власти конституанте, т.е. Конституционному Собранию, и определяется механизм такой передачи, в которой доминирующую роль играет парламент - представительный и законодательный орган РФ, что является гарантией эволюционного развития Конституции (в более широком социальном контексте - и общества и государства).
На основании изложенного, рассматриваемая в настоящей работе тема: «Конституционно-правовой статус Конституционного Собрания», является актуальной.
Вопросам состояния и развития конституционно-правового статуса Конституционного Собрания в целом не уделяется достаточное внимание в юридической литературе.
Так, многие общетеоретические аспекты проблемы формирования современной системы пересмотра Конституции в условиях построения правового государства специально рассматривались в работах: Е.И. Козлова, О.Е. Кутафина, Д.В. Гусева, А.П. Заеца, М.К. Кумышевой, СВ. Полениной, С.Л. Сергевнина, Н.В. Сильченко и др.
Однако, несмотря на то что отдельные стороны обозначенной темы получили определенное освещение в работах указанных авторов, существенные изменения основных характеристик внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции посредством созыва Конституционного Собрания требуют дальнейшего теоретического изучения, а именно: тенденций его развития, выяснения соотношения в нем федеральных и региональных начал, конституционно-правовых основ, некоторых других вопросов.
Целью работы является характеристика конституционно-правового статуса Конституционного Собрания Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить Конституционное Собрание как особый орган в системе государственных органов.
2. Проанализировать способ формирования, численность, рабочие органы и сроки деятельности Конституционного Собрания.
3. Рассмотреть полномочия Конституционного Собрания.
Структура работы состоит из введения, основной части (состоящей из трех глав, содержащих подразделы), заключения и списка использованной литературы.
В первой главе изучается Конституционное Собрание как особый орган в системе государственных органов, рассматривается порядок созыва такого Собрания и статус его членов.
Во второй главе анализируются способ формирования, численность, рабочие органы и сроки деятельности Конституционного Собрания.
В третьей главе рассматриваются полномочия Конституционного Собрания: порядок его работы и обеспечение деятельности.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации; федеральное конституционное законодательство; федеральное законодательство; подзаконные нормативно-правовые акты; практика Конституция Суда Российской Федерации.
При написании работы была также использована научно-методическая литература по общей теории права, конституционному праву, таких авторов как Курячая М.М., Козлова Е. И., Кутафин О. Е., Горбуль Ю.А. и др., статьи из изданий периодической печати.
1. Конституционное Собрание как особый орган в системе государственных органов
1.1. Созыв Конституционного Собрания
Конституция Российской Федерации 1993 г. принималась в условиях глубоких формационных преобразований во всех сферах жизни общества, и в этом смысле она выступала не своеобразным итогом экономического, социального, политического, духовного и юридического развития общества, а была моделью настоящего и будущего. В связи с этим перед авторами проекта Конституции стояли две разновекторные задачи: с одной стороны, предусмотреть возможность уточнения этой модели с учетом опыта и быстро меняющихся реалий социального и юридического развития, с другой - гарантировать стабильность конституционного строя России и составляющих его институтов.
При этом вторая задача воспринималась как более насущная, поскольку предыдущая Конституция в результате ее нарушений, считавшихся не только допустимыми, но и неизбежными, а также многочисленных и не всегда сочетавшихся между собой изменений и дополнений во многом стала беспредметной и не была способна обеспечить рациональность форм общественного бытия и их стабильность в условиях демократии. Устранение крайностей такого позитивистского формализма виделось помимо эластичности самой Конституции в установлении границ для ее изменений, по-разному определявшихся для фундаментальных положений Конституции, которые устанавливали основы конституционного строя России и права человека и гражданина и которые не могли изменяться парламентом, и иных ее положений, изменение которых возможно при условии соблюдения необходимого для изменения Конституции большинства в парламенте и согласия субъектов Федерации.
Содержание работы
Содержание
Введение…………………………………………………….……………....……..3
1. Конституционное Собрание как особый орган в системе
государственных органов……………………………………………….………..6
1.1. Созыв Конституционного Собрания………………...……………………..6
1.2. Статус членов Конституционного Собрания……………………………...11
2. Способ формирования, численность, рабочие органы
и сроки деятельности Конституционного Собрания………………………….16
3. Полномочия Конституционного Собрания……………………...…………..21
3.1. Порядок работы Конституционного Собрания……………..…………….21
3.2. Обеспечение деятельности Конституционного Собрания……………….25
Заключение…………………..……..…………………….....…………….……..28
Список литературы…………..……………………………..…………….……..31
Использованная литература
- I. Нормативно-правовые акты
- Конституция Российской Федерации // Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237.
- Федеральный закон от 4 марта 1998 г. № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 9 марта 1998. - № 10. - Ст. 1146.
- Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (с изменениями от 30 декабря 2006 г., 24 апреля 2008 г.) // Парламентская газета от 30 июня 2004. - № 117.
- Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 г. № 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изменениями от 18 марта 2009 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 февраля 1998. - № 7. - Ст. 801.
- Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. № 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (с изменениями от 29 декабря 2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 февраля 2002. - № 7. - Ст. 635.
- Проект федерального закона «О Конституционном Собрании» (внесен депутатом ГД С.А.Ковалевым). – СПС ГАРАНТ. -2010.
- II. Специальная
- Анисимов Л.Н. Конституционное право России: Учебно-методические материалы и программа. – М.: Юстицинформ, 2006. – 120с.
- Горбуль Ю.А. Проблемы совершенствования законотворчества в Российской Федерации // Журнал российского права. - 2009. - № 6. - С. 27.
- Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Л.В. Лазарева. – М.: Инфра-М, 2009. – 963с.
- Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. – М.: Юрист, 2008. – 695с.
- Конституционное право России: Учебник / Под ред. Г.Н. Комковой. – М.: Юристъ, 2008. – 799с.
- Конституционное законодательство России / Под ред. Ю. А. Тихомирова. - М.: Право, 2006. – 558с.
- Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. – М.: Эксмо, 2009. – 850с.
- Курячая М.М. Право на референдум в системе публично-политических прав граждан Российской Федерации. Монография. – М.: МГУ, 2007. – 185с.
- Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича. - М.: Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2008. – 620с.
- III. Судебная практика
- Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. № 2-П «По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательств Российской Федерации. - 1995. - №16. - Ст. 1708.