Фон социального страхования
Курсовая по предмету:
"Финансы"
Название работы:
"Фон социального страхования"
Автор работы: Валерий
Страниц: 37 шт.
Год:2006
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
ВВЕДЕНИЕ
Социальное обеспечение, социальная защита всегда занимали и занимают одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества. Они непосредственно зависят от развития экономики и теснейшим образом связаны с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения.
Содержание понятия социального обеспечения, социальной защиты, его параметры формировались постепенно по мере развития самой системы социального обеспечения в нашем государстве.
Социальное государство выступает гарантом и защитником интересов прав и свобод не какой-то одной социальной группы или нескольких групп, а всех членов общества. Такое государство не может произвольно устанавливать тот или иной порядок регламентации общественных отношений, так как оно связано неотчуждаемостью и приоритетом прав и свобод человека и гражданина как общечеловеческих ценностей.
Политика социального государства направлена в первую очередь на оздание таких условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека.
Фонд социального страхования Российской Федерации является одним из четырех государственных внебюджетных фондов, в число которых входят также Государственный фонд занятости РФ, Пенсионный фонд РФ и Фонд обязательного медицинского страхования РФ.
Средства Фонда социального страхования формируются за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателями (страхователями) всех форм собственности, а также гражданами, использующими труд наемных работников в личном хозяйстве.
Задачей Фонда социального страхования является обеспечение выплаты гарантированных государством различного рода социальных пособий и санаторно-курортного лечения и оздоровления работников и членов их семей, что является актуальным для значительной часть граждан нашей страны.
Цель курсовой работы рассмотреть особенности деятельности фонда социального страхования и проанализировать его роль в реализации социальных функций.
На основе цели определим задачи курсовой работы:
- развитие системы социального страхования в России;
- виды обеспечения по обязательному социальному страхованию;
- формирование и расходование средств фонда социального страхования РФ;
- анализ исполнения бюджета фонда социального страхования РФ за 2004 год;
- пути совершенствования деятельности фонда социального страхования.
В процессе выполнения курсовой работы были использованы методы статистического анализа.
1. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
1.1. История развития социального страхования в России
В развитии социального страхования в России можно выделить несколько периодов:
1) XVII-XIX вв. возникновение и развитие социального страхования как общественного института;
2) вторая половина XIX в. - 1917 г. - принятие страховых законов и формирование обязательного социального страхования и его учреждений;
3) с 1917 г. до начала 1930-х гг. - свертывание и огосударствление социального страхования в соответствии с политической и экономической ситуацией в стране;
4) начало 1930-х - 1980-е гг. - преобладание государственного социального обеспечения, передача социального страхования в ведение профсоюзов;
5) с начала 1990-х гг. - формирование системы социального страхования адекватного требованиям формирующейся рыночной экономики. [9, с. 34]
Зарождение добровольного пенсионного обеспечения относится ко второй половине XIX в., когда в России стали образовываться эмеритальные (пенсионные) кассы.
Эмеритальная касса - это организация, в которую человек вносил деньги и из которой через определенное время участия или по выслуге лет выплачивалась ежегодная пенсия (иногда заменяемая единовременным пособием) как самому участнику, так и членам семьи в случае смерти кормильца. Первая эмеритальная касса, устав которой впоследствии был взят за образец для пенсионных касс других учреждений, была основана при Морском ведомстве в 1858 г.
Обязательное устройство страховых касс в России восходит к 1861 г., когда был принят Закон «О вспомогательных товариществах». Эти кассы возникли при казенных заводах. В 1901 г. были приняты Временные правила о пенсиях рабочим казенных горных заводов и рудников, утративших трудоспособность на заводских и рудничных работах.
В России как и в других странах Европы, получает развитие общественная система страхования ремесленников и наемных рабочих, основой которой становятся больничные кассы. К 80-м гг. XIX в. относятся первые проекты государственного социального страхования рабочих. Революция 1905 г. ускорила решение вопросов, связанных с введением обязательного социального страхования.
