Конкуренция и ее роль в рыночной экономике
Курсовая по предмету:
"Микроэкономика"
Название работы:
"Конкуренция и ее роль в рыночной экономике"
Автор работы: Юлия
Страниц: 33 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса и объединяемых одним понятием – рынок.
Ключевым понятием рыночных отношений является понятие конкуренции (от латинского «concurrentia») означает соперничество, соревнование, состязание.
В экономической литературе существует множество определений категории «конкуренция».
По определению классической школы, конкуренция есть соревнование ради прибыли, борьба за экономическое выживание.
По Карлу Марксу, конкуренция – это борьба между предпринимателями за наиболее выгодные условия вложения капитала.
Конкуренция на деле всегда включала в себя и продолжает включает понятие борьбы – борьбы между субъектами рынка за более выгодные и экономически оптимальные результаты производства и реализации товаров, за качество обмениваемых благ и обслуживания потребителей. В прошлом она не случайно была названа борьбой всех против всех, на основе чего и делался порой однозначный вывод о ее исключительно разрушительном характере.
Развитие рыночных отношений в России и мире делает тему конкуренции актуальной в любое время. Целью данной работы будет рассмотрении конкуренции и ее роли в рыночной экономике. Для достижения поставленной цели решим ряд задач:
• рассмотрим теоретические основы конкуренции, ее виды и функции,
• рассмотрим модели конкуренции при различных типах организации рынка,
• рассмотрим методы борьбы с недобросовестной конкуренцией, проблему монополий и антимонопольную политику.
Содержание работы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы конкуренции 4
1.1 Понятие и условия возникновения конкуренции 4
1.2. Функции конкуренции 5
1.3. Виды конкуренции 6
Глава 2. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции 8
2.1. Совершенная (чистая) конкуренция 8
2.2. Чистая монополия 12
2.3. Монополистическая конкуренция 15
2.4. Олигополия 20
Глава 3. Роль конкуренции в рыночной экономике 22
3.1 Конкуренция в экономике России 22
3.2 Антимонопольное законодательство и государственной регулирование экономики 23
Заключение 29
Список литературы 31
Использованная литература
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.08.1995 N 147-ФЗ(ред. от 25.12.2008)\"О ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЯХ\"(принят ГД ФС РФ 19.07.1995)
- УКАЗ Президента РФ от 17.10.1996 N 1451(ред. от 25.07.2000)\"О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ОГРАНИЧЕНИЮ РОСТА ЦЕН (ТАРИФОВ) НА ПРОДУКЦИЮ (УСЛУГИ) ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ И СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ СТАБИЛИЗАЦИИ РАБОТЫ ПРОМЫШЛЕННОСТИ\"
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 30.06.2004 N 331(ред. от 29.12.2008)\"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЕ\"(с изм. и доп., вступающими в силу с 20.01.2009)
- Булатов А.С.: «Экономика». Учебник. 3-е изд., перераб. и доп.– М.: Юристъ, 2006г. – 428с.
- Бобров Н. Конкурентная борьба // Маркетинг. – 2009. – №5. – С.24-28.
- Васьковский А.С. Роль конкуренции в становлении рыночной экономики. – М.: Инфра-М, 2007. – 46с.
- Воронов А. Конкуренция в XXI веке // Маркетинг. – 2009. – №5. – С.16-24.
- Воронов Ю.П. Многие лики конкуренции // ЭКО. – 2007. – №11. – С.58-69.
- Галица И. Организация искусственной конкуренции как метод стимулирования экономики // Общество и экономика. – 2008. – №2. – С.98-106.
- Глазьев С. Перспективы развития российской экономики в условиях глобальной конкуренции // Российский экономический журнал. – 2010. – №1-2. – С.4-26.
- Голиченко О.Г. Экономическое развитие в условиях несовершенной конкуренции. Подходы к многоуровневому моделированию. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 191с.
- Гордеев В. Две тенденции в эволюции конкуренции // Мировая экономика и международные отношения. – 2007. – №1. – С.42-48.
- Димов В. Конкуренция - крепкое плечо государства // Российская газета – 2009. – 4 декабря – С.1,7. – (Бизнес в России).
- Завьялов П. Конкуренция - неотъемлемое свойство развития рынка // Маркетинг. – 2007. – №5. – С.3-14.
- Кирцнер И.М. Конкуренция и предпринимательство: пер. с англ. – М.: ЮНИТИ, 2010. – 239с.
- Кондрашева Т.К. Конкурентная политика и структурная перестройка российской экономики в условиях формирования «новой экономики» // Вестник МГУ. Сер.6. Экономика. – 2008. – №6. – С.22-41.
- Коновалов В.В. Развитие конкурентных преимуществ - основа успеха / В.В. Коновалов, И.В. Цомаева // ЭКО. – 2010. – №6. – С.115-128.
- Кузнецова Е.И. Конкурентная среда как фактор стратегии развития России // Экономика и математические методы. – 2010. – Т.44, №1. – С.79-82.
- Одесс В. Конкуренция – двигатель экономики рыночного типа // Маркетинг. – 2008. – №5. – С.3-8.
- Опыт конкуренции в России: Причины успехов и неудач / авт. проекта Юданов А.Ю. – М.: ИНТРАСТ: КНОРУС, 2007. – 464с.
- Портер М. Конкуренция: пер. с англ. – СПб: Питер, 2010. – 495с.
- Портер М.Е. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов: пер. с англ. – 2-е изд. – М.: Альпина бизнес букс, 2006. – 452с.
- Рыночная инфраструктура и развитие конкурентной среды: межрегиональный аспект / Веселая Л.С., Ендовицкий Д.Н., Зверев Д.В., Коломак Е.А. – Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2010. – 54с.
- Светуньков С.Г. Конкуренция и предпринимательские решения / Светуньков С.Г., Литвинов А.А. – Ульяновск: КОНУС, 2008. – 255с.
- Усик Н. Конкурентная среда: управление процессом ее формирования в России // Проблемы теории и практики управления. – 2010. – №8. – С.52-59.
- Шаститко А. Конкурентная политика в период кризиса / А. Шаститко, С. Авдашева, С. Голованова // Вопросы экономики. – 2010. – №3. – С.54-69.
- Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Дрофа, 2010. – 304с.
- Ячеистова Н.И. Международное регулирование конкурентных отношений. – М.: Инфра-М, 2008. – 80с.