Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Юридические --> Конституционное право --> Институт гражданства РФ: общая характерстика, принципы.

Институт гражданства РФ: общая характерстика, принципы.

Москва

Курсовая по предмету:
"Конституционное право"



Название работы:
"Институт гражданства РФ: общая характерстика, принципы."




Автор работы: Ольга
Страниц: 46 шт.



Год:2007

Цена всего:1490 рублей

Цена:2490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы не вызывает сомнений. Важнейшей юридической предпосылкой правового положения личности в обществе является состояние гражданства. Право человека на гражданство является одним из важнейших неотъемлемых прав, основа правового положения личности как внутри любого государства, так и в международном общении. Только посредством гражданства возникает прочная и устойчивая в пространстве и времени правовая связь между государством и отдельным лицом, дающая лицу и государству право на полное использование всех преимуществ, вытекающих из их взаимных прав и обязанностей. Только на основе гражданства определенного государства отдельное лицо может воспользоваться максимальным объемом прав, гарантируемых этим гражданством как внутри государства, так и в международном общении.

Институт гражданства выполняет двоякую социально-юридическую функцию: являясь средством и способом защиты прав человека, он, вместе с тем, выступает институтом защиты интересов государства. Каждое государство, руководствуясь принципом суверенитета, для обеспечения исполнения своих функций требует от лица, находящегося - это на территории, соблюдения установленных правил поведения и исполнения обязанностей. Для человека обладание гражданством государства служит гарантией полного распространения на него юрисдикции данного государства, обеспечение возможности реализации им своих прав, законных интересов, защиты от неправомерных действий других лиц.

Все большую актуальность вопросы гражданства приобретают в связи с проблемой глобализации общественных отношений. Миграция рабочей силы между государствами, ведущая к значительному увеличению численности эмигрантов, необходимость интеграции лиц, постоянно проживающих в стране, растущее число браков между лицами, имеющими разное гражданство, свобода передвижения между государствами - подобные проблемы являются общими для многих государств, в связи с чем, в международном праве и в конституционном праве постоянно проводится работа по регламентации вопросов гражданства.

Проблемам, связанным с правовым регулированием вопросов гражданства, посвящены труды многих авторов: С.А. Авакьяна, А.С. Автономова, А.М.Арбузкина, С.Н. Бабурина, М.В. Баглая, И.Н. Барцица, Г.В. Барабашева, А.А.Белкина, Н.А.Богдановой, М.М. Богуславского, Н.С. Бондаря, Ю.Р. Боярса, Р.Ф. Васильева, Л.Д.Воеводина, Н.В.Витрука, Л.М. Карапетяна, А.И. Ковлера, Е.И.Колюшина, О.Е.Кутафина, Е.А.Лукьяновой, В.О.Лучина, Г.В. Мальцева, М.Н. Марченко, О.О.Миронова, Е.С.Смирновой, Б.А. Страшуна, Ю.А.Тихомирова, Б.Н. Топорнина, СВ. Черниченко, В.С.Шевцова и др. и др.

Объектом исследования в данной работе являются конституционно-правовые основы института гражданства Российской Федерации. Предмет исследования нормы конституционного права, доктринальные источники, судебная практика.

Целью исследования вступает анализ института гражданства, для чего поставлены задачи:

- изучить историю развития законодательства о гражданстве;

- уточнить понятие «гражданства»;

- рассмотреть источники правового регулирования вопросов гражданства;

- проанализировать принципы гражданства;

В качестве методов исследования применялись исторический, формально-логический и системный методы научного познания. Теоретические выводы проиллюстрированы примерами из судебной практики.

По структуре работа состоит из двух глав, разбитых на параграфы, введения, заключения и списка литературы.

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСТВА Ф

1.1. История развития законодательства о гражданстве

Гражданство было известно уже в рабовладельческую эпоху, когда гражданами могли быть, разумеется, только свободные люди. В период феодализма существовал главным образом институт подданства, означавший не просто подвластность населения монарху, но и феодальную зависимость от него. В конституционном государстве институт гражданства, заменивший прежнее подданство, стал одним из проявлений принципа равноправия всех членов общества.

