Оперативно розыскная деятельность
Реферат по предмету:
"Юриспруденция"
Название работы:
"Оперативно розыскная деятельность"
Автор работы: Юлия
Страниц: 26 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Категории этики, нравственные ценности всегда были и остаются исторически и социально обусловленными явлениями. Они воплощают в себе не только общечеловеческое, но и профессиональное содержание морального сознания. В них выражается внутренняя и внешняя культура человека. Нормы этики складываются из правил поведения и общения, принятых в данной социальной среде .
Как указывает Ю.В. Наумкин, сотрудник милиции зачастую оказывается первым предста¬вителем государственной власти, с которым сталкивается право¬нарушитель. Милиционер первым дает оценку антиобществен¬ным, безнравственным действиям и от имени государства применяет принудительные санкции к нарушителям общественного порядка, выполняя требования Закона. И только в случае без¬ошибочности этой оценки, вынесения ее в строгом соответствии с нормами права и морали деятельность сотрудника милиции отвечает своему высокому призванию .
Именно поэтому за нарушение нравственных норм общественное мнение осуждает сотрудников милиции значительно строже, чем лиц других профессий. Образованность, мастерство, профессио¬нальный опыт сотрудника лишь тогда приобретают подлинную ценность, когда они сочетаются с нравственной зрелостью и об¬разцовой культурой поведения.
Органам внутренних дел доверяются такие моральные ценно¬сти, как честь и достоинство человека, его доброе имя, свобода, а иногда и жизнь. Авторитет закона в значительной степени зависит от авторитета сотрудников ОВД, людей, олицетворяющих закон, от их профессионального мастерства и нравственных качеств, знания профессионального этикета и умения проявлять такт, тактичное, уважительное отношение к гражданам, окружающим. В этом заключается актуальность данной работы.
Цель данной работы – определить, в чем заключаются нравственные основы оперативно-розыскной деятельности.
Задачи данной работы: определить, в чем состоит становление этических основ ОРД; выяснить, каково нравственное содержание ОРД; определить, каковы нравственные отношения ОРД и государственной охраны.
1. Становление этических основ оперативно-розыскной деятельности
Этика – это философская наука, объектом изучения которой является мораль, ее развитие, нормы и роль в обществе. Этика является одной из наиболее древних теоретических дисциплин, возникших как часть философии. Для обозначения философского учения о морали и нравственности Аристотелем был предложен термин «этика» .
Как отрасль философии, этика призвана на теоретическом уровне решать вопросы морали и нравственности, возникающие перед человеком в его повседневной деятельности. Поскольку теоретическое знание имеет самое непосредственное отношение к практике, оно определенным образом обосновывает практическую деятельность человека.
Как и всякая наука, этика располагает богатым арсеналом категорий. Именно они наряду с законами, принципами, методами составляют основу содержания любой науки. Само слово «категория» греческого происхождения. Им обозначаются наиболее общие понятия, отражающие существенные стороны действительности .
Категории этики – это наиболее общие понятия, отражающие самые существенные стороны и элементы морали и составляющие теоретический аппарат этики как науки. Категории этики – это образования духовного, идеального порядка, которые существуют и оформляются на теоретическом уровне нравственного сознания. Они есть не что иное, как субъективное отражение нравственной стороны бытия, и представляют собой систематизированное, научно обоснованное, теоретическое знание о морали как социальном явлении .
Содержание работы
Содержание
Введение 3
1. Становление этических основ оперативно-розыскной деятельности 5
2. Нравственное содержание оперативно-розыскной деятельности 16
3. Нравственные отношения оперативно-розыскной деятельности и государственной охраны 19
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Введение
Категории этики, нравственные ценности всегда были и остаются исторически и социально обусловленными явлениями. Они воплощают в себе не только общечеловеческое, но и профессиональное содержание морального сознания. В них выражается внутренняя и внешняя культура человека. Нормы этики складываются из правил поведения и общения, принятых в данной социальной среде .
Как указывает Ю.В. Наумкин, сотрудник милиции зачастую оказывается первым предста¬вителем государственной власти, с которым сталкивается право¬нарушитель. Милиционер первым дает оценку антиобществен¬ным, безнравственным действиям и от имени государства применяет принудительные санкции к нарушителям общественного порядка, выполняя требования Закона. И только в случае без¬ошибочности этой оценки, вынесения ее в строгом соответствии с нормами права и морали деятельность сотрудника милиции отвечает своему высокому призванию .
Именно поэтому за нарушение нравственных норм общественное мнение осуждает сотрудников милиции значительно строже, чем лиц других профессий. Образованность, мастерство, профессио¬нальный опыт сотрудника лишь тогда приобретают подлинную ценность, когда они сочетаются с нравственной зрелостью и об¬разцовой культурой поведения.
