Сущность, социальное значение и классификация функций государства.
Курсовая по предмету:
"Право"
Название работы:
"Сущность, социальное значение и классификация функций государства."
Автор работы: Ольга
Страниц: 26 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение.
Понятие функция государства одно из фундаментальных в теории государства, характеризующих деятельную сторону государства. При этом оно является весьма сложным. Многие вопросы, связанные с ним, остаются нерешенными или их решение вызывает сомнения. В частности, таким вопросом является определение функции государства
Необходимо отметить, что само понятие функция может иметь различные значения. Так в философской литературе под функцией принято рассматривать внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений . В математике и логике функция трактуется как некоторое правило, закон, дающий возможность каждому элементу множества М, под которым понимается область значений независимого переменного х, ставить в соответствие определенный элемент множества М, под которым понимается область значений зависимого переменного у .
Применительно к юридической науке термин, а вместе с ним и понятие «функция» приобретают несколько иной смысл и значение.
В настоящей работе предлагается более подробно рассмотреть вопрос о сущности функций государства и их значении.
1. Понятие функций государства.
В юридической литературе нет единства мнений в отношении понятия функция государства. Наиболее распространено понимание функции государства как основного (главного) направления его деятельности, в котором выражается сущность и социальное назначение государства. Так, Н.В. Черноголовкин в своей работе Теория функций социалистического государства отмечает следующее: Разумеется, отдельные определения функций государства имеют особенности и различия в частностях. Однако они совпадают в главном в понимании функций государства как основных направлений в содержании его деятельности, определяемых задачами государства . Из данной формулировки следует, что деятельность государства расчленяется на определенные стороны, направления, каналы, по которым растекается политика государства . При этом правильный подход при анализе функций любого государства заключается в том, что при установлении его функций необходимо выявлять не все направления его деятельности, а только такие из них, без которых данное государство на данном историческом этапе либо на всем протяжении своего развития обойтись не может . Таким образом, подчеркивается, что термин функция государства обозначает лишь основные, главные направления деятельности государства, в которых проявляется его социальное назначение.
Есть и иные подходы к пониманию функции государства. При этом аргументация, почему не следует рассматривать функции государства как направления его деятельности, у разных исследователей неодинакова. Так, например, Д.Ю. Цивалидзе отмечает, что, если функции это только направления деятельности государства, то можно говорить лишь о сохранении или изменении этих направлений, но не о развитии функций , а следовательно, более правильно рассматривать функции государства как элементы содержания его многогранной деятельности , ибо только при таком подходе, на его взгляд, уместно говорить о развитии функций государства. Однако при таком понимании фактически происходит отождествление функций государства с его деятельностью. Например, Л.И. Каск в своем труде Функции и структура государства утверждает, что при такой трактовке данного понятия разница между функциями государства и его деятельностью в лучшем случае оказывается только количественной: функции это хотя и основные (или главные) направления, но все-таки лишь направления деятельности государства. А если так, то вряд ли есть необходимость вводить в научный оборот новый термин, не имеющий качественно самостоятельного содержания . После некоторых рассуждений Л.И. Каск приходит к выводу, что более правильной представляется позиция тех авторов, которые под функциями государства понимают именно содержание его деятельности.
Наличие различных точек зрения и подходов к рассмотрению и определению функций государства является вполне естественным и понятным имея в виду сложность и многогранность рассматриваемой материи. В теоретическом и практическом плане, однако, было бы более оправданным и конструктивным сосредоточиться не на анализе различных представлений и воззрений, а на выделении и рассмотрении общих черт и особенностей самих функций государства.
Итак, функции государства - это основное направление деятельности государства, в котором выражается сущность и социальное назначение государственного управления обществом. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены.
1.1 Общие черты и особенности функций государства.
Среди общих черт и особенностей функции государства как явлений, выделяющих их среди других государственных и негосударственных явлений, необходимо указать прежде всего на следующие.
Функции государства имеют комплексный, синтезирующий характер. Как основные направления деятельности государства, они никогда не отождествляются и не могут отождествляться с самой деятельностью или отдельными аспектами деятельности государства. Содержание каждой функции складывается из множества однородных и однопорядковых аспектов деятельности государства.
