Судебная власть в российской федерации: конституционные основы
Реферат по предмету:
"Конституционное право"
Название работы:
"Судебная власть в российской федерации: конституционные основы"
Автор работы: Татьяна
Страниц: 25 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
ВВЕДЕНИЕ
В свя¬зи с пе¬ре¬ме¬на¬ми в рос¬сий¬ском об¬ще¬ст¬ве и не¬из¬беж¬ным за¬кре¬п¬ле¬ни¬ем это¬го в пра¬ве, в Кон¬сти¬ту¬ции 1993 го¬да бы¬ло впер¬вые про¬ве¬де¬но раз¬де¬ле¬ние го¬су¬дар¬ст¬вен¬ной вла¬сти на три вет¬ви: за¬ко¬но¬да¬тель¬ную, ис¬пол¬ни¬тель¬ную и су¬деб¬ную. Раз¬де¬ле¬ние вла¬стей это од¬но из со¬став¬ных час¬тей де¬мо¬кра¬тии. Оно обо¬зна¬ча¬ет раз¬де¬ле¬ние пол¬но¬мо¬чий го¬су¬дар¬ст¬вен¬ных ор¬га¬нов при со¬хра¬не¬нии прин¬ци¬па един¬ст¬ва го¬су¬дар¬ст¬вен¬ной вла¬сти.
В свя¬зи с вы¬ше¬ска¬зан¬ным, без¬ус¬лов¬но, су¬деб¬ная власть яв¬ля¬ет¬ся од¬ной из важ¬ней¬ших вет¬вей вла¬сти и урав¬но¬ве¬ши¬ва¬ет борь¬бу ос¬таль¬ных двух вет¬вей. В этой свя¬зи ло¬гич¬ным яв¬ля¬ет¬ся вы¬де¬ле¬ние в Кон¬сти¬ту¬ции от¬дель¬ной са¬мо¬стоя¬тель¬ной гла¬вы Су¬деб¬ная власть" (гл. 7). Но¬вым под¬хо¬дом яв¬ля¬ет¬ся так¬же от¬не¬се¬ние ор¬га¬нов су¬деб¬ной вла¬сти к чис¬лу ор¬га¬нов го¬су¬дар¬ст¬вен¬ной вла¬сти, то¬гда как в пре¬ды¬ду¬щей Кон¬сти¬ту¬ции к та¬ко¬вым лишь от¬но¬си¬лись Со¬ве¬ты на¬род¬ных де¬пу¬та¬тов. Да¬вая об¬щую ха¬рак¬те¬ри¬сти¬ку су¬деб¬ных ор¬га¬нов, сле¬ду¬ет отметить, что они яв¬ля¬ют¬ся по сво¬ему ха¬рак¬те¬ру пра¬во¬ох¬ра¬ни¬тель¬ны¬ми ор¬га¬на¬ми. Ко¬неч¬но, дан¬ный тер¬мин име¬ет в из¬вест¬ной ме¬ре ус¬лов¬ный ха¬рак¬тер. Под ним по¬ни¬ма¬ет¬ся за¬да¬чи и функ¬ции обес¬пе¬че¬ния за¬кон¬но¬сти и пра¬во¬по¬ряд¬ка, за¬щи¬ты прав и сво¬бод гра¬ж¬дан.
Су¬деб¬ная власть это слож¬ное и мно¬го¬эле¬мент¬ное яв¬ле¬ние, ос¬но¬ву ко¬то¬ро¬го со¬став¬ля¬ет дея¬тель¬ность су¬дов по от¬прав¬ле¬нию пра¬во¬су¬дия. Пра¬во¬су¬дие реа¬ли¬зу¬ет¬ся пу¬тем рас¬смот¬ре¬ния в су¬деб¬ных ин¬стан¬ци¬ях гра¬ж¬дан¬ских, уго¬лов¬ных и ад¬ми¬ни¬ст¬ра¬тив¬ных дел в оп¬ре¬де¬лен¬ной, ус¬та¬нов¬лен¬ной за¬ко¬ном про¬цес¬су¬аль¬ной фор¬ме. Пра¬во¬су¬дие реа¬ли¬зу¬ет¬ся толь¬ко су¬да¬ми, при этом соз¬да¬ние чрез¬вы¬чай¬ных су¬дов не до¬пус¬ка¬ет¬ся. То¬гда вста¬ет вопрос о су¬деб¬ной сис¬те¬ме, то есть о кон¬сти¬ту¬ци¬он¬но за¬кре¬п¬лен¬ном пе¬реч¬не су¬дов, осу¬ще¬ст¬в¬ляю¬щих су¬деб¬ную власть.