Приобретение гражданства (подданства) по рождению известно с глубокой древности, хотя и тогда не везде это был единственный способ пополнения числа граждан. Например, в граждане Древих Афин периодически принимали метэков - постоянно проживающих на территории Афинского полиса апатридов и иностранцев, выполняющих определенные обязанности перед государством (служба в армии, уплата налогов и пр.). Даже в Спарте, где особенно ревностно следили за приобретением (преимущественно по рождению) и сохранением (при условии внесения взносов на совместные трапезы - сисситии) статуса полноправного гражданина - спартиата, допускалось, главным образом, в позднейший период существования этого государства, включение в число граждан лиц, принадлежащих к иным (нежели спартиаты) группам населения, постоянно проживающим на территории Спарты .

Термин «гражданство» произошел от слов «город», «горожанин». В английском языке - city - citizenship. В немецком языке Burger это не только гражданин, но и городской житель. Объяснение видится в том, что первые республики заимствовали опыт самоуправляющихся городов.

Само по себе закрепление за собой населения достаточно для государства на ранних стадиях развития. С началом формирования правовых государств, гражданство, прежде всего, стало увязываться с наделенностью политическими правами. Гражданами признавались только те из поданных, которые прямо или косвенно могли принимать участие в управлении страной. Не только иностранцы не могли быть гражданами, но и не все поданные обладали правами граждан. В наше время кроме политических гражданин обязательно имеет и другие «неполитические» права, «негражданам» предоставляется возможность влиять на политическую ситуацию, хоть и на муниципальном уровне, а «гражданство» и «подданство» стали практически синонимами, если не брать во внимание их традиционное употребление в зависимости от формы правление государства. Такое «осовременивание» гражданства, впрочем, не дает оснований усомниться в том, что стержнем гражданства является определение физического лица как соучастника осуществления политической власти в стране .

Современное понимание института гражданства сложилось в эпоху буржуазных революций. Поворотным событием новой истории стала Великая Французская революция. Проводимое в Декларации 1789 г. различие между правами человека и правами гражданина, по сути дела, означает различие между человеком вообще как частным человеком (членом гражданского общества) и политическим человеком гражданином государства, членом политического государства. Различие прав человека и прав гражданина в конкретно-историческом плане подразумевает послефеодальную, буржуазную ситуацию разграничения и относительно самостоятельного бытия экономических и политических отношений, сфер частного и публичного права, словом - различие гражданского общества и государства .

В Российской империи подданные подразделялись на несколько разрядов с особым правовым статусом: а) природные подданные, в составе которых, в свою очередь, выделялись: а) дворяне (потомственные и личные); б) духовные лица (делились по вероисповеданиям); в) городские обыватели (разбивались на группы: почетные граждане, купцы, мещане и цеховые); г) сельские обыватели; д) инородцы (евреи и восточные народы); е) финляндские обыватели.

Наиболее существенные изменения института в России связаны с установлением в стране Советской власти. После революции 1917 г. было упразднено понятие «подданный», характерное для государств с монархической формой правления, которое было заменено понятием «гражданин». Особенности политического, экономического строя Советского государства привели к тому, что правовая категория «гражданство» рассматривалась не просто как политико-правовая связь лица с государством, а как привилегия, которая предоставлялась Советским государством. Институт гражданства в советский период истории нашей страны рассматривался как одно из средств, которым Советская власть пользовалась для своего укрепления, а также для защиты от внутренних и внешних врагов.

Первым актом Советской власти по вопросам гражданства был Декрет ВЦИК об уничтожении сословий и гражданских чинов от 11 (24) ноября 1917 г. В нем провозглашалось, что все существовавшие доныне в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, все гражданские чины, всякие звания (дворянина, купца, мещанина и т.д.), титулы и наименования гражданских чинов уничтожаются, и устанавливается одно общее для всего населения России наименование гражданин Российской Республики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСТВА Ф 5

1.1. История развития законодательства о гражданстве 5

1.2. Понятие гражданства 12

1.3. Международные и национальные источники правового регулирования вопросов гражданства 18

1.4. Двойное гражданство 22

ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСТВА 29

2.1. Принцип единства и равенства. Запрет дискриминации 30

2.2. Сохранение гражданства в случае проживания гражданина РФ за пределами Российской Федерации 33

2.3. Недопустимость лишения гражданства и высылки гражданина РФ за пределы Российской Федерации 36