Однако это не механическое, и тем более не стихийное и не автоматическое сложение. За им всегда стоит осознанная, целенаправленная деятельность различных государственных органов, всего государственного аппарата. В политических и государственных системах, построенных на однопартийной основе, как это было, например, в СССР, координирующую и направляющую деятельность обычно выполняют стоящие у власти политические партии .
По своему характеру, содержанию и назначению функции государства никогда не бывают социально выхолощенными, нейтральными. Они всегда выражают и отражают социально-классовую сущность и содержание конкретного государства. В них неизменно проявляется та реальная, социально обусловленная и ориентированная роль, которую выполняет государство в процессе решения задач развития экономики, общества и самого государства.
Речь идет при этом не только о государствах различных типов, существующих в условиях различных общественно-экономических формаций. Речь идет также и об однотипных государствах, но отличающихся друг от друга различной экономической и социально-политической ролью, различной степенью вмешательства в решение вопросов экономики и общества.
В функциях государства прослеживается прямая связь не только с социально-классовой сущностью и содержанием государства, но и с его непосредственными, стоящими перед ним на том или ином этапе его развития основными целями и задачами. Характер функций определяется не только типом государства, его социально-классовой природой, сущ¬ностью и назначением, но и особенностями стоящих перед ним целей и задач. Приоритетность и масштаб реализации первых в значительной мере обусловливается важностью и масштабностью последних. Функции как средства достижения целей и решения основных государственных задач во многом зависят и определяются характером этих самых целей и задач.
Так, в условиях войны или надвигающегося военного кризиса, когда перед государством и обществом стоят задачи защиты страны от нападения извне, на первый план выступает функция обороны. Ее приоритетность в этот период не подлежит сомнению. В период же экономическо¬го спада, а тем более экономического кризиса, когда решаются задачи стабилизации экономики и ее подъема, на первом плане в силу самих объективных обстоятельств оказываются экономические функции.
Функции государства не следует отождествлять с функциями его отдельных органов или же государственных организаций. Функции последних хотя и имеют в большинстве своем немалую значимость для жизни общества и государства, но тем не менее они обладают, по сравнению с функциями всего государства, относительно узким, локальным характером.
Если функции государства охватывают собой всю его деятельность в целом, активность всего государственного аппарата или механизма, то функции отдельных органов распространяются лишь на часть его, охватывают собой деятельность лишь отдельных его частей.
Функции государства отличаются своими методами и формами осуществления и не смешиваются со сферами их приложения.
В соответствии с теми целями и задачами, которые стоят перед государством на том или ином этапе его развития, при осуществлении своих функций государство может использовать и использует методы поощрения, убеждения или же, при необходимости, принуждения.
Основными правовыми формами деятельности государства при этом является законодательная (правотворческая) исполнительно-распорядительная и правоохранительная.
Что же касается сфер приложения функций государства, то они далеко не всегда совпадают друг с другом. В одной и той же сфере деятельности государства может осуществляться несколько функций, и наоборот, одна и та же функция может проявляться в нескольких сферах жизни общества.
Содержание работы
Введение 3
1. Понятие функций государства 4
1.1 Общие черты и особенности функций государства. 7
2. Критерии классификации функций государства.. 11
2.1 Внутренние функции государства. 16
2.2 Внешние функции государства.. 18
3. Формы и методы осуществления государственных функций
21
Заключение..... 24
Список использованной литературы и источников. 25
Приложение. 26
Использованная литература
- Список использованной литературы и источников:
- Денисов А.И. Сущность и формы государства. М., I960. С. 9-10; Каск Л.И. Функции и структура государства. Л., 1969.
- Марченко М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2001.
- Основы государства и права под ред. акад. Кутафина А. В. М.: Юрист, 1997.
- Теория государства и права. Учебник / С.С. Алексеев, С.И. Архипов, В.М. Корельский и др.; под ред. С.С. Алексеева. М., 1998.
- Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. В.М. Корельский, В.Д.Перевалов. изд. УРГЮА, 1996.
- Теория права и государства. Учебник / Под ред. Проф. В.В. Лазарева. 2-е, перераб. И доп. Изд-е. М.: Право и закон, 2001.