Франчайзинг в малом предпринимательстве России.
Курсовая по предмету:
"Финансы"
Название работы:
"Франчайзинг в малом предпринимательстве России."
Автор работы: Ольга
Страниц: 30 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
«Франчайзинг в малом предпринимательстве России» одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Тема курсовой работы актуальна потому, что малый бизнес, как показывает опыт развитых стран, важнейшая составляющая рыночной экономики. Его экономические преимущества заключаются в способности оперативно реагировать на изменяющиеся потребности и условия рынка. Малые фирмы активизируют структурную перестройку отраслей, преодолевая монополизм в экономике; влияют на структуру цен потребительского рынка; предлагают новые продукты и разрабатывают новые технологии; создают рабочие места, решая проблемы занятости; позволяют реализовать предпринимательскую энергию населения.
В этой связи актуальными являются формы возникновения малого предпринимательства, позволяющие нивелировать или минимизировать отрицательное влияние вышеперечисленных факоров на решение начать собственное дело, является франчайзинг.
Привлекательность франчайзинга заключается в наличии неоспоримых преимуществ для обоих участников франчайзинговых отношений. Для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей он предоставляет в распоряжение стабильный доходный бизнес, для известных фирм и компаний - возможность расширить и упрочить свои позиции на рынке. Именно этим следует объяснить столь широкое распространение франчайзинга как в Европе, так и в Америке. Для многих предприятий франчайзинг стал символом преуспевания в бизнесе, в том числе и для некоторых российских фирм, которые решились на развитие бизнеса при помощи франчайзинга.
Франчайзинг это смешанная форма крупного и малого предпринимательства, при которой крупные корпорации (франчайзеры) заключают договор с малыми фирмами (франчайзи) на право, привилегию действовать от имени франчайзера.
Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Довгань В., Зангиев Ч.М., Зевелев В.А., Межуев С., Пастух Л.А., Тореев В.Б.
Таким образом актуальность темы исследования не вызывает сомнений.
Обязательным элементом данного пункта курсовой работы является формулировка объекта и предмета исследования.
Объект исследования субъект предпринимательской деятельности, использующий в своей хозяйственной деятельности франчайзинг.
Предмет исследования исследования являются франчайзинговые отношения.
Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:
Цель работы рассмотреть особенности и перспективы развития франчайзинга в малом предпринимательстве России.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать основы предпринимательства в России;
2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о франчайзинге: основных понятиях и аспектах функционирования;
3.Рассмотреть специфику и проблемы франчайзинга в России.
4.Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.
5.Предложить собственное виденье на данную проблему и найти пути её разрешения.
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в обобщении научного знания по данной проблеме.
Успешность выполнения задач по написанию курсовой работы в наибольшей степени зависит от выбранных методов исследования.
В работе использовались методы как эмпирического исследования: сравнительно-сопоставительный, наблюдение, так и используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования: абстрагирование, анализ, синтез и дедукция.
Структура курсовой работы выражается в ее содержании.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, трех глав заключения, списка использованной литературы и приложения. Название глав отображает их содержание.
Глава 1. Основы предпринимательства в России
1.1. Малое предпринимательство. Организационно-правовые формы предприятия
Малое предпринимательство это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях (показателях), обуславливающих сущность этого понятия .
Западные экономисты определяют предпринимательство как процесс поиска новых возможностей, внедрения новых способов производства, открытость к новым перспективам, преодоление старых ограничений. Предпринимательство, считают они, есть четвертый фактор производства, который, однако, неосязаем.
Отечественные ученые усматривают в предпринимательстве особый, связанный с риском вид деятельности по организации нового потенциала, прибыльного дела, а также творческую активность в экономике, требующих специфических личностных качеств.
Как показывает мировая и отечественная практика, основным показателем, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником.
Как правило, наиболее общими показателями, на основе которых субъекты хозяйственнй деятельности относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов.
В Федеральном Законе РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» установлено, что под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица .
Малое предприятие должно иметь одну из организационно-правовых форм, установленных Гражданским Кодексом РФ, и обладать статусом юридического лица. В качестве учредителей могут выступать:
Граждане РФ, члены семьи, другие лица, совместно ведущие хозяйство;
Органы управления РФ и субъектов РФ, уполномоченные управлять государственным имуществом;
Органы местного самоуправления;
Общественные объединения (организации);
Иностранные юридические лица и различные иностранные организации (с учетом действующего законодательства);
Трудовые коллективы государственных и муниципальных предприятий.
Первая часть Гражданского Кодекса РФ предоставляет законное право на существование следующим организационно-правовым формам коммерческих организаций, основанных на частной собственности:
Полное товарищество;
Товарищество на вере;
Общество с ограниченной ответственностью;
Общество с дополнительной ответственностью;
Производственный кооператив;
Акционерное общество;
1.2. Состояние малого предпринимательства и его развитие в современных условиях
В Программе социально-экономического развития на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) одной из приоритетных задач деятельности Правительства Российской Федерации определено развитие малого предпринимательства как рыночного института, обеспечивающего формирование конкурентной среды, самозанятость населения и стабильность налоговых поступлений (рис. 1).