В 1912 г. III Государственная дума приняла пакет страховых законов: «Об утверждении присутствий по делам страхования рабочих»; «Об утверждении Совета по делам страхования рабочих»; «Об обеспечении рабочих на случай болезни»; «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве». Общее руководство социальным страхованием в стране осуществлял Совет по делам страхования рабочих при Министерстве торговли и промышленности. В губерниях и крупных городах учреждались страховые присутствия, наблюдавшие за исполнением страховых законов. Рабочими органами на местах являлись больничные кассы и страховые товарищества. Последние объединяли в страховых целях работодателей по округам. В дореволюционной России действовало несколько тысяч страховых касс и около 10 товариществ.
Вокруг страховых законов 1912 г. развернулась острая политическая борьба, в которой принимали активное участие различные политические партии и сами рабочие. Важнейшие требования рабочих в области социального страхования и охраны здоровья были сформулированы в докладе Н.А.Семашко в январе 1912 г. Эта программа имела решающее значение для создания в 1917 г. системы охраны здоровья, которая получила название «рабочая страховая медицина».
30 октября 1917 г. была объявлена программа страхования советского правительства. Был издан ряд декретов, в корне изменивших систему социального страхования: 14 ноября 1917г. «О передаче больничным кассам лечебных учреждений»; 29 ноября «О страховых присутствиях и страховом совете»; 11 декабря - «О страховании на случай безработицы»; 22 декабря «О страховании на случай болезни».
В 1918 г. Народным комиссариатом труда было принято Положение о социальном обеспечении трудящихся, в соответствии с которым все страховые органы ликвидировались.
Возрождение социального страхования в России началось в 1921 г. в связи с новой экономической политикой (НЭП). Появление в период НЭПа различных форм собственности на средства производства потребовало новых подходов к социальному страхованию.
Постановлениями СНК 1921-1923 гг. были определены страховые взносы работодателей различных форм собственности по отдельным видам социального страхования. Устанавливались взносы на временную нетрудоспособность и другие виды обеспечения: на инвалидность, вдовство и сиротство, на безработицу и лечебную помощь. Размер страхового взноса по всем, кроме безработицы, видам страхования зависел от опасности и вредности производства.
В 1933 г. социальное страхование в СССР было передано в ведение профсоюзов, а страховые кассы ликвидированы, бюджет государственного социального страхования был консолидирован в государственный бюджет.
Данная система социального обеспечения и социального страхования существовала в бывшем СССР с начала 30-х до конца 80-х и характеризовалась высокой степенью централизации и интеграции в государственный бюджет.
Финансы социального обеспечения и социального страхования включали: государственный бюджет (расходы на социальное обеспечение); бюджет государственного социального страхования; Союзный фонд социальноо обеспечения колхозников; Союзный фонд социального страхования колхозников; социальные фонды государственных предприятий и колхозов. Доля государственного бюджета в общих расходах социального обеспечения и страхования в течение последних 15 лет составляла 95%.
Недостатками этой системы были отсутствие четкой специализации и перекрестное финансирование между фондами.
Управление системой социального обеспечения и страхования было сложным и бюрократизированным. Оно включало, кроме союзного парламента и правительства, союзный Комитет по труду и социальным вопросам, министерства социального обеспечения союзных республик, союзный и республиканские Советы социального обеспечения колхозников, профсоюзы и органы местного самоуправления в области социального обеспечения.
