Становление и развитие рынка услуг в Республике Беларусь
Курсовая по предмету:
"МЭО"
Название работы:
"Становление и развитие рынка услуг в Республике Беларусь"
Автор работы: Елена
Страниц: 34 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
ВВЕДЕНИЕ
Мировой рынок услуг разбивается на более узкие рынки, так как услуги разнообразны и разнородны. В основе этого рынка лежит огромная и быстрорастущая часть мирового хозяйства – сфера услуг. Предоставление услуг – самая динамичная статья мировой торговли.
Что касается Беларуси, то она входит в первую десятку европейских стран по показателю «соотношение объема внешней торговли и ВВП». В отличии от России и Украины, которые богаты ресурсами, имеют мощный энергетический и сырьевой потенциал, Беларусь тем не менее опережает эти страны по доле производства продукции перерабатывающих отраслей и свои потребности в валютных ресурсах реализует посредством экспорта готовой продукции и услуг.
Этот фактор определил приоритеты экономической стратегии на поддержку базовых отраслей, ориентированных на экспорт. В настоящее время Беларусь осуществляет экспорт по 19 товарным группам, а сложившаяся структура белорусского экспорта в целом приближена к структуре мирового экспорта товаров. В течение последних лет стабильно сохраняется, например, группа «машины и оборудование» и «транспортные средства» на уровне 30%, а совместно с продукцией химической и текстильной промышленности экспортируемая продукция белорусского машиностроения составляет порядка 60% общего объема экспорта Республики Беларусь.
Значительная доля экспорта Беларуси приходится на экспорт услуг. К основным видам услуг, экспортируемых на мировой рынок, относятся транспортные, строительные услуги, услуги по переработке нефти. Это очень важный источник валютных поступлений в бюджет республики. В целом доля услуг в общем объеме экспорта имеет четкую тенденцию к росту. Так, например, положительное сальдо в торговле услугами за 2000 г. сложилось в размере 561 млн. долл., что позволило на 51,1% компенсировать отрицательное сальдо торговли товарами.
Однако реализация новых тенденций происходит весьма противоречиво. Национальная экономика Беларуси крайне нуждается в активном использовании зарубежного опыта и привлечении зарубежных финансовых средств. Их отсутствие замедляет процесс стабилизации экономики и возможность преодоления тяжелейшего кризиса переходного периода. Поэтому исследование данной темы является актуальным.
Наиболее продвинутой в этом плане является сфера внешнеэкономических отношений. Именно здесь осуществляются меры по формированию цивилизованной конкурентной среды для иностранных и национальных товаров. Новые рыночные отношения уже заняли значительные позиции в общем объеме внешнеторговых операций. Внутренний рынок страны наполняется конкурирующими товарами, но дальнейшее развитие этого процесса сильно сдерживается технической и технологической отсталостью реального сектора белорусской экономики.
Цель курсовой работы – определение сущности международного рынка услуг, тенденций его развития и анализ внешней торговли услугами в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы обусловлены ее целью:
- раскрыть теоретические основы развития мирового рынка услуг;
- проанализировать становление и развитие рынка услуг в Республике Беларусь.
Объект исследования: рынок услуг.
Предмет исследования: становление и развитие рынка услуг в Республике Беларусь.
1.2 Структура мирового рынка услуг и факторы влияния
К числу услуг можно отнести все, что не связано с добычей полезных иско¬паемых, промышленным и сельскохозяйственным производст¬вом. Такое обобщенное определение приводит к различным классификациям видов услуг. Международный валютный фонд (МВФ) подразделяет эту торговлю только на четыре вида — фрахт, остальные транспортные ус-луги, туризм, прочие услуги. В системе национальных счетов услуги подразделяются на потребительские (туризм, гостиничные услуги), социальные (образование, медицина), производственные (инжиниринг, консалтинг, финансовые и кредитные услуги), распределитель¬ные (торговые, транспортные, фрахтовые) [7, с.34].
В свою очередь международные услуги могут быть фактор¬ные (disembodied) — это услуги, связанные с пересечением гра¬ницы, а также классические услуги по предоставлению капита¬ла, в сфере туризма, образования, медицины, и не факторные (splintered, separated), для которых характерно пространствен¬ное разделение производителя и потребителя (фильмы, патен¬ты, издательская деятельность).
По формам реализации услуги могут быть подразделены на четыре основные группы в зависимости от нахождения произ¬водителя и потребителя в момент ее потребления [13, с. 131]:
1. Услуга предлагается на территории ее потребления.
2. Услуга потребляется за рубежом.
3. Услуга предлагается и на территории ее потребления и за рубежом.
4. Услуга не перемещается из страны в страну.
Как правило, услуги первых трех групп относятся к фактор¬ным услугам, четвертой — к не факторным.
