Особенности правового регулирования естественных монополий в сфере железнодорожного транспорта
Курсовая по предмету:
"Предпринимательство (Малое, среднее и крупное)"
Название работы:
"Особенности правового регулирования естественных монополий в сфере железнодорожного транспорта"
Автор работы: Юлия
Страниц: 42 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Среди множества актуальных проблем в сфере исследований рынка и государственного регулирования экономики вопрос о целесообразности и последствиях реформирования естественно-монопольных структур занимает не последнее место. На сегодняшний день можно привести как большое количество аргументов, свидетельствующих о необходимости преобразований в сфере естественных монополий, так и множество доводов против создания конкурентных отношений в этом секторе экономики. Проблема нахождения более эффективных методов регулирования применительно к рыночной модели экономики предполагает обязательное решение ряда особо важных и трудно выполнимых задач. В качестве одной из подобных задач общегосударственного значения следует рассматривать проблему обеспечения сбалансированного и стабильного функционирования полностью или частично монополизированных отраслей экономики, в том числе сферы естественных монополий. Существование развитой рыночной экономики обязательно подразумевает самостоятельность каждого отдельно взятого предприятия, полностью отвечающего за результаты своей финансово-хозяйственной деятельности. Это, прежде всего, обосновано тем, что каждый хозяйствующий субъект для поддержания приемлемого уровня конкурентоспособности стремится разрабатывать эффективные системы управления, с целью максимизации прибыли, оптимизации общего уровня затрат, что в конечном итоге приведет к обеспечению финансовой устойчивости и стабильной работе предприятия.
Тем не менее, даже в экономиках рыночного типа возможно, а иногда даже необходимо появление и развитие естественных монополий. Это можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, в условиях современного экономического уклада существуют отрасли, в рамках которых экономия, связанная с ростом масштаба производства, выражена особенно резко, при этом мероприятия по созданию и поддержанию конкурентной среды в подобных секторах экономики являются чересчур затратными или не вполне осуществимыми. Принимая во внимание вышеперечисленные обстоятельства, наиболее эффективной (с точки зрения общественной выгоды) представляется такая форма организации хозяйства, при которой на рынке функционирует всего лишь один хозяйствующий субъект, способный полностью удовлетворить совокупный спрос, предъявляемый обществом на производимый данной фирмой товар или услугу. Более того, существование в рамках рыночной экономики монопольных структур может быть вызвано наличием крайне высоких препятствий для вхождения в ту или иную отрасль. Данное обстоятельство можно объяснить тем, что в случае, если на рынке присутствует только один производитель товаров или услуг, то на потенциальных конкурентов накладывается необходимость обладания капиталом, достаточным для вхождения в данную естественно-монопольную отрасль экономики. Более того, следует также принимать во внимание тот факт, что, даже имея возможность выхода на рынок, потенциальный конкурент вряд ли сможет получать прибыль от своей операционной деятельности в краткосрочной перспективе. Подобная ситуация возникает в связи с тем, что одной из существенных характеристик сферы естественных монополий являются так называемые необратимые издержки (sunk costs), т.е. долгосрочные финансовые вложения в основной капитал, которые необходимо осуществить непосредственно до начала операционной деятельности предприятия (например, затраты на прокладку линий электропередач, строительство трубопроводов, железнодорожных магистралей и др.). С этой точки зрения становится понятным существование в экономике так называемых естественных монополий. Естественные монополии имеют первостепенное значение для развития экономической и социальной жизни современного государства. С точки зрения общественного благосостояния естественные монополии следует рассматривать как один из важнейших структурных элементов экономики, поскольку, пользуясь своим монопольным статусом на рынке, они могут вырабатывать стратегию поведения на средне- и долгосрочную перспективу, одинаково приемлемую как для них самих, так и для конечных потребителей производимых ими товаров и услуг. Однако неоптимальное распределение и использование ресурсов в рамках естественной монополии может привести к снижению эффективности и ухудшению деятельности, как самой монополии, так и смежных с ней отраслей. В этой связи именно необходимость повышения эффективности функционирования предприятий, функционирующих в сфере естественных монополий, является, как правило, одной из главных причин реформирования естественно-монопольного сектора экономики.
Содержание работы
Введение 3
1. Естественные монополии в России в области железнодорожного транспорта 6
1.1 Особенности развития и существования естественных монополий 6
1.2 Правовое регулирование и законодательство в области железнодорожного транспорта 15
2. Реформирование структуры железнодорожного транспорта в Российской Федерации 24
2.1 Направления развития железнодорожного транспорта 24
2.2 Проблемы реформирования 37
Заключение 41
Список использованной литературы 42
Использованная литература
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.02.2003 N 29-ФЗ \"ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УПРАВЛЕНИЯ И РАСПОРЯЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА\" (принят ГД ФС РФ 07.02.2003)
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.01.2003 N 18-ФЗ \"УСТАВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ\" (принят ГД ФС РФ 24.12.2002)
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.01.2003 N 17-ФЗ \"О ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ\" (принят ГД ФС РФ 24.12.2002)
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.12.2001 N 178-ФЗ \"О ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА\" (принят ГД ФС РФ 30.11.2001)
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.01.1998 N 2-ФЗ \"ТРАНСПОРТНЫЙ УСТАВ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ\" (принят ГД ФС РФ 19.12.1997)
- \"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)\" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995)
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26.12.1995 N 208-ФЗ \"ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ\" (принят ГД ФС РФ 24.11.1995)
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 25.08.1995 N 153-ФЗ \"О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ\" (принят ГД ФС РФ 20.07.1995)
- \"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)\" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
- Дюбанов М.А. «К вопросу о регулировании естественных монополий в сфере железнодорожного транспорта». //электронный журнал центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования «Научный эксперт», №4, 2009 г.
- Дюбанов М.А. «Реформирование естественных монополий: проблемы, состояние, перспективы развития (на примере железнодорожного транспорта)» //журнал «Транспортное дело России», №2, 2009 г.
- «О программе структурной реформы на железнодорожном транспорте», Постановление Правительства РФ от 18 мая 2001 г. N 384 (с изменениями от 20 декабря 2004 г.)
- «О естественных монополиях», ФЗ N 147 от 17 августа 1995 г.
- «РЖД в убытках» //газета «Ведомости», 24 декабря 2008 г.
- «Разделение функций эффективно при поддержке государства» //журнал «Железные дороги мира», № 12/2001.
- «Второй этап реформы железных дорог Германии»//журнал «Железные дороги мира» № 06/1999.
- «The Restructuring and Privatization of British Rail: Was it really that bad»?/ Pollitt M.G., Smith A.S.J. //Fiscal Studies, Volume 23, № 4, December 2002.
- «О концепции структурной реформы федерального железнодорожного транспорта», Постановление Правительства РФ от 15 мая 1998 г. N 448.
- «Россияне считают, что цены на билеты у частных ЖД-компаний будут выше», Саакян Ю.З.. // РИА Новости, 5 декабря 2008 г.