В течение последних 30 лет в бывшем Советском Союзе численность и доля населения, получающего пенсии и социальные пособия, постоянно увеличивалась - с 10,1% в 1960 г. до 16,9 в 1970 г. и 18,8% в 1980 г., достигнув 20,4% в 1987 г. Это явилось причиной роста доли расходов на социальное обеспечение в национальном доходе страны: с 6,8% в 1960 г. до 7,9 в 1970 г., 10,1 в 1980 г. и 11,8% в 1987 г. Потребовалось увеличение взносов на социальное страхование (максимального значения тарифов) с 9,0% в 1970 г. до 14,4%) в 1982 г. и до 30% к концу 1990 г. Уровень социальных платежей был дифференцирован по 30 отраслям народного хозяйства, в зависимости от уровня их рентабельности, без учета уровня социальных и профессиональных рисков. [2, с. 334]
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ 5
1.1. История развития социального страхования в России 5
1.2. Виды обеспечения по обязательному социальному страхованию 10
2. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16
2.1. Формирование и расходование средств ФСС РФ 16
2.2. Анализ исполнения бюджета Фонда социального страхования РФ за 2004 год 22
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
ЛИТЕРАТУРА 36
Использованная литература
- Книги одного или более авторов
- Астапов К. А. Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. - М.: Финансы ЮНИТИ, 2003.
- Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. М.: Финансы: ЮНИТИ, 2004.
- Брайчева Т.В. Государственные финансы. СПб.: Питер, 2003.
- Вахрин П.М. Финансы учебник для вузов, издание 3 М.: Дашков и К, 2003.
- Живалов В. Финансовые потоки в российской экономике. - М., Экономика. 2000.
- Седова М.Л., Маркина Е.В., Грязнова А.Г. Финансы Учебник. М.: ФИС, 2006.
- Федотов А.В. Расходы, возмещаемые Фондом социального страхования. М.:Главбух, 2003.
- Книги авторского коллектива
- Общая теория финансов. / Под ред. Л.А. Дробозиной. - М.: ЮНИТИ, 2004.
- Социальная политика: реформа социального страхования / Под ред. Л.А. Беляевой. - М.: Центр комплексных социальных исследований и маркетинга, 2004.
- Финансы, денежное обращение, кредит. / Под ред. Л.А. Дробозиной. М.: ЮНИТИ, 2003.
- Финансы. / Под ред. В. М. Родионовой - М.: Финансы и статистика, 2004.
- Финансы. Учебник. / Под ред. И.Ю. Ролдугиной. - М.: Финансы и статистика, 2004.
- Финансы. / Под ред. М.В. Романовского. - М.: Юрайт, 2004.
- Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов. / Под ред. проф. А.В. Волковой - М.: Финансы, 2004.
- Финансы. / Под ред. М.П. Видяпина. - М.: Финансы и статистика, 2006.
- Финансы. / Под ред. Ю.В. Козловой. - М.: Финансы и статистика, 2006.
- Статья в журнале или газете
- Кондратьева З.А. Порядок формирования и использования средств Фонда социального страхования // Законодательство, 2004.- №6, - с. 12- 34
- Нечитайло И. Порядок учета и расходования средств обязательного социального страхования // Финансовая газета. Региональный выпуск, 2004. -№20, - с. 11- 24
- Сомов Л. Выплаты по социальному страхованию в 2004 г. // Финансовая газета, 2004, - №16, - с. 3- 31
- Терехова В.А. О порядке регулирования средств обязательного социального страхования // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, 2004, - №15, - с. 11- 21
- Фонд социального страхования РФ: жизнь и надежда за строчкой отчета... // Частник, - 2006. - №7. с. 31-35.
- Фонд социального страхования РФ: перспективы развития // Известия, - 2006. - №5. с. 12-14.
- ФСС РФ увеличивает расходы // КоммерсантЪ - 2006. - №2. с. 22-25.
- Ильин М.Б. Родовые сертификаты в 2007 г. // Известия, - 2006. - №3. с. 7-10.
- Нормативные документы
- Федеральный закон от 4 марта 2006 г. N 34-ФЗ «Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2004 год».
- Федеральный закон от 4 марта 2006 г. N 34-ФЗ «Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2004 год».
- Федеральный закон от 22 декабря 2005 г. N 173-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год».
- Постановление Фонда социального страхования РФ от 9 марта 2004 г. N 22 «Об утверждении Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования».
- Электронные средства массовой информации
- Официальный сайт Фонда социального страхования www.fss.ru