Конституционное право зарубежных стран.
Контрольная по предмету:
"Конституционное право"
Название работы:
"Конституционное право зарубежных стран."
Автор работы: Ольга
Страниц: 10 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Парламент Франции также состоит из двух палат: Национального собрания и Сената. Национальное собрание нижняя палата, состоит из 579 депутатов избираемых на 5 лет прямым голосованием по мажоритарной системе абсолютного большинства в первом туре и относительного во втором. Сенат состоит из 321 члена избираемых на 9 лет при этом обновляется на одну треть каждые три года. Сенаторы представляют территориальные коллективы Франции (регионы, департаменты и коммуны). Сенат избирается путем косвенных выборов избирательными коллегиями, включающими депутатов советов регионов и департаментов, а также представителей советов коммун. Таким образом, сходные черты организации парламента США и Франции состоят в том, что парламент является двухпалатным, при этом одна из палат представляет все население страны в целом, а другая административно территориальные единицы. Различия состоят в способе формирования: США обе палаты избираются на основе прямых выборов, Франция нижняя палата избирается на основе прямых выборов, верхняя косвенных. Также различается и количество избираемых лиц в каждой из палат, и сроки избрания.
В составе палат Парламента Франции образуется бюро, в состав которого входят: председатель, его заместители, секретари и квесторы. Также образуются постоянные и специальные комиссии, рассматривающие законопроекты. Основная функция парламента законодательная. Парламент Франции принимает обыкновенные, органические (по вопросам, указанным в конституции) и конституционные (изменяющие конституцию) законы. Компетенция парламента, является ограниченной, он может решать только те вопросы, которые прямо указаны в Конституции (для Конгресса США такого ограничения нет).
Содержание работы
Взаимоотношения президента с парламентом в США и Франции: сравнительный анализ.
При характеристике форм правления США и Франции, то есть при рассмотрении способов организации органов государственной власти, различных форм их взаимодействия друг с другом в литературе отмечается, что форма правления США это президентская республика, форма правления Франции смешанная президентско-парламентская республика. К такому выводу можно прийти, рассматривая основные принципы организации и взаимодействия высших органов государственной власти Парламента, Президента, Правительства. Взаимоотношения парламента как законодательной ветви власти и Президента как представителя исполнительной ветви власти в республиках такого типа имеет как различия, так и сходные черты. Основные положения, регламентирующие порядок организации и деятельности данных органов власти содержатся в конституциях государств, соответственно в Конституции США 1787 года и Конституции Франции 1958 года.
Основным вопросом при рассмотрении взаимодействия тех или иных органы власти является вопрос о том, какие предоставлены возможности для одного властного органа по контролю за деятельностью другого органа _в данном случае президента и парламента). Иными словами как в государстве действует так называемая «система сдержек и противовесов» - система взаимного контроля за деятельностью ветвей власти. Для характеристики и сравнения взаимоотношений президента и парламента в США и Франции необходимо также рассмотреть особенности формирования и основные полномочия данных органов.
Конституция США устанавливает, что все законодательные полномочия предоставляются Конгрессу Соединенных Штатов, который состоит из Сената и Палаты представителей. Палата представителей избирается на два года в составе 435 депутатов по одномандатным округам с использованием мажоритарной системы относительного большинства (обычно баллотируются два кандидата: от Демократической и Республиканской партий). Избранными могут быть только граждане США, достигшие 25 лет, состоящие в гражданстве США не менее семи лет и проживающие в том штате, где они баллотируются п избирательному округу. Сенаторы избираются сроком на шесть лет, по два от каждого штата по мажоритарной системе относительного большинства (обычно баллотируется список из двух лиц от Демократической и такой же список от Республиканской партии). Для избрания сенатором необходимы 30-летний возраст, состояние в гражданстве США не менее девяти лет, проживание в штате, от которого он избирается. Срок полномочий каждого сенатора составляет 6 лет, но каждые 2 года Сенат обновляется на одну треть. Таким образом, обе палаты парламента избираются в США путем прямого голосования, но нижняя палата представляет все население США, а верхняя палата соответственно штаты. Палату представителей возглавляет избираемый палатой спикер, а Сенат Вице-президент. В каждой палате действуют постоянные и специальные комитеты, которые создаются по основным отраслям и сферам управления. Кроме того, обеими палатами создаются объединенные и согласительные комитеты. К полномочиям Конгресса относятся: принятие законов, установление и взимание налогов, принятие решений о займах, об уплате государственного долга, регулирование денежного обращения, регулирование вопросов банкротства, торговли, установление единицы мер и весов, регулирование почтовых служб, обеспечение обороны, объявление войны и т. д. Главной функцией Конгресса является принятие законов. В законодательном процессе палаты равноправны, законопроект может быть внесен в любую из палат. Закон считается принятым в том случае, если за него проголосовало большинство депутатов каждой из палат в идентичной редакции. Для преодоления разногласий по законопроекту палатами создаются согласительные комитеты. Таким образом, закон может быть принят только при совместном решении обеих палат (институт преодоления вето верхней палаты нижней в США отсутствует).
Использованная литература
- Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. проф. В.В. Маклаков - 2-е изд., ис-прав. и доп.- М.: Издательство БЕК, 2000. - 584 с.
- Конституционное (государственное) право зарубежных стран /отв.ред. Б.А. Страшун Т. 3. Особенная часть: страны Европы. М.: Бек, 1997. 618 с.
- Конституционное (государственное)право зарубежных стран /отв.ред. Б.А. Страшун Т. 3. Особенная часть. М.: Норма, 2001. 560 с.
- А.А. Мишин Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. - М.: Белые альвы, 1996. - 400 с.
- Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М.: Юристъ, 1999. 568 с.