2.4. Поощрение и защита гражданства 38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44

Использованная литература

  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. № 237. 25 декабря.
  2. Всеобщая декларация прав человека: Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс: Международные правовые акты».
  3. Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают: утв. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 1985 г. № 40/144. // Действующее международное право. Т. 1.- М.: Московский независимый институт международного права, 1996. С. 255-259.
  4. Конвенция о статусе апатридов: Заключена в г. Нью-Йорке 28.09.1954г. // Действующее международное право. Т. 1.- М.: Московский независимый институт международного права, 1996. - С. 230-243.
  5. Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 18.07.2006) «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. N 22. ст. 2031.
  6. Постановление Конституционного Суда РФ от 20.12.1995 N 17-П «По делу о проверке конституционности ряда положений пункта «а» статьи 64 Уголовного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.А. Смирнова // Собрание законодательства РФ. 1996. N 1. ст. 54.
  7. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 мая 1996 г. № 12-П «По делу о проверке конституционности пункта «г» ст. 18 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» в связи с жалобой А.Б. Смирнова» // Собрание законодательства РФ. 1996. N 21. Ст. 2579.
  8. Постановление Конституционного Суда от 17.02.1996 № 6-П по жалобе лица без гражданства Я.Д. Гафура. // Вестник Конституционного Суда РФ. 1998. № 3.
  9. Авакьян С.А. Российское гражданство: опыт и проблемы // Законодательство. 1997. № 5.
  10. Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. / С.А.Авакьян. М.: Юридический Центр Пресс, 2005. 643 с.
  11. Автономов А.С. Правовая онтология политики: К построению системы категорий / Фонд развития парламентаризма в России. М.: Инфограф, 1999.
  12. Аннерс Э. История европейского права: Пер. со швед. / Отв. ред. В.Н. Шенаев. М.: Наука, 1999.
  13. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М.: Норма, 2005.
  14. Белкин А.А. О некоторых доктринальных вопросах института гражданства // Правоведение. 1995. № 6.
  15. Бессарабов В.Г., Кашаев К.А. Защита прокуратурой прав и свобод человека и гражданина. М.: ИД «Городец», 2007.
  16. Богданова Н.Е. Регулирование вопросов гражданства в рамках Совета Европы - тенденции и их нормативное закрепление // Московский журнал международного права. 2000. N 1.
  17. Бояре Ю. Р. Вопросы гражданства в международном праве. М: Междунар. отношения, 1986.
  18. Варлен М. Новые аспекты института российского гражданства // Законность. 2002. № 12.
  19. Головистикова А.Н. Прекращение гражданства: сравнительный анализ законов о гражданстве 1991 и 2002 годов // Законодательство и экономика. 2005. N 5.
  20. Калиниченко П.А. О гражданстве Европейского союза // Московский журнал международного права. 2000. N 3.
  21. Кикоть В.Я. Российское гражданство. Учебное пособие для вузов. М.: Юнити-Дана. Закон и право. 2003.
  22. Комментарий к Федеральному закону «О гражданстве Российской Федерации». СПб.: Питер, 2003.
  23. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Общая часть: Учебник / Под ред. Б.А. Страшун. М.: Норма, 2005.
  24. Косилкин С.В. Институт гражданства Союза Беларуси и России - проблемы и перспективы // Московский журнал международного права. 2000. N 3.
  25. Кутафин О.Е. Российское гражданство. / О.Е.Кутафин. М.: Юристъ, 2004.
  26. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: Учебник. М.: Волтерс Клувер, 2005.
  27. Нерсесянц B.C. Философия права. М: Изд-во НОРМА, 2001.
  28. Слободанюк И.А. К вопросу о субъекте государственной измены // Российский военно-правовой сборник N 9: Военное право в XXI веке. Серия «Право в Вооруженных Силах консультант». «За права военнослужащих», 2007.
  29. Топорнин Б.Н. Европейское право. М., 1998.
  30. Чиркин В.Е. Конституционное право в Российской Федерации. М.: Юристъ, 2002.
  31. Определение Верховного Суда РФ от 30.05.2006 N 81-В06-5 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. N 2.
  32. Определение Верховного Суда РФ от 22.03.2003 N 77-в07-5 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс: судебная практика".


Другие похожие работы