Органам внутренних дел доверяются такие моральные ценно¬сти, как честь и достоинство человека, его доброе имя, свобода, а иногда и жизнь. Авторитет закона в значительной степени зависит от авторитета сотрудников ОВД, людей, олицетворяющих закон, от их профессионального мастерства и нравственных качеств, знания профессионального этикета и умения проявлять такт, тактичное, уважительное отношение к гражданам, окружающим. В этом заключается актуальность данной работы.
Цель данной работы определить, в чем заключаются нравственные основы оперативно-рзыскной деятельности.
Задачи данной работы: определить, в чем состоит становление этических основ ОРД; выяснить, каково нравственное содержание ОРД; определить, каковы нравственные отношения ОРД и государственной охраны.
1. Становление этических основ оперативно-розыскной деятельности
Этика это философская наука, объектом изучения которой является мораль, ее развитие, нормы и роль в обществе. Этика является одной из наиболее древних теоретических дисциплин, возникших как часть философии. Для обозначения философского учения о морали и нравственности Аристотелем был предложен термин «этика» .
Как отрасль философии, этика призвана на теоретическом уровне решать вопросы морали и нравственности, возникающие перед человеком в его повседневной деятельности. Поскольку теоретическое знание имеет самое непосредственное отношение к практике, оно определенным образом обосновывает практическую деятельность человека.
Как и всякая наука, этика располагает богатым арсеналом категорий. Именно они наряду с законами, принципами, методами составляют основу содержания любой науки. Само слово «категория» греческого происхождения. Им обозначаются наиболее общие понятия, отражающие существенные стороны действительности .
Категории этики это наиболее общие понятия, отражающие самые существенные стороны и элементы морали и составляющие теоретический аппарат этики как науки. Категории этики это образования духовного, идеального порядка, которые существуют и оформляются на теоретическом уровне нравственного сознания. Они есть не что иное, как субъективное отражение нравственной стороны бытия, и представляют собой систематизированное, научно обоснованное, теоретическое знание о морали как социальном явлении .
Центральными понятиями морального сознания и основными категориями науки этики с древнейших времен являются добро и зло. Они являются наиболее обобщенной формой оценки и разграничения нравственного и безнравственного в поступках отдельного человека, деятельности больших социальных групп, а также крупных исторических событий.
Добро (благо) отражает наиболее общие интересы, устремления, пожелания и надежды на будущее: то, что должно быть и что заслуживает одобреня. Добро раскрывается в нескольких различных, но тесно взаимосвязанных аспектах: добро как моральное качество поступка; добро как совокупность положительных принципов и норм морали; добро как нравственный мотив и нравственная цель поступка; добро (добродетель) как моральное качество человека, которое выражается в таких понятиях, как добросовестность, ответственность, единство слова и дела, и других.
Зло категория этики, противоположная добру. В нем обобщены представления о безнравственных поступках и человеческих качествах, заслуживающих морального осуждения. Это все то, что противостоит общественному и личному благу.
Имея много общего с категориями других наук, этические категории обладают и некоторыми особенными чертами.
Во-первых, они отражают ту сторону общественных отношений, которая связана с поведением людей, с их отношением друг к другу, к обществу, государству, семье, к коллективу с точки зрения добра и зла, долга, чести, справедливости. При этом они не всегда выступают в чистом виде, а переплетаются с категориями других наук, высвечивая в них именно нравственный аспект.
Во-вторых, категории этики носят оценочный, аксиологический характер. Их всегда можно оценивать с точки зрения добра и зла, хорошего или плохого, а сами они могут выступать формой этой оценки: человек долга, честный, порядочный, справедливый, ответственный или же наоборот непорядочный, бесчестный, беспринципный и так далее.
В-третьих, они являются средством регулирования взаимоотношений и поведения людей как определенная побудительная сила, выражая нравственные требования общества с позиций сущего или должного.
В-четвертых, авторитет и значимость категорий этики, равно как и всех других нравственных образований: принципов, норм, требований, правил и так далее, базируются на силе общественного мнения или самосознании личности.
В-пятых, в категориях этики и особенно в близких к ним понятиях морали в значительно большей степени, чем в категориях и понятиях других наук, выражена эмоциональная сторона общественных отношений.
Таким образом, категории этики объективны по содержанию и субъективны по форме. Объективность содержания означает, что в нем сконцентрировано то, что есть в реальной жизни и е зависит от сознания людей. Но оно, это содержание, может по-разному оцениваться людьми. Эта оценка зависит от целого ряда факторов: интеллектуального развития личности, ее нравственной культуры, а также от образа жизни, от принадлежности к определенной социальной группе.