В целом же к международным услугам можно отнести: транспортные, услуги связи, туризма, консалтинговые, инжи¬ниринговые, инженерно-строительные, информационные, юриди¬ческие, страховые, посреднические, финансовые, образования, медицинские и т.д.
Содержание работы
Введение 3
Глава 1 Характеристика развития мирового рынка услуг 5
1.1 Понятие мирового рынка услуг, его признаки и предпосылки формирования 5
1.2 Структура мирового рынка услуг и факторы влияния 11
1.3 Регулирование международной торговли услугами 15
Глава 2 Становление и развитие рынка услуг в Республике Беларусь 18
2.1 Структура и динамика развития рынка услуг в Республике Беларусь 18
2.2 Развитие национального рынка услуг 21
2.3 Развитие экспорта услуг в Беларуси 25
Глава 3. Перспективы и направления развития рынка услуг Республике Беларусь 29
Заключение 32
Список использованых источников 34
Использованная литература
- 1 Авдокушин, Е.Ф. Международные экономические отношения / Е.Ф. Авдокушин. - М.: Юристь, 2008. – 25 с.
- 2 Буглай, В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения: Учеб. пос. / В.Б. Буглай, Н.Н. Ливенцев. - 2-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 256 с.
- 3 Грачев, Н.Н. Иностранные инвестиции в Республике Беларусь: государственная политика и правовой режим / Н.Н. Грачев. - Мн.: ООО \"Мисанта\", 2009. - 88 с.
- 4 Давыденко, Е.Л. Международные экономические отношения / Е.Л. Давыденко - Минск: БГУ, 2010. - 87 с.
- 5 Зубачев, С.Н. Современные тенденции развития туризма в Беларуси / С.Н. Зубачев // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. - 2009. - №6. - С. 8-10.
- 6 ИТ-страна [Электронный ресурс]. — Минск, 2011. — Режим доступа: — http://www.it-strana.by Дата доступа: 02.03.2011.
- 7 Киреев, А. Международная экономика. / А. Киреев. Т. 1,2. - М. Международные отношения, 2009. – 134 с.
- 8 Мазоль, С.И. Транснациональные корпорации: особенности конкурентных преимуществ / С.И. Мазоль // Вестник БГЭУ. - 2010. - № 5. - С.95-99.
- 9 Международное общественное объединение \"Развитие\" [Электронный ресурс]. — Минск, 2011. — Режим доступа: — http://evolutio.info Дата доступа: 02.03.2011.
- 10 Международные экономические отношения: Учебник / А.И. Евдокимов [и др.]; под ред. А.И. Евдокимов. – М.: ТК Велби, 2007. – 552 с.
- 11 Международные экономические отношения: Учебник / В.Е. Рыбалкин [и др.]; под ред. В.Е. Рыбалкина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЗАО \"Бизнес-школа \"Интел-Синтез\", Дипломатическая академия МИД РФ,2006. - 368 с.
- 12 Министерство иностранных дел Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — Минск, 2011. — Режим доступа: http://www.mfa.gov.by. — Дата доступа: 25.02.2011.
- 13 Мировая экономика: учеб. / Л.С. Падалкина [и др.]; под ред. И. П. Николаевой. - М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 240 с.
- 14 Мировая экономика: Учеб. / А.С.Булатова [и др.]; под ред. А.С. Булатова. - М: Юристъ, 2006.- 734 с.
- 15 Новости ИТ – стати из мира информационных технологий [Электронный ресурс]. — Минск, 2011. — Режим доступа: — http://news-it.clan.su Дата доступа: 02.03.2011.
- 16 Овчинников, Г.П. Международная экономика: Учеб. пособ / Г.П. Овчинников. 3-е изд.- СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008. - 384 с.
- 17 Петрушкевич, Е.Н. Формирование и функционирование инвестиционного рынка в трансформационный период в Республике Беларусь: Автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.01/ Е.Н. Петрушкевич / Бел. гос. экон. ун-т. - Минск, 2009. - 20 с.
- 18 Портал информационной поддержки экспорта [Электронный ресурс]. — Минск, 2011. — Режим доступа: http://www.export.by. — Дата доступа: 28.02.2011.
- 19 Сивенков, О.В. Оценка и перспективы развития сферы бизнес-услуг в Беларуси / О.В. Сивенков / Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь.- 2011. - №6. – С. 11-13.
- 20 Турбан, Г.В. Мировой рынок услуг: факторы и масштабы развития / Г.В. Турбан / Белорусский экономический журнал. - 2008. - №1. – С. 15.
- 21 Экономика Белорусского Государственного Экономического Университета – Блог [Электронный ресурс]. — Минск, 2011. — Режим доступа: — http://www.economy-web.org/ Дата доступа: 02.03.2011.