Актуальность исследования, таким образом, определяется важностью изучения конституционных основ судебной власти в России.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанность определили выбор нами темы исследования.
ГЛАВА I. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Концепция разделения власте на российской почве прижилась не сразу. Ведь она в какой-то мере ориентирована на подрыв устоев монархического устройства государства. Только в конце XIX на¬чале XX в. о ней заговорили в полный голос, в том числе в универ¬ситетских аудиториях, как об идее, реализация которой должна при¬вести к преобразованию России в правовое государство. После октября 1917 г. положение круто изменилось. Основная причина курс на всевластие Советов, а впоследствии и на господ¬ство командно-административной системы, которая не допускала и не могла допустить какого-то разделения государственной власти. В таких условиях концепция разделения властей оказалась в немило¬сти и нередко преподносилась как выдумка, которая понадобилась буржуазии в период ее борьбы за господство. Лишь в конце 80-х гг. стало появляться более серьезное отно¬шение к проблеме разделения властей. По времени это совпало с официозным провозглашением курса на преобразование нашего го¬сударства в правовое, с признанием того, что такое государство не¬возможно без верховенства закона и надежно обеспечивающего по¬добное верховенство механизма, основной рычаг которого многие ус¬матривали и усматривают в разделении властей. Съезд народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г. одобрил Дек¬ларацию "О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики", в п. 13 которой чет¬ко сказано: "Разделение законодательной, исполнительной и судеб¬ной властей является важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства". Почти два года спустя, 21 апре¬ля 1992 г., эта идея была закреплена на конституционном уровне. В ст. 3 действовавшей тогда Конституции РСФСР провозглашалось, в частности, что "система государственной власти в Российской Феде¬рации основана на принципах разделения законодательной, испол¬нительной и судебной властей...". Это положение приобрело несколько иное звучание в Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 г.: "Го¬сударственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти само¬стоятельны" (ст. 10). Приведенные положения дают основание считать, что судебная власть одно из проявлений государственной власти в целом. Сле¬довательно, ее понятие производно от общего понятия власти и по¬нятия государственной власти в частности. Общее понятие власти, как известно, категория мно¬гоаспектная и многоликая. Власть родительская и отцовская, власть чувств, власть толпы или улицы, местная власть, власть тьмы и т.д. столь широк диапазон употребления слова "власть". Поэтому общее определение власти тоже является весьма широким. В него нередко включают, прежде всего, способность и возмож¬ность оказывать определяющее воздействие на деятельность, по¬ведение людей с помощью таких средств, как авторитет, волевое влияние, правовые веления, принуждение и т.п. Другими словами, власть это не какое-то лицо, орган, объе¬динение, учреждение. Они действующие лица, но не власть. Они лишь реализуют предоставленную им возможность (способность) де¬лать что-то, влиять на чьи-то поступки, достигать какой-то цели. Более узким является понятие государственной вла¬сти. В отличие от общего это понятие персонифицировано. В нем уже присутствуют действующие субъекты народ и (или) государство, его аппарат и органы местного самоуправления, которым делегируется то, что они (народ или государство) могли бы делать сами, т.е. власть (см. ст. 3 Конституции РФ).
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.... 4
ГЛАВА II. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ.12
ГЛАВА III. ПРАВОСУДИЕ КАК КОНСТИТУЦИОННАЯ ФОРМА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ.... 15
ГЛАВА IV. АКТЫ СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
ЛИТЕРАТУРА.. 25
Использованная литература
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Арбитражный процессуальный Кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 31.03.2005) // СЗ РФ от 29.07.2002, № 30, ст. 3012, СЗ РФ от 04.04.2005, № 14, ст. 1210.
- Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Гл.26. М., 1999.
- Белкин А. А. Конституционная охрана: Три направления российской идеологии и практики. СПб.,1995.
- Воронцов С. А. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации. История и современность. Ростов н/Д.: «Феникс», 1999. С. 86.
- Государственное (конституционное) право Российской Федерации. Учебник. М.: 1995г.
- Гражданский процессуальный Кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 29.12.2004) // СЗ РФ от 18.11.2002, № 46, ст. 4532, СЗ РФ от 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 20
- Конституция Российской Федерации. Ст.15, 118-125.
- Митюков М. А. Решения Конституционного Суда Российской Федерации как источник парламентского права// Эффективность закона: Методология и конкретные исследования/ Отв. ред. В. М.Сырых, Ю. А. Тихомиров. М., 1997. С. 135-149.
- Тихомиров Ю. А., Котелевская И. В. Правовые акты: Учебно-практическое и справочное пособие. Гл.7 §1. М., 1999.
- Хабриева Т. Я. Правовая охрана Конституции. Казань, 1995.
- Эбзеев Б. С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд. М., 1997.