В оперативно-розыскной деятельности как в зеркале преломляются этические категории: добро и зло, правда и ложь, агрессия и доброта, человеколюбие и жестокость. Сотрудникам милиции, участвующим в проведении оперативно-розыскной деятельности, каждый день, да что каждый день каждую минуту приходится делать выбор: как лучше поступить, как поступить правильнее, этичнее. В этом состоит этическая направленность оперативно-розыскной деятельности.
Справедливость категория морально-правового и социально-политического сознания, понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека .
В соблюдении норм этики проявляются именно те человеческие качества, ко¬торые каждый человек хотел бы видеть и чувствовать в других людях по отношению к себе. Иными словами, в нормах этики вопло¬щается нравственное требование справедливости. Именно в нормах этики человек постоянно, каждодневно, в самых различных си¬туациях усваивает на практике «золотое правило нравственно¬сти»: поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе.
Сотруднику органов внутренних дел необходимо стремиться к тому, чтобы высокая культура и строгое соблюдение законности стали его отличительной чертой. Для населения понятие «милиционер» должно быть неотделимо от представления о лучших человеческих качествах.
Принцип справедливости является важнейшим принципом профессиональной морали сотрудников правоохранительных органов. Справедливость не только принцип морали. Этот принцип охватывает практически все сферы человеческой деятельности и человеческих отношений и прежде всего помимо морали сферы права и политики. Как способ моральной регуляции принцип справедливости обязывает учитывать все аспекты деятельности индивидов: их социальное положение, заслуги, возрастные и физические возможности и устанавливать соответствие между практической деятельностью ндивидов и их социальным (и служебным) положением, между заслугами людей и их общественным признанием, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, правами и обязанностями, преступлением и наказанием. Несоответствие в этих отношениях воспринимается как несправедливость. Сотрудники органов, обладающие достаточным служебным опытом, прекрасно знают, что не наказание воспринимается преступниками болезненно, но несправедливость (в том числе и прямой обман, как один из ее видов).
Справедливость сотрудников органов внутренних дел должна проявляться при наложении штра¬фа или применении иной формы наказания в отношении нару¬шителя общественного порядка, правил дорожного движения и тому подобного, ибо в данном случае наказание не самоцель, а средство воспитания. Форма и размер наказания должны четко опреде¬ляться тяжестью поступка, личностью нарушителя, отношением его к содеянному и всей совокупностью обстоятельств, связан¬ных с данным нарушением. Если при этом имеются смягчающие вину обстоятельства, то они непременно должны быть приняты во внимание. Кроме того, сотрудник милиции обязан спокойно, вежливо и внятно объяснить нарушителю характер и тяжесть вины и показать (рассказать) возможные последствия наруше¬ния. Следует помнить, что сама беседа сотрудника милиции с нарушителем является эффективным средством воспитания, по¬этому, если нарушение незначительное, вполне правомерно и логично ограничиться замечанием.
Такие действия формируют у граждан убеждение в справед¬ливости наказания и недопустимости подобных проступков. В противном случае наложение наказания будет расценено как проявление самодурства и придирчивости сотрудника и не ока¬жет воспитательного воздействия, а только вызовет чувство недовольства и раздражения. Следует твердо помнить, что, хотя сотрудник милиции должен быть принципиальным в вопросах охраны общественного порядка, это не означает, что к любому нарушению он должен подходить с максимальной строгостью .
Любой промах в работе сотрудника, случай недостойного по¬ведения, некультурности и невежливости тотчас могут получить довольно широкий резонанс и, энергично обрастая слухами и домыслами, вызвать у людей искаженное представление о дея¬тельноти правоохранительных органов, сильно подорвать авто¬ритет конкретного подразделения, УВД.
Использованная литература
- Гегель Г.В. Философия права. Соч. Т. 7. М.-Л., 1934.
- Кант И. Критика практического разума // Соч. в 6 т. Т. 4. Ч. 1. М., 1965.
- Кобликов А.С. Юридическая этика. Учебник для вузов. М.,1999.
- Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов. Под ред. Г.В. Дубова, А.В. Опалева. М., 1999.
- Психология. Педагогика. Этика. Учебник под ред. Ю.В. Наумкина. М., 1999.
- Словарь по этике. Под ред. И.С. Кона. М., 1981.
- Столяренко А.М. Юридическая педагогика. Курс лекций. М., 2000.
- Федоренко Е.Н. Профессиональная этика. Киев, 1983.
- Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991.
- Этикет и такт сотрудника милиции. Учебное пособие. М., 1977.