Конкурентная среда туристического предприятия
Реферат по предмету:
"Туризм, Туристический бизнес и сервис"
Название работы:
"Конкурентная среда туристического предприятия"
Автор работы: Великороднов Виктор Владимирович
Страниц: 23 шт.
Год:2009
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Индустрия туризма является одним из наиболее динамично развива- ющихся секторов экономики. Согласно данным ВТО, в последние двадцать лет среднегодовые темпы роста ино¬странного туризма составили 5,1 %, а среднегодовые темпы роста валютных поступлений от международного туризма ~ 14%; в 2001 г. международных туристских прибытий было 576 млн чежГа поступления от международного туризма дос¬тигли 372 млрд долл. США. К 2010 г. количество международ¬ных поездок предположительно возрастет до 937 млн . Многие высокоразвитые страны, такие как Швейца- рия, Австрия, Франция, значительную долю своего благосостояния постро¬или на доходах от туризма. В западных странах туризм при¬знается доходной отраслью хозяйства, находящей поддержку государства.
В России туризм пока не воспринимается полноправным сегментом экономики и предметом научного анализа. Россий¬ская туристская индустрия переживает период своего станов¬ления как самостоятельный сектор хозяй- ствования. С каждым годом увеличивается потребность в квалифицирован- ных кадрах в области туризма, возникают многочисленные высшие учеб¬ные заведения и курсы повышения квалификации, готовящие кадры туризма.
В условиях быстроразвивающегося рынка туризма России важную ро- ль играют маркетинговые мероприятия: исследова¬ния, стратегия и планиро- вание. В туризме (как в России, так и на европейских рынках) маркетингу уделяется недостаточно внимания, так как предприниматели в основном сориентирова¬ны на практику и действуют в соответствии с имеющимся у них опытом. Важнейшей причиной такого положения вещей является и тот факт, что большинство туристских предпри¬ятий до недавних пор могли без особых усилий и маркетинговых исследований постоянно увеличивать и расширять клиентуру и объемы производства туристских услуг. Экстенсивный рост спроса на туруслуги в России, обусловленный огромным количе¬ственным потенциалом, высоким уровнем образования населе¬ния, готовностью расходовать деньги на отдых и традицион¬ной щедростью русских туристов во время отдыха в недалеком прошлом не являлись стимулами в активизации маркетинговой деятельности предприятий туризмаВместе с тем индивидуа- лизация потребительского спроса, использование как массово-стандартизо- ванного, так и диффе¬ренцированного предложения туристских товаров и услуг, кон¬центрация капитала и технологические процессы в индустрии туризма обусловливают необходимость усиления внимания к проблемам маркетинговых исследований, стратегий и плани¬рования. В России такая практика начала развиваться в канун XXI века, особенно в наиболее разви- тых географических рай¬онах, например в Москве, Санкт-Петербурге, Екате- ринбурге, Нижнем Новгороде.
Однако в отличие от маркетинга многих товаров массового потреб- ления маркетинг в туризме имеет свои специфические особенности, воз- никающие прежде всего из-за специфического характера туристских услуг.
Актуальность маркетинговых исследований обусловлена тем, что в процессе интенсивного развития туристской инду¬стрии и постоянно повы- шающейся роли туризма в мировой экономике возникает необходимость обобщения различных по тематике научных разработок в области туризма, опыта и методов работы западных и российских предпринимателей в сфере туризма. Актуальность определена также стреми¬тельным развитием рынка туристских услуг, характерными чертами которого на сегодняшний день являются интернацио¬нализация, интеграция и регионализация в такой же мере, как и динамичные изменения туристского спроса и предложения. В этих условиях современного рынка туризма роль и место маркетинга непре- рывно возрастают. Требуется глубокое изу¬чение маркетинговых мероприя- тий и особенностей их исполь¬зования российскими турпредприятиями.
1. Конкурентная среда туристского предприятия
Для предпринимательской деятельности в сфере туризма в боль-шинстве случаев характерна высокая степень конкуренции. Конку¬ренция — один из сущностных признаков туристского рынка. Она рассматривается как фактор, регулирующий соответствие частных и общественных интересов, как «невидимая рука» рынка (А. Смит), уравнивающая нормы прибыли в целях оптимального распределе¬ния труда и капитала. Под конкуренцией понимае- тся соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридичес- кими или фи¬зическими лицами (конкурентами), заинтересованными в дос- тиже¬нии одной и той же цели. С точки зрения предприятия такой целью является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потре- бителя.
Степень развития рынка, сложность работы на нем во многом опре- деляются особенностями конкурентной среды туристской фир¬мы. Являясь наиболее чувствительным индикатором активности предприятия, она определяет многие маркетинговые характеристи¬ки: объем и условия продаж, цены, методы рекламы, стимулирова¬ния сбыта и т.д. Кроме того, сквозь призму взаимоотношений между конкурентами наиболее быстро и четко проявляются изменения, происходящие на рынке, так как именно соперни- чество — основ¬ной двигатель рыночных процессов.
На силу конкурентной борьбы в сфере туризма влияет множе¬ство фак- торов. Однако некоторые из них повторяются чаще других. Рассмотрим наиболее важные.
1. Борьба усиливается, когда число конкурирующих фирм увеличи- вается и когда они становятся относительно сравнимы с точки зрения размеров и возможностей. Количество фирм — важный фак¬тор, поскольку большее число предприятий повышает вероятность новых стратегических инициатив. При этом уменьшается влияние каких-либо отдельных фирм на всех остальные.
Содержание работы
Введение. 1 Конкурентная среда туристического предприятия. 2 Уровни туристического маркетинга в условиях конкуренции. 3 Элементы анализа конкурентов. 4 Построение конкурентной карты рынка. Заключение. Литература.
Использованная литература
- Балабанов И., Балабанов А.
- Экономика туризма. – М.: Финансы и статистика, 2006.
- Горбылева З.
- Экономика туризма. – Мн.: БГЭУ, 2003
- Зорин И. и др.
- Туризм как вид деятельности. – М.: Финансы и статистика, 2007
- Кабушкин Н.
- Менеджмент туризма. – Мн.: Новое знание, 2005.
- Козырев В и др.
- Экономика туризма. – М.: Финансы и статистика, 2004.
- Моисеева Н.
- Стратегическое управление туристской фирмой. – М.: Финансы и
- Статистика, 2001.
- Сенин В.
- Организация международного туризма, - М.: Финансы и статистика,
- Яковлев Г.А.
- Экономика и статистика туризма: Учебное пособие. – М.: Издательство
- РДЛ, 2003. – 240с.