государственный суверенитет РФ
Реферат по предмету:
"Конституционное право"
Название работы:
"государственный суверенитет РФ"
Автор работы: андрей
Страниц: 25 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
1.Теория суверенитета
Творцом классической теории суверенитета считают французского идеолога абсолютизма, принимавшего активное участие в политической жизни в период религиозных войн, Жана Бодена (1530-1596). Им написано знаменитое сочинение «Шесть книг о государстве». По Ж. Бодену, «суверенитет - есть абсолютная и постоянная власть, которую римляне называют величием (достоинством), означающим высшую власть повелевать». Под суверенитетом им понималось прежде всего верховенство, обладание высшей властью. Суверен - это орган или лицо, которому принадлежит верховная власть. В английской традиции сувереном называют того, кому обычно (или привычно) повинуются все члены общества и кто сам обычно не повинуется никому. Так определял суверена виднейший британский теоретик права XIX в. Джон Остин.
2.Суверенитет народа
Термин «суверенитет» употребляется применительно не только к государству, но и к народу, нации, закону и личности.
Суверенитет как верховная власть, не зависящая ни от какой другой власти, по самой природе своей может быть в пределах одной территории и одного общества только один. Вопреки представлениям эпохи абсолютизма он может быть ограничен и разделен между разными органами. Следовательно, ни один из этих органов не обладает полным суверенитетом, носителем, субъектом которого является только государство как целое. В нормальных условиях суверенитет проявляется и осуществляется только через государство. Тем не менее некоторые из перечисленных выше категорий имеют право на существование.
Концепция народного суверенитета стала завоевывать широкое признание в XVII-XVIII вв. Ее наиболее известными выразителями были Джон Локк в Англии, Жан-Жак Руссо во Франции. С распространением демократии и постепенным признанием ее в качестве лучшей формы государства в XIX- XX вв. народный суверенитет становится решающим фактором признания легитимности власти.
3.Конституционные положения о суверенитете Российской Федерации
На территории Федерации не может быть каких-либо иных суверенитетов, что субъекты Федерации, даже имеющие статус государства, могут рассматриваться только как обладающие самостоятельностью в пределах своих полномочий. Это соответствует ст. 73 Конституции, которая предоставляет субъектам Федерации «всю полноту государственной власти», но только за вычетом полномочий по предметам ведения Федерации и полномочий по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов.
В постановлении Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. указано: «Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации в силу Конституции Российской Федерации исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т. е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации.
Содержание работы
Введение……………………………………………………………….. 3
1.Теория суверенитета…………………………………………………4
2.Суверенитет народа…………………………………………………. 8
3.Конституционные положения о суверенитете Российской Федерации………………………………………………………………15
Заключение……………………………………………………………...23
Список литературы……………………………………………………..25
Использованная литература
- "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, № 4, ст. 445
- Федеративный договор от 31.03.1992 "О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации" // "Федеративный договор: Документы. Комментарий", М., 1994
- Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008) "О референдуме Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 23.06.2004) // "Собрание законодательства РФ", 05.07.2004, N 27, ст. 2710
- Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 20.03.2011) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 22.05.2002) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.2002, N 24, ст. 2253
- Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 N 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 19.06.2000, N 25, ст. 2728
- Определение Конституционного Суда РФ от 27.06.2000 N 92-О "По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений Конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия - Алания и Республики Татарстан" // "Собрание законодательства РФ", 17.07.2000, N 29, ст. 3117
- Баглай М. В Конституционное право Российской Федерации. М., 2009.
- Григонис Э.П. Теория государства и права. СПб., 2005.
- История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. М., 2002.
- Комментарий к Конституции Российской Федерации. Под ред. Зорькина В.Д., Лазарева Л.В. М, 2010.
- Конституционное право России. Под ред. Шульженко Ю.А. М., 2007.
- Проблемы общей теории права и государства. Под ред. Нерсесянца В.С. М., 2010.
- Теория государства и права. Под ред. Мартышина О.В. М., 2007.
- Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 2009.
- Шмитт К. Политическая теология. М., 2000.