Внутренние и внешние условия повышения экспорта продукции машиностроения в России.
Реферат по предмету:
"МЭО"
Название работы:
"Внутренние и внешние условия повышения экспорта продукции машиностроения в России."
Автор работы: Ольга
Страниц: 24 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Появление понятия "машиностроение" в своем начальном развитии, как направление человеческой деятельности, связано с энергетическими революциями.
Переход от энергии животных и природных энергий к энергии паровых машин, работающих от сжигания углеводородных топлив, создал условия перехода от кустарного производства к промышленному - появлению первых фабрик и заводов.
Невозможность значительного отрыва производства от источников энергии привела к образованию первых промышленных центров. Появление электроэнергетики - генераторов электроэнергии и электродвигателей - дало дальнейший толчок к промышленному развитию.
Все это привело к созданию целостной среды экономического развития и среды обитания человека - индустриального общества.
Наивысшего развития индустриальное общество достигло к середине XX столетия, породив все преимущества и противоречия современной цивилизации.
Машиностроение было основой индустрии. Те страны, которые гармонично развивали машиностроительные отрасли, обеспечивали свое экономическое и военно-техническое могущество в мире. Национальная экономика и, как следствие, национальная политика опирались, в первую очередь, на индустриальную мощь государства.
Понятие "великой" державы было связано не столько с размером е территории, сколько с ее индустриальной мощью. Во второй половине XX столетия развитие машиностроения получило новое качество. Технологическое развитие стало в значительной мере наукоемким.
Фундаментальные научные открытия в области физики, химии, биологии были достаточно быстро востребованы современной промышленностью, породив технологии современной электроники, микроэлектроники, радиоэлектроники, оптоэлектроники, технологии новых материалов, биотехнологии. Это быстрое освоение результатов фундаментальной науки и вскрывает суть наукоемких технологий или, как их еще называют, "высоких" технологий.
Образовалась воспроизводящая цепочка: фундаментальная наука - прикладная наука - разработка технологии - проектирование и производство современного промышленного продукта.
Современное машиностроение базируется на наукоемких технологиях. Таким образом, в конце XX столетия была продемонстрирована зависимость машиностроительных производств не только от развития энергетики, но в значительной мере и от развития наукоемких технологий.
Появление таких продуктов электронного машиностроения, как современные электронные компьютерные компоненты, привело к широкому их внедрению в производство нового поколения технических систем, высокоэффективных, гибко перестраиваемых, многокоординатных машин и роботов.
Ключевой тенденцией при создании современных машин стал перенос функциональной нагрузки с механических узлов к интеллектуальным компонентам.
Доля механической части в современном машиностроении сократилась с 70 % в начале 90-х годов до 25 + 30 % в настоящее время. Одновременно происходит компьютерное сопровождение всего жизненного цикла создания и эксплуатации технической системы.
Актуальность данной работы заключена в том, что в конце ХХ начале ХХI в. по прежнему актуальными остаются проблемы модернизации и изменения машиностроительной направленности российской экономики, роста инвестиционной привлекательности, повышения конкурентоспособности продукции и ускоренного внедрения инноваций и экспорта.
Сложившаяся ситуация говорит о необходимости поиска новых рычагов и механизмов, способных обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие машиностроени РФ и страны в целом.
Одним из перспективных направлений, оказывающих влияние на решение ключевых задач развития в условиях глобализации и вовлечения в мирохозяйственные связи непосредственно субъектов РФ, является внешнеэкономическая деятельность.
Целью работы является изучение приоритетных направлений развития внешнеэкономической деятельности машиностроительного комплекса, способствующих его интеграции в систему мирохозяйственных связей для структурной перестройки и технологической модернизации экономики РФ.
1. Машиностроительный комплекс России
Правительство РФ предусматривает разработать научно-техническую политику и комплекс стратегических мер по инвестициям в области машиностроения, чтобы прервать длительный спад и ускорить развитие экономики страны.
Структура машиностроительного комплекса объединяет 1647 крупных и средних предприятий девяти бывших отраслевых министерств с численностью работающих более 2,2 млн. человек.
