Сотрудничество государств в области образования, науки и культуры в рамках ЮНЕСКО
Дипломная по предмету:
"Международное право"
Название работы:
"Сотрудничество государств в области образования, науки и культуры в рамках ЮНЕСКО"
Автор работы: Юлия
Страниц: 70 шт.
Год:2009
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Актуальность темы дипломной работы определяется особенностями современного этапа международных отношений, который характеризуется бурным развитием глобализации в различных областях жизнедеятельности человека, в том числе гуманитарной. Именно в этом контексте значение миссии ЮНЕСКО в современном мире существенно возрастает, поскольку именно в сферах международного сотрудничества, затрагивающего интеллектуальный и духовный мир человека, лежат долгосрочные, стратегические ответы на многие вызовы XXI столетия.
В современных условиях, характеризующихся увеличением числа межкультурных конфликтов, углубляющимся разрывом между развитыми и развивающимися странами, усилением военной мощи государств, особенно актуальным, по мнению исследователей , представляется тезис о том, что сегодня необходим новый взгляд на фундаментальную идею основателей ЮНЕСКО − об укреплении мира в умах людей . К тому же очевиден тот факт, что формирование диалога и развитие межгосударственного сотрудничества невозможно без отказа от стереотипа войны и насилия, доминирования отдельно взятой цивилизации в ущерб развитию других.
Сегодня сама ЮНЕСКО, в соответствии с Уставом которой основной задачей организации является содействие укреплению мира и международной безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения и справедливости, стоит перед лицом серьезных вызовов, связанных с особенностями современных международных отношений и сложными внутренними процессами.
Актуальность темы находит свое выражение также в том, что в контексте современных международных отношений сотрудничество России с ЮНЕСКО представляет значительный интерес, в его основе заложен огромный потенциал.
Объектом исследования является структура и механизм функционирования ЮНЕСКО.
Предметом исследования становится анализ содержания и основных направлений деятельности ЮНЕСКО в контексте современных международных отношений.
Цель работы состоит в изучении институциональных и функциональных аспектов деятельности ЮНЕСКО, определение функций Организации в условиях современных международных отношений и перспектив ее деятельности в системе ООН.
В соответствии с целью исследования были поставлены и решались следующие задачи:
− исследовать концептуальные основы создания Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры;
− охарактеризовать состав, функции и задачи структурных органов ЮНЕСКО;
− изучить приоритетные направления деятельности ЮНЕСКО и программы ЮНЕСКО;
− оценить современные представления о практической деятельности ЮНЕСКО в сфере образования, науки и культуры;
− рассмотреть основные направления деятельности и роль ЮНЕСКО в сфере образования, науки и культуры;
− в заключении подвести итоги.
Содержание работы
Содержание:
Введение 3
Глава 1. История создания Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры 6
1.1. Концептуальные основы создания ЮНЕСКО 6
1.2. Подготовительная работа по созданию ЮНЕСКО в годы второй мировой войны 10
1.3. Лондонская конференция 1945 г. и принятие Устава ЮНЕСКО 12
Глава 2. Структура ЮНЕСКО и приоритетные направления ее деятельности 20
2.1. Структурные органы ЮНЕСКО: состав, функции и задачи 20
2.2. Национальные комиссии и их место в системе органов ЮНЕСКО 26
2.3. Приоритетные направления деятельности ЮНЕСКО и программы ЮНЕСКО 28
Глава 3. Практическая деятельность ЮНЕСКО в сфере образования, науки и культуры 41
3.1. Роль ЮНЕСКО в становлении права на образование и борьба с дискриминацией в сфере образования 41
3.2. Основные направления деятельности ЮНЕСКО в сфере науки 48
3.3. Основные направления деятельности ЮНЕСКО в сфере культуры и охрана культурного и природного наследия 55
Заключение 61
Библиографический список использованной литературы 64
Приложение 68
Использованная литература
- Специальная :
- Белекова А.Т. Проблемы и перспективы деятельности ЮНЕСКО в контексте современных международных отношений. Автореферат дис канд. полит. наук. М., 2008.
- Белекова А.Т. Миссия ЮНЕСКО в современном мире. Известия Алтайского Государственного Университета. 4/3. 2007.
- Белекова А.Т. Основные направления деятельности ЮНЕСКО на современном этапе / Вестник Томского Государственного Университета. - № 305. декабрь 2007.