Число малых предприятий один из основных индикаторов качества экономической среды. На 1 января 2006 г. зарегистрировано 979 тыс. юридических лиц субъектов малого предпринимательства.
Из 2,2 млн. зарегистрированных юридических лиц малые предприятия составляют 44 %, что более, чем в 2 раза меньше показателей развитых стран
Содержание работы
Введение 3
Глава 1. Основы предпринимательства в России 6
1.1. Малое предпринимательство. Организационно-правовые формы предприятия 6
1.2. Состояние малого предпринимательства и его развитие в современных условиях 8
Глава 2. Франчайзинг: основные понятия и аспекты функционирования 11
2.1. Определение понятия и системы «франчайзинг» 11
2.2. Субъекты франчайзинга 13
Глава 3. Организация функционирования франчайзинговой схемы ведения бизнеса 16
3.1. Франчайзинг как метод ведения малого бизнеса в России 16
3.2. Финансово-экономическая характеристика предприятия"Сервистренд" 19
3.3. Особенности организации франчайзинговой сети 1С. 22
Заключение 27
Список литературы 29
Использованная литература
- :
- Гражданский кодекс. М.: Гарант, 2007. 420 с.
- Андреев В.К. Основы предпринимательского права России. М, 2005. 258 с.
- Беленький В.Х. Предпринимательство и становление смешанной экономики в России / Социальнополитический журнал. 2003. № 9/10.
- Бизнесвестник РусскоБританской Торговой Палаты. Октябрь, 2005.
- Виды франчайзинговых систем // Соврем. Торговля, 2003. № 9. С. 3133.
- Григорьев В. Бизнес начинается здесь и сейчас // Воронежский бизнесжурнал № 16, августсентябрь, 2006.
- Гуляев В. Г. Инвестиционная и налоговая поддержка предпринимательской деятельности / В. Г. Гуляев, Н. П. Пашин, Л. А. Третяк. М., 2004. 360 с.
- Довгань В. Франчайзинг самый надежный путь в бизнес!: Беседа с отцом российского франчайзинга В. Довганем / В. Довгань; Беседовал Викторов В. // Экономическая газета для всех, кто занимается бизнесом, 2004. № 22. С. 1, 3.
- Зангиев Ч. М. Налоговое стимулирование малого бизнеса / Ч. М. Зангиев // Рос. налоговый курьер, 2003. № 19. С. 15.
- Зевелев В.А. Государственное регулирование предпринимательской деятельности. М., 2004.
- Корчагин А. Д. Значение и роль малого бизнеса в инновационном процессе / А. Д. Корчагин, Ю. Г. Смирнов // Инновации, 2003. №5.С. 2329.
- Леонов А.Е., Меньшиков А.А. Нормативнометодические материалы по использованию франчайзинга в малом предпринимательстве (включая пакет договоров) // ЗАО КС Авто, ЗАО «Сибирское консультационное общество». Москва Новосибирск, 2005. 71 с.
- Ляско А. Трансакционные издержки франчайзинговых и лицензионных контрактов / А. Ляско // Вопр. Экономики, 2004. № 9. С. 6480.
- Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее Под общей редакцией проф., д.э.н. Е.Г.Ясина, д.э.н. А.Ю.Чепуренко, В.В. Буева. М., 2003. 156 с.
- Малое предпринимательство России. Анализ текущего состояния // Ресурсный центр малого предпринимательства. М., 2004. 10 с.
- Малый бизнес + крупный: Принципы и механизмы интеграции малого и крупного бизнеса // Торговопром. Ведомости, 2003. № 8 (Апр.). С. 89.
- Межуев С. Франчайзинг в России / С. Межуев, Ю. Кузнецова // Вестн. МАП РФ, 2005. № 6. С. 6468.
- Назаренко Е. Текущее состояние и перспективы развития франчайзинга в России / Е. Назаренко // Упр. Компанией, 2006. № 6. С. 6164.
- Новосельцев О. В. Коммерческая концессия (франчайзинг): история, формы, правовое регулирование, оценка / О. В. Новосельцев // Инновации, 2006. № 9/10. С. 137148.
- Оценка программы франшизера // Соврем. Торговля, 2006. № 9. С. 36.
- Пастух Л. А. Малое предпринимательство. Ростов н/Д, 2003. 102 с.
- Порунов А. Н. Россия: малый бизнес локомотив экономики малого города / А. Н. Порунов // Финансы и кредит, 2003. № 10. С. 5964.
- Тореев В. Б. Эффективность программ поддержки малого предпринимательства / В. Б. Тореев, О. Е. Вороновская // Экон. наука соврем. России, 2005. № 3. С. 7387.