В зависимости от того, на какой рынок ориентирована продукция, выпускаемая предприятиями машиностроительного комплекса, их условно объединяют в 4 группы:
a. группа отраслей инвестиционного машиностроения (тяжелое, энергетическое, транспортное, химическое, нефтяное, строительно-дорожное машиностроение), развитие которых определяется инвестиционной активностью ТЭКа, строительного и транспортного комплексов;
b. группа предприятий тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, машиностроения для перерабатывающих отраслей АПК и предприятий легкой промышленности, зависящих от платежеспособности сельхозпроизводителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции, а также частично от спроса населения;
c. электротехника, приборостроение, станкостроение - группа наукоемких отраслей, так называемых комплектующих, развивающихся вслед за потребностями всех других отраслей промышленности, включая и само машиностроение;
d. автомобильная промышленность, выпуск продукции которой ориентирован на спрос конечных потребителей (производство легковых автомобилей), а также на потребность предприятий, фирм и исполнительных органов власти (производство грузовиков и автобусов).
В целом по машиностроительному комплексу и практически по всем направлениям в машиностроении разработаны стратегии и концепции развития на инновационной основе до 2010 г.
В России сегодня доля машиностроения в общем выпуске производственной продукции составляет около 20%, хотя в последние годы она практически перестала расти.
В то же время объем машиностроения и металлообработки в экономически развитых странах составляет от 36% до 45%, что обеспечивает им возможность перевооружения своей промышленности каждые 7-10 лет.
В России же темпы обновления технологической базы не превышают 0,1-0,5% в год, а выбытие основных фондов - 1,5-2,5%, что во многом и определяет низкий технический уровень и конкурентоспособность выпускаемой продукции.
Динамика индекса физического объема производства в машиностроении и металлообработке показывает, что в 1999 г. он вырос на 117,2% к соответствующему периоду 1998 г., в 2000 г. - на 120%, в 2001 г. - на 107,2%, а в 2006 г. - лишь на 102%.
Основными факторами, обусловившими рост производства в отрасли стали развитие процессов импортозамещения, проведение на многих предприятиях работ по оптимизации мощностей, реструктуризация долгов предприятий перед бюджетами различных уровней, модернизация и перевооружение производственного аппарата в промышленности и самом машиностроении, освоение новой техники, рост объемов поставок на экспорт отдельных видов машиностроительной продукции.
Эти внешние положительные факторы подкреплялись действиями законодательной и исполнительной власти.
С 2000 г. впервые за последние 10 лет в машиностроении обозначился прирост численности работающих. Правда, в 2006 г. произошло уже сокращение на 1,1%. Возросла заработная плата, среднемесячный уровень которой составил 4150 руб., но остается на 24% ниже уровня средней зарплаты в целом по промышленности.
Наиболее стабильно в последние годы развивались железнодорожное машиностроение, машиностроение для легкой и пищевой промышленности за счет увеличения спроса на внутреннем рынке.
Рост объемов в 2006 г. сохранился в производстве грузовых магистральных вагонов - в 1,6 раза, автобусов - в 1,2 раза, тепловозов магистральных на 4,5%, электровозов магистральных на 5,6%, выпуск грузовых автомобилей на 0,4%, аккумуляторов и аккумуляторных свинцовых автомобильных батарей н 2,2%, водосчетчиков для холодной воды в 1,3 раза, станков ткацких в 1,7 раза и т. д.
Вместе с тем, в 2006 г. продолжалось снижение темпов производства по сравнению с 2005 г. в металлургическом машиностроении (на 17,4%).
Металлургическое машиностроение остается одной из самых депрессивных подотраслей машиностроительного комплекса. Здесь ни по одному виду продукции не было отмечено положительной динамики.
Содержание работы
Введение 3
1. Машиностроительный комплекс России 6
2. Формирование внутренней концепции развития экспорта машиностроительной продукции 13
3. Развитие внешнего рынка экспорта продукции машиностроения 17
Заключение 21
Список литературы 24
Использованная литература
- Ежемесячный журнал об индустрии "Энергия промышленного роста" 2007, № 3
- Казаков, В.А., Перспективы развития машиностроения в России/В. А. Казаков В. А. Казаков Технология машиностроения. 2001 . N 1
- Проблемы и перспективы обеспечения конкурентоспособности машиностроения России / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 1998. - № 9
- Российский статистический ежегодник, 2007. /Госкомстат России. М., 2007.
- Стратегия развития машиностроения Российской Федерации в 2007-2010 годах и на период до 2015 года, Москва, 2007