- Бородько М.В. ЮНЕСКО: история создания и современная структура / М.В. Бородько // Педагогика. 2000. № 2.
- Бывшие Генеральные секретари ООН. Хавьер Перес де Куэльяр (Перу) (19821991 гг.) [Электронный ресурс] // http://www.un.org.
- Всемирный Саммит по информационному обществу. Сборник материалов. − М.: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» (корректура и электронное издание), 2007.
- Горячев Ю.А. Московская школа и ЮНЕСКО. − М.: Издательский дом «Этносфера», 2008.
- Гутман С. Образование в информационном обществе. Издание ЮНЕСКО для Всемирного Саммита по информационному обществу. Изд-во «Российская национальная библиотека», СПб, 2004.
- Дипломатия и культура: материалы научной конференции. Москва, 4 июня 2002 г. / отв. ред. К.М. Долгов; Дипломатическая академия МИД России. М., 2003.
- Европейское международное право / отв. ред. М.Ю. Колосов, Э.С. Кривчиков, П.В. Саваськов. − М.: «Международные отношения», 2005.
- «Курьер ЮНЕСКО». 1985. Ноябрь.
- Ляшенко М.А. Политика и деятельность ЮНЕСКО в области образования: Вторая половина XX века : автореферат дис. канд.ист. наук / Моск. гуманитар.- соц. акад. М., 2001.
- Международное публичное право: учеб. / Л. П. Ануфриева, отв. ред. К. А. Бекяшев. − 4-е изд., перераб. и доп. − М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
- Международные организации и программы в области развития ИКТ. // Фонд экономических исследования «Новая экономика», 2002.
- Международные нормативные акты ЮНЕСКО: Конвенции, соглашения, протоколы, рекомендации, декларации / сост. И.Д. Никулин; Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. М., 1993.
- Наука в информационном обществе. Издание ЮНЕСКО для Всемирного Саммита по информационному обществу. Изд-во «Российская национальная библиотека», СПб, 2004.
- Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Руководство Генеральной конференции. Франция, типография ЮНЕСКО, 2002.
- Основные документы. Руководство Генеральной конференции и Правила процедуры Исполнительного совета. ЮНЕСКО, Париж, 2000.
- Ройтер В. ЮНЕСКО: Цели, структуры, деятельность. Хроника, факты, цифры / В. Ройтер, К. Хюфнер. М., 2002.
- Россия − ЮНЕСКО. Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. Вестник, октябрь, 2006.
- Скачков А.С. Политика ЮНЕСКО в сфере развития современных мировых культур: автореферат дисканд. полит. наук / Дипломатическая академия МИД России. М., 2007.
- Снытко Н.И. О сохранении культурного наследия. Материалы Международной конференции «Конвенции ЮНЕСКО в области охраны культурного наследия и национальное законодательство государств-участников СНГ». Минск, 2007.
- Среднесрочная стратегия ЮНЕСКО. 20082013 гг. Париж, 323 ноября 2007 г. [Электронный ресурс] // http://www.unesco.org.
- Современные международные отношения и мировая политика. / А.В. Торкунов, И.Г. Тюлин, А.Ю. Мельвиль и др. отв.ред. А.В. Торкунов. М., Просвещение, 2004.
- Уранов Г.В. ЮНЕСКО: к 40-летию деятельности. М., 1986.
- ЮНЕСКО и Россия / Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. М., 2005.
- Article V of the World Declaration on Education for All: Meeting Basic Leaning Needs, World Conference on Education for All, Jomtien, Thailand, 5−9 March.
- Bekri C. LUNESCO: Une enterprise erronee? P., 1991.
- Delors Jacque. Learning: The Treasure Within. Report to UNESCO of the International Commission on Education for the Twenty-first Century. UNESCO Publishing, 1996.
- Matsuura Koichiro. UNESCO: Factor of hope / Koichiro Matsuura. UNESCO Press, 2005.
- Millennium Summit, New York, 6−8 September. 2000.
- Pompei G.F. Historique de lOrganisation // Dans lesprit des hommes. P., 1972.
- UNESCO, Address by Коiсhirо Matsuura at the Special Session on the Global Digital Divide Initiative, annual meeting of the World Economic Forum, Davos, Switzerland, 29 January 2001.